Вечная память героям, павших за свободу и независимость нашей Родины!
1. Подводная лодка "Щ-213"
Летом 2008 года на 30-метровой глубине в 10 км от Констанцы был обнаружен остов затонувшей советской субмарины, который, по свидетельству участника погружений, был покрыт илом, рыболовными сетями и зарос ракушками.
Корпус подлодки с минными повреждениями кормовой оконечности и ограждения рубки, в 2010 году был идентифицирован как "Щ-213", по ряду косвенных признаков: наличию 2-ух гермонактоузов на планке между перископными тумбами.
"Щ-213" лежит в восточной части крайне северного минного заграждения, выставленного румынами вокруг Констанцы в середине июня 1941 года. Сумбарина затонула после подрыв на мине, эпицентр повреждений - кормовая оконечность ограждения рубки. Вместе с ней утонуло 43 моряка.
2. Подводная лодка "Скат"
Подводная лодка "Скат" Российского Императорского флота затонула недалеко от Севастополя.
Субмарина хорошо сохранилась, благодаря условиям Черного моря. На борту осталось вооружение, боеприпасы и несколько личных вещей подводников. Лежит на глубине 70 метров.
В 1916—1918 годах использовалась в качестве учебной, с февраля 1918 года выведена из боевого состава, сдана на хранение. В том же году была захвачена сперва германскими, потом англо-французскими войсками, затем была передана Морским Силам Юга России, предназначалась к утилизации.
В апреле 1919 года затоплена близ Севастополя англичанами без ведома командования Вооружёнными Силами Юга России.
3. Подводная лодка "
Подводная лодка "Морж" Российской империи стала единственной боевой потерей среди русских подводных сил на Чёрном море в годы Первой Мировой войны.
В мае 1917 года лодка затонула в районе Босфора после подрыва на дрейфующей мине. Примечательно, что германскими моряками в этом месте был подобран из воды ее спасательный круг. Вместе с "Моржом" утонуло 42 наших моряка.
В августе 2000 года в Черном море у входа в Босфор работала международная подводная экспедиция, которая искала остов болгарской шхунц "Струма". 26 августа на 90-метровой глубине ими была обнаружена лежащая на грунте неопознанная подводная лодка.
Поскольку время пребывания на такой глубине было весьма ограничено, аквалангисты успели только заснять короткий видеофильм, ограничившись беглым осмотром обнаруженного объекта.
По их описанию можно идентифицировать находку как подводную лодку типа "Нерпа". Так как в акваторий Черного моря лодка данного типа была одна - "Морж", то вывод очевиден.
Лодка лежит на грунте почти на ровном киле. Кормовая оконечность длинной около 12 метров оторвана и развернута почти на 180° так, что винты почти упираются в место разрыва корпуса. К тому же корма лежит с креном около 70° на левый борт.
Правый кормовой горизонтальный руль огромным плавником возвышается над остатками кормовой оконечности. Отчетливо видны оба гребных винта. Правый гребной вал выступает далеко за кромку оторванной кормовой части. На рубке частично отсутствует легкая обшивка, местами различимы остатки леерного ограждения. Тумбы обоих перископов возвышаются над затонувшим кораблем, а крышка рубочного люка лодки приоткрыта.
4. Подводная лодка "С-4"
"С-4" затонула в ночь на 5 января 1945 года примерно в 18 км западнее мыса Брюстерорт.
Германский миноносец "Т-3" в паре с "Т-8" сопровождавший транспорт "Вольта" из Готенхафена в Либаву в условиях плохой видимости на дистанции 100 метров обнаружил прямо по курсу всплывшую советскую подлодку.
Не теряя времени, корабль на скорости 27 км/ч протаранил субмарину. Удар пришелся непосредственно за рубкой. После погружения подлодки миноносец несколько раз прошел по этому месту, сбросив в общей сложности 20 глубинных бомб.
Летом 2014 года остов "С-4" был найден на дне. В ходе обследования выяснено, что корпус подлодки со значительными повреждениями лежит на глубине 72 метров, с небольшим креном на левый борт.
Значительная часть легкого корпуса в кормовой части разрушена, ограждение мостика отсутствует, кормовое орудие сорвано со своего места и лежит на верхней палубе.
Все люки задраены, перископ опущен, горизонтальные рули в нейтральном положении, вертикальный руль в положении "прямо". За кормой погибшей субмарины нашли несколько неразорвавшихся глубинных бомб.
5. Подводная лодка "Л-24"
"Л-24" была обнаружена и впервые исследована болгарскими дайверами в 2008 году. Корпус подлодки настолько хорошо сохранился, что уже при внешнем осмотре водолазы были уверены, что нашли именно "Л-24". Был найден серийный номер носового орудия типа "Б-2" и затем приборы боевого управления стрельбой с соответствующей маркировкой и номером.
Подлодка лежит на глубине 60 метров на киле. Нос и корма "Л-24" примерно на 1 метр возвышаются над поверхностью дна. Осмотрев остов, члены экспедиции восстановили картину погружения субмарины.
Орудия на палубе зачехлены, люки задраены - это значит, что в момент, когда лолка тоеула, онв была под водой. Проникнув внутрь подлодки, исследователям удалось установить последний маневр, который сделала субмарина чтобы спастись.
На приборах застыли показания: "левый стоп" и "правый малый вперед". Вероятнее всего подлодка зацепила минреп и командир пытался уклониться от этого троса, но в какой-то момент субмарина коснулась мины.
Подрыв произошёл по левому борту в районе 3 отсека. Подробная съёмка внутри лодки показала, что огонь был настолько силён, что оплавились все металлические детали рубки, поэтому и судовые документы, которые хранятся здесь же, в боевом отсеке, не сохранились.
Источник: тут, здесь, там, тут, здесь
#история #память #подводныелодки #подлодки #находки