Найти тему
Retro-детектив

Контрабанда

Санкт-Петербург. 20-го июня 1993 года в управление Федеральной службы по Санкт-Петербургу и области пришла срочная оперативная информация: с Волгоградского рыбокомбината было похищено 45 тысяч банок черной икры. Необходимо предупредить все таможенные службы о возможной контрабанде украденной икры, в том числе были предупреждены работники Северской таможни, с которой автотранспорт отправлялся в Западную Европу.

26-го июня водитель одного из рефрижераторов предъявил документы на партию черной икры. Документы были скреплены номерной печатью.

Печать на документах с икрой. Источник фото mail.ru
Печать на документах с икрой. Источник фото mail.ru

Таможенники вспомнили: две недели назад точно такой же печатью был опечатан грузовик с контрабандным металлом. Рефрижератор с икрой отогнали на стоянку, и решили проверить документы через Санкт-Петербург. День был воскресный, на поставленный вопрос никто не ответил. Неожиданно на стоянке появился один из руководителей таможни, у которого был выходной. Он проверил документы, осмотрел груз, и дал команду пропустить машину.

Икра ушла на запад, а через день пришел ответ: документы фальшивые, товар контрабандный. Установили отправителя икры — фирма была явно подставная. В результате всех проверок всплывало одно и то же имя —Игорь Барканов.

С санкции прокурора установили прослушивание на домашний номер Барканова. Один из звонков дал интересную информацию. Барканов разговаривал о поставках черной икры с вице-премьером Санкт-Петербурга Львом Савенковым.

Лев Савенков. Источник фото pinterest.ru
Лев Савенков. Источник фото pinterest.ru

Дело все в том, что Савенков в городе курировал вопросы торговли, а Барканов был его помощником. Никаких компрометирующих данных разговор не дал.

Продолжили наблюдение за Баркановым, и установили: для отправки за границу готовилась большая партия икры.

8-го сентября 1993 года на складе Минрыбы новый рефрижератор загрузили ящиками с черной икрой. Вскоре контрабандный товар с фальшивыми документами прошел таможенный досмотр.

До границы груз Барханова добрался без приключения, а на границе их уже ждали милиция и сотрудники ФСК. В результате было изъято более двух тонн черной икры, все участники операции были задержаны. За всю партию черной икры преступники могли выручить не менее трех миллионов долларов.

Как только Барханов узнал о задержании груза, он тут же отправился к вице-мэру Савенкову. В кабинете Савенкова по разрешению прокурора была установлена подслушивающая аппаратура.

Незадолго до случая с икрой, имя Савенкова фигурировало в расследовании сахарной аферы. Сахар для Санкт-Петербурга покупался по завышенной цене, часть денег отправлялись на счета чиновников. Однако доказать причастность Савенкова к сахарной афере не смогли.

Работники ФСК решили узнать: каким образом человек, контролирующий контрабандные товары, занял кресло вице-мэра.

Лев Савенков. Источник фото pinterest.com
Лев Савенков. Источник фото pinterest.com
Лев Савенков родился в 1950-м году в Днепропетровске, после армии поступил в Одесский институт инженеров морского транспорта. После окончания учебного заведения получил распределение в северную столицу, устроился в один из государственных НИИ.
В начале 80-х Савенков ушел из НИИ, он устроился рабочим в обычный продуктовый магазин. За восемь лет он прошел путь от продавца до заместителя начальника торговли Санкт-Петербурга.
В 1991-м году он добровольно оставил кресло главы городской торговли, и занялся частным предпринимательством. Через год его пригласили занять место вице-мэра Санкт-Петербурга. Человек, который официально заплатил около 600 тысяч налога, согласился работать за несколько тысяч рублей.

Полагая, что контрабанда черной икры является лишь малой частью его подпольного бизнеса, оперативники ФСК продолжили наблюдение за Савенковым. И новое открытие не заставило себя ждать. В одном из разговоров с неким Александром Матвеевым Савенков заговорили о граммах какого-то вещества, который контрабандой нужно переправить через границу.

Матвеев -- богатый предприниматель Санкт-Петербурга, владелец нескольких фирм. На днях он собирался ехать в Германию. Как правило, Матвеев летал в Германию самолетом, а тут собрался ехать на автомобиле, при чем не на своем Мерседесе, а на старой Ниве, которую арендовал у знакомых. Это обстоятельство насторожило оперативников.

30-го сентября 1993 года на таможне появилась белая Нива, за рулем которой сидел Матвеев, он держался спокойно и уверенно. Таможенники проверили автомобиль, заглянули даже в глушитель и выхлопную трубку, но ничего не нашли.

Один из оперативников решил проверить аптечку, и нашел несколько ампул с темным порошком. Матвеев заметно занервничал. Однако сообщил: машина его не его, что в аптечке не знает.

Обратились к ученым и выяснили: в ампулах находится металл платиновой группы -- осмий, который применяется для изготовления дорогих противораковых препаратов. Стоимость одного грамма осмия составляла 200 тысяч долларов. Этот металл намного дороже золота и платины.

Оперативники выяснили: осмий был произведен на даче ученого Виктора Петрика. Петрик даже не скрывал, что в своей домашней лаборатории получал осмий. Незадолго до этого ученому позвонил Савенков, и попросил очистить осмий от примесей.

В таможенном кодексе нет запрета на вывоз осмия, именно по этой причине отпустили и Матвеева, и Савенкова. Через месяц Матвеев уже находился в Лондоне, и в Россию возвращаться не собирался.

Савенков остался в России. Вскоре его арестовали прямо в рабочем кабинете. В кабинете у Савенкова изъяли 10 тысяч долларов, несколько тысяч немецких марок, а также несколько миллионов рублей.

Если бы Савенков сообразил из осмия сделать гайку для Нивы, то никто и никогда не догадался бы о контрабанде дорого и редкого металла.

20-го июля 1997 года суд Санкт-Петербурга признал виновным Савенкова в контрабанде черной икры и драгоценных металлов. Савенкова приговорили к пяти годам заключения с отбыванием наказания в колонии общего режима.