"Чужой" — фильм-прорыв. Сенсация на поле боя за кошельки кинозрителей. Фильм, который наряду с несколькими другими фантастическими фильмами, снятыми в конце 70-х — начале 80-х годов, определил мейнстрим на долгие годы вперед (добавлю, что эпоха "Чужого" еще не закончилась, хотя и близка, как никогда, к закату).
Пальму первенства держат "Звездные войны" Джорджа Лукаса, которые стали технологическим прорывом (следующий подобный прорыв приключился в 1991 году — "Терминатор 2" Джеймса Камерона).
Дизайнерский триллер "Чужой" внес вклад в реальность вымышленного мира. Еще один фильм Ридли Скотта, "Бегущий по лезвию", не только совместил технологию с бытовым реализмом, но и наделил футуристический мир философской подоплекой, таким образом выйдя за пределы чистого жанра.
В свою очередь, Стивен Спилберг снял две важные фантастические киноленты — "Близкие контакты III степени" и "Инопланетянина", переведя жанр в колею всем доступного "семейного кино". Я не включил в этот список "2001: Космическую одиссею" Стенли Кубрика, но только потому, что масштабный, монументальный фильм Кубрика и Кларка слишком элитарен, чтобы вдохновить массы. Но вряд ли без него был возможен тот прорыв, который совершили "Звездные войны" в 1977 году и "Чужой" в 1979.
Также я не упомянул "Солярис" и "Сталкер" Тарковского, поскольку это абсолютно самобытное, авторское кино, вдобавок - наше (нечего разбазаривать свое добро по всему свету :).
Сейчас, к сожалению, научная фантастика падает на землю, сбитая баллистической ракетой фэнтези (этапный фильм — "Властелин колец" Питера Джексона). Продюсеры стали зарабатывать деньги не мрачными глубинами Вселенной, а вымышленными мирами с эльфами и драконами. Да и публика, скажем прямо, потеряла веру в то, что человечество при нашей жизни выйдет в далекий космос… В такой ситуации могут выжить лишь "Звездные войны", представляющие идеальный микс детской сказки и научной фантастики.
А что касается "Чужого" — это готическая история о том, как смертельно опасная тварь с головой, похожей на х*уй (такова задумка создателя Чужого - швейцарского художника-сюрреалиста Ханса Руди Гигера) и концентрированной кислотой вместо крови носится по темным закоулкам космического тягача и убивает его обитателей.
Огромный звездолет — суть средневековый замок, в чьих запущенных коридорах присутствует потусторонняя жизнь, прячется тайна. У художников-постановщиков даже была идея сделать завод, прицепленный к тягачу, в форме средневекового замка, но когда дошло до съемок, оказалось, что заснятый на пленку завод слишком напоминает диснеевский замок, и от идеи пришлось отказаться.
Главной героиней готического романа, как правило, является женщина. В "Чужом" тоже главная героиня — женщина.
Космос — это влажное женское начало, хаос. Продюсерам и Ридли Скотту в какой-то мере удалось "успокоить" фильм. Но сексуальные символы, щедро наполняющие сосуд фильма, тревожат зрителя в обход его рассудка (ничего такого буквально не показывается), и такая неуловимая тревога, связанная с опасностью и сексом, тоже свойственна готическому роману.
Интересно, что напыщенная витиеватость слога готического романа преобразовалась в фильме Скотта в изощренный дизайн и хитроумную постановку света, в напичканные деталями интерьеры. Скотт гениально рассудил, что избыток как функциональных, так и "декоративных" (бытовых) предметов вдохнет в фантастические, вымышленные интерьеры жизнь. Ничего подобного в фантастическом кино прежде не было! Замечу, что принципу насыщения видеоряда деталями Ридли Скотт остается верен до сих пор.
Есть и существенное отличие от готического романа. Романтика, в данном случае — "романтика космических путешествий", оказалась низвергнута в черную дыру, и вместо страхов, приятно щекочущих нервы изнеженных зрителей, создатели фильма предлагают настоящий, взрослый ужас с обилием крови и мощным саспенсом.
Готическая история в футуристическом антураже, убедительно запыленном ветром времени (интерьеры корабля искусственно "состарили"), ставит высочайшую планку всему жанру космической фантастики. И немногим ее удалось преодолеть. Скажем прямо: только Джеймсу Камерону в "Чужих".
А вот известный писатель-фантаст Альфред Ван Вогт посчитал (и подал в суд), что сценарист Дэн О’Бэннон спионерил идею из его рассказа "Этюд в алых тонах" 1939 года, в котором тоже была инопланетная тварь, существовавшая за счет других форм жизни (как лицехват в "Чужом"). В 1950-м году рассказ Ван Вогта вошел в его, Ван Вогта, роман "Путешествие "Космической гончей". Но в таком случае можно вспомнить и рассказ Джона В.Кэмпбелла "Кто идет?" (по нему снят фильм "Нечто"), опубликованный в 1938 году, и сказать, что Ван Вогт утянул идею оттуда, — особенно учитывая то, что в обоих рассказах люди сражаются с инопланетным монстром в замкнутом пространстве.
Нет, нас самом деле, "Чужой" гениального визионера Ридли Скотта (и лишь во вторую очередь О’Бэннона) — это квинтэссенция киношных фантастических хорроров, плодившихся с начала 50-х годов со страшной силой, но так и не сумевших вырваться из пыльного закутка категории Б на просторы "большого кино". Благодаря Скотту, остросюжетная фантастика (в кинематографе) выпрыгнула из детских штанишек во взрослый мир и заматерела на глазах.
Оценка: 9,0 из 10.
Режиссер: Ридли Скотт.
Сценарий: Дэн О'Бэннон,
Оператор: Дерек Ванлинт,
Композитор: Джерри Голдсмит,
Продюсеры: Гордон Кэрролл, Уолтер Хилл, Дэвид Гилер.
В главных ролях: Сигурни Уивер, Йен Холм, Том Скеррит.
В ролях: Гарри Дин Стентон, Джон Херт, Вероника Картрайт, Яфет Котто, Боладжи Бадеджо.
Награды:
"Оскар" — лучшие спецэффекты (Х.Р.Гигер, К.Рамбальди, Б.Джонсон, Н.Аллдер, Д.Эйлинг).
BAFTA — лучший художник (М.Сеймур), лучший саундтрек.
Академия НФ, фэнтези и хоррора — лучший фильм в жанре "фантастика", лучший режиссер, лучшая актриса второго плана (В.Картрайт).
Премия "Хьюго" — лучшая драма.
МКФ в Сан-Себастьяне — лучшие спецэффекты..
Интересные факты о фильме:
"…Alien — весьма приятная комедия, в которой астронавты, возвращающиеся с луны, пытаются поймать своего кота, прячущегося в ракете. Чтобы сделать это, они используют ряд хитрых уловок, одной из которых даже стало то, что они нашли костюм жука с длинными когтями, чтобы напугать животное. После нескольких инцидентов (один из них погибает от жуткой простуды, слишком сильно кашляет… его коллега в костюме проваливается сквозь двери в космос…), главная леди ловит кота и взрывает планету Криптон…" (из старой рецензии Жана-Пьера Жене, будущего постановщика "Чужого 4").
Читайте также на моем канале: