Найти в Дзене
сНежная Королева

"Мраморная вуаль"... шедевры итальянских мастеров

Камень — неживая материя. Но великие мастера давно доказали, что это не так. В их чутких руках рождаются непревзойденные шедевры — смотришь на них, и кажется, что вот-вот послышится тихий вздох и дрогнут ресницы.
Как можно из глыбы твердого мрамора изваять легкую, прозрачную вуаль? Для этого нужен воистину божественный дар. Только гениальным скульпторам доступно передать в камне нежность и воздушность легчайшей ткани, изгибы и складки, при этом сохраняя каждую черточку лица и тела. Невозможно поверить, что человеческие руки способны на такое. Начиная с конца XVII века стали появляться удивительные скульптуры, доселе невиданные. Они выполнены настолько тонко, что некоторым современникам даже не верится, что делали их обычные, пусть и очень талантливые, мастера, обычными человеческими руками. Речь идет о скульптурах из мрамора, украшенных вуалью. Вуаль, разумеется, тоже мраморная.
Первым скульптором, сумевшим создать ту самую мраморную вуаль, был неаполитанский мастер Антонио Корради

Камень — неживая материя. Но великие мастера давно доказали, что это не так. В их чутких руках рождаются непревзойденные шедевры — смотришь на них, и кажется, что вот-вот послышится тихий вздох и дрогнут ресницы.
Как можно из глыбы твердого мрамора изваять легкую, прозрачную вуаль? Для этого нужен воистину божественный дар. Только гениальным скульпторам доступно передать в камне нежность и воздушность легчайшей ткани, изгибы и складки, при этом сохраняя каждую черточку лица и тела. Невозможно поверить, что человеческие руки способны на такое.

Начиная с конца XVII века стали появляться удивительные скульптуры, доселе невиданные. Они выполнены настолько тонко, что некоторым современникам даже не верится, что делали их обычные, пусть и очень талантливые, мастера, обычными человеческими руками. Речь идет о скульптурах из мрамора, украшенных вуалью. Вуаль, разумеется, тоже мраморная.


Первым скульптором, сумевшим создать ту самую мраморную вуаль, был неаполитанский мастер Антонио Коррадини, родившийся в 1668-м году. Наиболее известной его скульптурой «под вуалью» является «Целомудрие», 1752-го года, находящаяся ныне в Неаполе, в Капелле Сан-Северо.

«Целомудрие» Антонио Коррадини
«Целомудрие» Антонио Коррадини

Позже, практически целый век скульпторы не обращались к сложнейшему и, вместе с тем, эффектнейшему приему «мраморной вуали». «По мелочи» в середине XIX века отличился Джованни Страцца, изваяв бюст Девы
Марии, с применением того самого эффекта.

"Дева Мария под вуалью" ("The Veiled Virgin")   Джованни Страцца
"Дева Мария под вуалью" ("The Veiled Virgin") Джованни Страцца

Другая подобная скульптура примерного того же периода — «Ребекка под вуалью», скульптор — Джованни Мария Бенцони. На фото - фрагмент этого творения Бенцони, хранящегося в Музее Салара Юнга в индийском Хайдарабаде.

«Ребекка под вуалью» скульптор — Джованни Мария Бенцони, (1864г).
«Ребекка под вуалью» скульптор — Джованни Мария Бенцони, (1864г).

О том, как достигается эффект тончайшей вуали на мраморных скульптурах, рассказал талантливейший итальянский ваятель Рафаэль Монти (1819-1881г.г.). Он родился в Милане, обучался у скульптурному искусству у себя на родине и в Вене, но волею судьбы большую часть жизни провел в Англии, где создал значительную часть замечательных работ, выполненных в технике мраморной вуали.

Техника создания вуали, которую использовал в своей работе Монти, заключалась, по его словам, в следующем. Он подбирал для создания скульптур куски или глыбы мрамора с неоднородной двухслойной структурой - верхний слой мрамора был более прозрачен и менее плотен, а нижний - более плотен и непрозрачен. После тончайшей ручной обработки верхнего слоя он превращался в вуаль, под которой скрывалось создаваемое автором художественное изображение.

Монти создал значительное число скульптур в технике мраморной вуали. Среди них наиболее известны "Дама под вуалью", несколько работ под общим названием "Весталка" (весталка - девственная жрица богини Весты, покровительницы домашнего очага и жертвенного огня в древнем Риме), скульптура "Сёстры милосердия" и аллегория "Сон скорби и радость мечты".

Вот как выглядят эти скульптуры на фотографиях, которые расположены в том же порядке, как указано выше (фотография "Весталка" - снимок лишь одной из скульптур Рафаэля Монти с этим названием)

Весталка. Рафаэль Монти.
Весталка. Рафаэль Монти.
Фото из интернета
Фото из интернета
"Сон скорби и радость мечты". Рафаэлло Монти, Лондон, 1861
"Сон скорби и радость мечты". Рафаэлло Монти, Лондон, 1861



Из современных мастеров этого вида изобразительного
искусства известны: первый - Бенджамин Метью Виктор (Benjamin Matthew Viktor) родился в 1979 году в Калифорнии, работает и преподает в шт.Айдахо, США. В свои двадцать шесть лет он стал самым молодым скульптором, произведение которого было включено в коллекцию Национального скульптурного зала Капитолия (сейчас здесь находятся уже три его скульптуры). Материалы, с которыми работает Виктор - это, в основном, глина и бронза.

Второй не менее знаменитый современный скульптор, применяющий технику создания вуали в своих творениях - Кевин Френсис Грей (Kevin Francis Gray) родился в Северной Ирландии в 1972 году, в последние годы работает и живет в Лондоне.

Для того, чтобы узнать, чего удается достичь современным ваятелям при создании вуали с помощью новейших технологий и инструментов, достаточно посмотреть на работы Бенджамина Виктора "Вирсавия" (2013 год). На первой из фотографий (спаренной) - скульптура Вирсавии, матери царя Соломона, изваянная из глины. На второй - она же отлитая из бронзы.

Фото из интернета
Фото из интернета
Фото из интернета
Фото из интернета

Нет сомнения - это великолепные образцы изобразительного искусства. Но при всем их великолепии и высочайшем таланте автора (и других современных авторов), вряд ли они могут конкурировать с творениями старых итальянских творцов мраморной вуали.
Ведь подсознание наше воспринимает не только внешние достоинства любого произведения искусства, но и чутко улавливает нечто иное, скрытое от глаз, то, что кажется нам невозможным или недоступным. Вот и остается лишь наслаждаться их красотой и удивляться мастерству, с которым они созданы, проникаясь уважением к человеческой натуре и способности создавать нечто прекрасное.

Источник - estetico.me

Здравствуйте уважаемые читатели!

Благодарю Вас за прочтение статьи! Делитесь своими размышлениями в комментариях. Спасибо за лайк!!! Спасибо за подписку на мой канал!