Найти тему
Светлана Россинская

КАК И КОГДА ВОЗНИКЛА ПЕЧАТНАЯ КНИГА? ТЕМНЫЕ УГЛЫ ИСТОРИИ

Литературное расследование в модельной библиотеке «Фолиант»
к 24 мая - Дню славянской письменности и культуры

Первая типография была создана в Москве по инициативе Ивана Грозного.

Этот факт широко известен.

Ивана Федорова традиционно принято называть первым книгопечатником Руси. А еще первым мучеником российской печати, потому что церковь якобы всячески препятствовала распространению печатных, то есть бездуховных книг.

Однако ни первое, ни тем более второе утверждение не верны. И церковь вовсе не ставила палки в колеса печатному делу на Руси! Как раз ей то в первую очередь и нужны были печатные книги.

Так кто же положил начало печатному делу в нашей стране? И что такое вообще печатная книга? Может быть, она - нечто большее, чем источник знаний?

БЕЗДУХОВНЫЕ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БОЖИЙ ДАР?

Начнем с того, что первая типография была создана после того, как Иван Грозный посоветовался с... митрополитом Макарием. Налицо расхождение с устоявшейся точкой зрения: казалось бы, кто, как не митрополит, должен был препятствовать распространению печатных книг, лишенных благодати? Кто, как не он, должен был бы позаботиться о переписчиках книг, зарабатывавших для монастырей огромные деньги своим трудом?

Однако Макарий не только отдал предпочтение печатным станкам, но еще и обрадовался им, как малый ребенок:

«Иерарх же, услышав о намерении Ивана IV создать первую типографию, весьма обрадовался и, Бога поблагодарив, царю сказал, что тому такая мысль пришла от Бога и как сходящий свыше дар».
Спрашивается, что случилось с Макарием? Ведь он запросто мог отговорить царя от богопротивного дела, но нет. Почему? Потому что он был человеком государственного ума! И понимал: книга - это источник не только и не столько знаний, сколько власти!

И это отнюдь не красивые слова! Вспомните, что случилось в 1552 году, когда Иван Грозный задумал создать в Москве типографию? Была взята Казань! Русь приросла не просто еще одним городом, а городом- государством, причем иноверческим, со взглядами и устоями, совершенно чуждыми населению остальной страны. И Казань нужно было как-то ввести в новое пространство, как можно скорее сделать ее русской, православной.

В таком деле на одно лишь ораторское искусство священнослужителей- миссионеров нельзя было полагаться: их срочно требовалось чем-то вооружить. Но не давать же им в качестве «оружия» рукописные церковные книги с многочисленными ошибками и отсебятиной переписчиков.

Нет, это должны были быть канонические, унифицированные тексты, без разночтений, способных вызвать толкования и разногласия. А такие издания можно было получить только типографским способом. Их и стали печатать в первой московской типографии.

МОСКОВСКИЙ СТАРТАП

Эту типографию принято называть анонимной, потому что книги, вышедшие из ее стен, были лишены выходных данных с указанием имен мастеров, ее сделавших. Однако большого секрета в том, кто стоял в начале славных типографских дел на Руси, нет.

Иван Грозный, договорившись с Макарием, тут же принялся искать мастеров печатного дела: по европейским городам и весям. И довольно скоро в Дании сыскался человек, готовый взяться за русское начинание: некий Ганс Мессингейм по прозвищу Бокбиндер, то есть «переплетчик».

Из польского Кракова, где первая типография появилась еще в 1489 году, в Москву были выписаны новый печатный станок и новые буквы. Кстати, важная деталь: изобретать велосипед - то есть заново вырезать кириллический шрифт - полякам не пришлось. По той простой причине, что они с конца XV века выполняли заказы, поступающие из Великого княжества Московского.

Более того, во всех договорах, сопровождавших эти сделки, кириллица именовалась даже не славянским, а русским шрифтом. Таковым, в частности, в 1491 году в Кракове был набран «Часослов», почти весь тираж которого прямиком отправился к московитам.

Это - лишняя деталь к портрету духовенства, якобы мешавшему печатному делу на Руси. Как раз церкви печатные книги и нужны были!
К сожалению, первая московская анонимная типография просуществовала не слишком долго: сгорела в одном из пожаров.

ИВАН ФЕДОРОВ - НЕ ПЕРВОПЕЧАТНИК?

Взамен анонимной типографии в 1563 году приказом Ивана Грозного и на деньги, взятые из его личной казны, был создан Печатный двор, в стенах которого год спустя появился «Апостол». Вот его-то и напечатал Иван Федоров.

А было это так. Под началом Ганса Мессингейма в Москве собрались мастер печатных книг Маруша Нефедьев и новгородец Весюк Никифоров, прославившийся своим умением «резати резь всякую». А в учениках у них как раз и ходил Иван Федоров. Так что, строго говоря, Федоров - издатель первой, точно датированной печатной книги в Русском царстве, а не первопечатник.

Кстати, в послесловии к «Апостолу» Иван Федоров коротко рассказал историю появления печатного дела на Руси:

«Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать. Но среди них мало нашлось пригодных: все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках. Тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде».

-2

БЕГСТВО ИЛИ КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ?

В 1564 году, сразу после издания «Апостола», Иван Федоров возглавил Печатный двор, показав себя человеком большого ума и талантов. И кстати, весьма разносторонних. Помимо «делания» книг, Федоров отливал пушки, разрабатывал проекты многозарядных мортир. Он знал языки и даже переписывался с курфюрстом саксонским Августом и другими просвещенными людьми Европы.

Свою жизненную задачу он формулировал так:
«Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу…»

-3

Почему-то принято считать, что Иван Федоров покинул Москву и отправился в Литву по причине козней со стороны духовенства. Но это не так!

Конечно, у него были завистники: желающих напакостить успешному человеку во все времена в избытке. Но отнюдь не их стараниями Иван Федоров уехал из России через год после своего триумфального назначения на пост главы Печатного двора. Зачем же он тогда в 1566 году отправился в Литву?

Причина, толкнувшая его к отъезду на чужбину, была сугубо политической.

Иван Грозный знал, что Королевство Польское и Литва готовятся объединиться. Последствия этого объединения не сулили православным, проживавшим там, ничего хорошего: понятно было, что католическая церковь приложит все усилия, чтобы утвердиться в качестве единственной для всего государства.

Поэтому из Литвы в Москву стали поступать просьбы о книгах, в первую очередь о Библии, переписанной старцами Иосифо-Волоцкого монастыря. Это был самый полный славянский текст. Библия отправилась в Литву. И туда же отбыл и Иван Федоров вместе с ближайшим соратником Петром Мстиславцем. Их солидный обоз был доверху нагружен шрифтами, красками, литейными инструментами и печатным станком.

А теперь вопрос: кто бы позволил опальному наемному работнику вывозить казенное добро? Правильно, никто, потому что это было никакое не бегство, а миссия, призванная сохранить и распространить православие на территории Речи Посполитой, появившейся на политической карте мира в 1569 году.

И надо сказать, миссия оказалась успешной. В 1570-м Иван Федоров издал «Псалтырь с Часословцем», по которому обычно учились грамоте. По сути, это был первый русский букварь.

А в 1581 году Иван Федоров издал знаменитую Острожскую Библию, причем невиданным для тех лет тиражом в 1500 экземпляров. Без этих книг Федорова население нынешних Украины и Белоруссии наверняка бы стало католическим. А так они смогли остаться православными, хотя и жили в откровенно враждебном государстве...

-4

ДИПЛОМАТЫ ТОЖЕ ОШИБАЮТСЯ

Так откуда же взялось утверждение, что русские священники старались воспрепятствовать распространению просвещения? А вот откуда.
Имеется свидетельство английского дипломата Джильса Флетчера, написанное спустя 25 лет после того, как Иван Федоров отбыл в Литву:

«Будучи сами невеждами во всем, русские при покойном царе Иване Грозном привезли из Польши в Москву типографский станок и буквы, и здесь была основана типография. Но вскоре дом ночью подожгли, и станок с буквами совершенно сгорел, о чем, как полагают, постаралось духовенство».

По Флетчеру выходило, что имущество Печатного двора погибло в пожаре. Между тем известно, что в Литву Федоров отправился, груженный шрифтами и гравировальными досками.

Скорее всего, англичанин услышал звон, но не разобрал, откуда он: в пожаре сгинула первая анонимная московская типография, а никак не Печатный двор.

А общий вывод такой: отнюдь не Федоров положил начало печатному делу в нашей стране. И уж точно он нисколько не пострадал от произвола оголтелых опричников и святош. Как раз наоборот, верой и правдой служил церкви и немало поспособствовал распространению православия.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. - М.: «Книга», 1988.
2. Измайлов И. Хрупкое богатство/ Иван Измайлов//Гала - Биография. - 2014.- №9.- Стр. 94-101.
3. Как это было на самом деле? Нераскрытые тайны и удивительные повороты истории/ Ред. Л. Мартиндэйл; пер. с англ.- М.: ЗАО «Издательский Дом Риджерз Дайджест», 2003. - Стр. 280-281.
4. Мёллер Г.-Г. Знание как «вредная привычка». Сравнительный анализ/ Ганс-Георг Меллер// Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур / Ин-т философии РАН. - М.: «Вост. литература», 2008. - Стр. 66-76.
5. Строганов В. Книга - источник власти/Владимир Строганов//Ступени Оракула. – 2018. - №5.

4.04.23. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь модельной библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail:
rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте http://vk.com/library_foliant; 30-78-00