Огнеборцы отмечают профессиональный праздник
Какой мальчишка не мечтает мчаться на сверкающем красном автомобиле с тревожной сиреной, чтобы спасать людей? Впрочем, когда мы становимся старше, профессия пожарного все равно не теряет в наших глазах ореола мужественной романтики. И заслуженно: ей посвящают себя люди особого кроя. В эти весенние дни они отмечают сразу несколько праздников.
«Пожарные святки»
Самое удивительное, что чествование пожарных идет целой чередой памятных дат. Острословы давно уже прозвали период между 17 и 30 апреля «пожарными святками» по аналогии с зимним праздничным временем от Рождества до Крещения.
Дело в том, что ленинский декрет об организации мер борьбы с огнем был подписан 17 апреля 1918 года. Задолго до этого, 30 апреля 1649-го, царь Алексей Михайлович издал «Наказ о Градском благочинии», впервые вводивший в нашей стране круглосуточные пожарные дозоры. С 1999 года эта дата официально считается Днем пожарной охраны России. Но и это еще не все - в том же 1999 году учрежден Международный день пожарных, который празднуется как раз сегодня, 4 мая - в день католического небесного покровителя пожарных святого Флориана. Так что, огнеборцы, пожалуй, самые богатые на праздники профессионалы, и это совершенно заслуженно - как говорится, по труду и честь.
О работе пожарных, о развитии пожарной охраны в стране и в Мурманской области мы накануне праздника побеседовали с одним из опытнейших профессионалов, отдавшим делу борьбы с огнем уже около полувека, - круглая дата исполняется как раз в этом году, заместителем начальника областного управления по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Анатолием Залесовым.
До чего техника дошла
Как напомнил Анатолий Васильевич, российская пожарная охрана за три с половиной века прошла большой путь, развиваясь вместе с экономикой страны. Вначале были просто бочки с водой и люди с ведрами, спасавшие жилища от огня или хотя бы пытавшиеся отстоять соседние с горящим домом постройки. Потом появились конно-бочечные ходы - конная упряжка с бочкой и насосом плюс расчет из двух человек. Их сменили открытые пожарные машины с цистерной и насосом посередине и двумя лавочками по бокам.
- Честно говоря, до сих пор не могу осознать: после тушения пожара ты весь мокрый с головы до ног, и как потом в условиях Заполярья на этих открытых машинах пожарные возвращались! А ведь жили, работали, ни простуд, ничего. Наверное, все-таки влиял внутренний настрой. Ближе к нашему времени появились уже закрытые машины с более комфортными условиями. Сейчас они базируются на шасси КамАЗа и «Урала», - рассказывает Анатолий Залесов.
По его словам, сейчас пожарные части области, особенно в небольших населенных пунктах, стараются комплектовать универсальными машинами класса АЦЛ - автоцистерна и на ней лестница на 18 или 30 метров. Такая универсальность - два в одном - позволяет обходиться минимумом личного состава. В малочисленных пожарных частях дежурят два человека - водитель и командир отделения.
- Мы одними из первых на Северо-Западе пошли этим путем. Управление состоит из шести филиалов - Оленегорского, Кировского, Кольского, Кандалакшского, Печенгского и Мурманского. Сейчас машинами АЦЛ укомплектованы Зеленоборск, Алакуртти. Териберка, Ёна, Тулома, - перечисляет Анатолий Васильевич.
Здесь надо уточнить, что пожарную безопасность объектов особой важности осуществляют специальные подразделения. Скажем, у Кольской АЭС своя часть федеральной противопожарной службы, то же самое у предприятия «Атомфлот».
Как заехать во дворы
- Мы - вспомогательные силы. На случай больших неприятностей на таких объектах есть расписание выезда, есть план привлечения дополнительных сил и средств. А обычная наша инфраструктура - жилой фонд и маленькие промышленные предприятия. Поэтому как таковой спецтехники у нас нет. На вооружении находятся только автоцистерны, автолестницы, автоцистерны с лестницей и одна уникальная машина по Северо-Западу - коленчатый подъемник «Bronto Skylift», незаменимый для спасения людей с высотных зданий, - пояснил Анатолий Васильевич.
Но этот уникальный подъемник можно использовать и на других объектах: одно дело работать с лестницы, другое - из люльки. Это маневренность, оперативность, безопасность. Правда, машина крупногабаритная, не везде пройдет.
Поэтому мы не могли не затронуть в беседе проблему скученности личного автотранспорта в наших дворах. Это часто мешает пожарным.
- Из года в год мы призываем население всех городов Мурманской области, в поселках эта проблема меньше, беречь себя и не создавать лишние проблемы. Каждый владелец авто стремится поставить его ближе к подъезду, но это зачастую создает преграду для пожарных и для той же скорой помощи. Есть дворы, в которые вообще не заехать. Это повторяется из года в год - платим по предъявленным повреждениям, - с горечью говорит Анатолий Залесов.
Тема эта практически неисчерпаема. Помимо «живых» авто есть «подснежники» в сугробах, которые вообще порой невозможно увидеть. А еще шлагбаумы при въезде во дворы - тоже ведь частная собственность, ломать их нельзя. Но на них хоть можно табличку повесить с номером телефона, по которому следует обратиться в экстренном случае, чтобы открыли. Правда, и это бывает не всегда. Так забота о сиюминутном удобстве может обернуться большой бедой. К сожалению, законодательно эти вопросы никак не урегулированы. Здесь большой простор для работы депутатов всех уровней.
Случайных людей здесь нет
От общих вопросов пожарной охраны перешли к богатому опыту Анатолия Васильевича. Не мог не спросить о самом запомнившемся пожаре. Наверное, многие помнят, как лет 10 назад зимой загорелся один из резервуаров нефтебазы на сопке в районе Петушинки.
- Во время замеров уровня, видимо, возникло искрение. Все мы ходим в синтетической одежде, накапливающей статическое электричество. Произошел взрыв. Пожар был очень сложный: теория тушения резервуаров есть, практики у нас не было. Наверное, нам Всевышний помог - как раз тогда появилась 50-метровая лестница. С ее помощью получилось из-за обвалования (система заграждений для ограничения площади разлива нефтепродуктов вокруг резервуаров. - Прим. ред.) дотянуться до резервуара. Благодаря пенной атаке с этой лестницы пожар удачно потушили без последующего возгорания, - вспоминает Залесов.
А еще, по словам Анатолия Васильевича, навсегда запоминается первый пожар. У него он случился еще во времена учебы в Ленинградском пожарно-техническом училище МВД СССР в 70-е.
- Мы, курсанты, выезжали с пожарными частями, но до поры на «передовую» нас не пускали. Мы были в тылу - прокладывали рукавные линии, занимались разборкой конструкций после пожара. А тогда сгорела бытовка. Пожар вроде незначительный, но нам по 17 лет - тут и профессиональный интерес, и подростковое любопытство. Там увидел первого погибшего - до сих пор в глазах стоит, - признается Анатолий Залесов.
Кстати, училище он закончил с отличием, за несколько лет до этого приехав в город на Неве 16-летним пареньком из карельской глубинки - школу закончил в поселке Лоухи. Получив красный диплом, в 1976 году приехал в Апатиты и уже через три месяца как молодой специалист получил отдельную квартиру, так интенсивно тогда рос город. Через 10 лет ушел на повышение в областной центр. С 2005 года - в областном управлении по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
По убеждению Анатолия Залесова - те, кто приживается в пожарной охране, служат не за деньги, а всей душой. Случайные люди отсеиваются очень быстро. Здесь работать надо за двоих - не только самому выйти из огня, а еще и человека вытащить, а подчас и не одного. Сам Анатолий Васильевич - лучший пример справедливости этих слов. Судьба его в последние полвека - постоянная борьба с беспощадной и грозной огненной стихией за спасение человеческих жизней.