Постепенно подходит к концу эпоха легендарных советских автомобилей. Уже не так часто, а зачастую совсем редко можно увидеть трудягу ЗиЛ-130 в городах,хотя не так давно их было довольно много. Конечно в деревнях и колхозах они еще встречаются,но их все меньше. Давайте рассмотрим этот прекрасный грузовик по ближе и поймем почему он был очень прорывным, за что его любили и чего боялись водители, и почему он до сих пор пользуется спросом, хотя завода больше нет.
ЗиЛ-130 стали выпускать в 1963 году и он сразу произвел фурор, по-началу водители даже боялись и не хотели эксплуатировать новую машину, настолько она шокировала бывалых водителей. В то время основу машин составляли грузовики ЗиС-150, ЗиЛ-164, а местами даже ЗиС-5, ну и конечно автомобили ГАЗ-51. Эти машины давным давно морально устарели и не соответствовали требованиям времени к грузоподъемности, обслуживанию, ремонту, комфорту водителя и энергоэффективности.
Именно поэтому требовался новый грузовик, совершенно нового поколения. Давайте рассмотрим ЗиЛ-130 по ближе. Конечно самое первое это двигатель. Если на предшественнике ЗиЛ-164 и ЗиЛ-157 стоял низкооборотистый рядный шестицилиндровый двигатель мощностью 100 лошадиных сил,то на ЗиЛ-130 стояла уже V-образная восьмерка мощностью 150 лошадиных сил- мощность увеличена,аж, на 50% при таком же расходе топлива.
Также на двигателе ЗиЛ-130 стояла электронная система зажигания, которая упрощала холодный запуск, делала работу двигателя более стабильной, уменьшала расход и экологичность выхлопа. Двигатель был верхнеклапанным, что улучшает продувку и наполняемость цилиндров. Самым главным преимуществом было наличие гидроусилителя руля. Это решение сильно облегчало жизнь водителю и не доставляло хлопот. Водители по-началу не очень хотели работать с новыми двигателями, они считали их менее надежными и менее ремонтопригодными. Напомню, что на грузовиках ЗиС-5 не было вкладышей и водителю приходилось раз в 500 километров пробега снимать поддон и заливать бабит под шейки коленвала в качестве вкладышей.
Совместно с двигателем работала прекрасная 5-ти ступенчатая КПП со всеми синхронизированными передачами (кроме первой и задней), которая обеспечивает грузовики прекрасные тяговые и скоростные свойства во всех диапазонах эксплуатации. Данная КПП обеспечивает легкие переключения и высокую надежность.
Следующим важным моментом является просторная и теплая кабина. Наконец-то в кабине появился полноценный отопитель, с которым тепло в любой мороз. Широкая кабина позволяет взять с собой 2х пассажиров, которым будет очень комфортно на мягких сидениях. Особенно стоит отметить остекление кабины, впервые были применены гнутые лобовые стекла, которые обеспечивают прекрасный обзор водителю. А какой приятный и уютный запах был в кабине.
Жесткая рама позволяла возить грузы с достаточно большим перевесом и не ломалась, чего не скажешь о предшественниках.
Непривычный комфорт, высокая скорость, безотказность, надежность сначала даже ошеломили водителей, потом ничего, привыкли. Самое важное, что ЗиЛ-130 стал концептуальным автомобилем. На его базе строили самосвалы, поливалки, всевозможные будки, седельные тягачи, автокраны, автобусы и вообще весь спектр транспорта. ЗиЛ прекрасно справлялся со своими задачами. ЗиЛ был ремонтопригоден, продуманная конструкция не имела детских болезней, грузовик получился очень удачным. Он сразу пошел во все отрасли народного хозяйства и в колхозы, и коммунальные службы, и в автопарки, и на заправки и в армию. Везде ЗиЛ был нужен и незаменим. Выпустили их порядка 4 миллионов штук.
Поговаривают, что все производство было вывезено в Латинскую Америку и готовится к производству грузовиков, так как в реалиях Латинской Америки и наличия дешевого низкокачественного бензина, сделали ЗиЛ очень востребованным. Пожелаем только успехов и реинкарнации нашему советскому трудяге.