Найти тему
Владимир Гордеев

Чужой (1979, США, фантастика / фильм ужасов): "Давно свой". Космическая готика и мрачные эротические фантазии Х.Р.Гигера

"Чужой" — фильм-прорыв. Сенсация на поле боя за кошельки кинозрителей. Фильм, который наряду с несколькими другими фантастическими фильмами, снятыми в конце 70-х — начале 80-х годов, определил мейнстрим на долгие годы вперед (добавлю, что эпоха "Чужого" еще не закончилась, хотя и близка, как никогда, к закату).

Пальму первенства держат "Звездные войны" Джорджа Лукаса, которые стали технологическим прорывом (следующий подобный прорыв приключился в 1991 году — "Терминатор 2" Джеймса Камерона).

Дизайнерский триллер "Чужой" внес вклад в реальность вымышленного мира. Еще один фильм Ридли Скотта, "Бегущий по лезвию", не только совместил технологию с бытовым реализмом, но и наделил футуристический мир философской подоплекой, таким образом выйдя за пределы чистого жанра.

Первый завтрак экипажа космического завода "Ностромо" после выхода из анабиоза. Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Первый завтрак экипажа космического завода "Ностромо" после выхода из анабиоза. Кадр из фильма "Чужой" (1979)

В свою очередь, Стивен Спилберг снял две важные фантастические киноленты — "Близкие контакты III степени" и "Инопланетянина", переведя жанр в колею всем доступного "семейного кино". Я не включил в этот список "2001: Космическую одиссею" Стенли Кубрика, но только потому, что масштабный, монументальный фильм Кубрика и Кларка слишком элитарен, чтобы вдохновить массы. Но вряд ли без него был возможен тот прорыв, который совершили "Звездные войны" в 1977 году и "Чужой" в 1979.

Также я не упомянул "Солярис" и "Сталкер" Тарковского, поскольку это абсолютно самобытное, авторское кино, вдобавок - наше (нечего разбазаривать свое добро по всему свету :).

Сейчас, к сожалению, научная фантастика падает на землю, сбитая баллистической ракетой фэнтези (этапный фильм — "Властелин колец" Питера Джексона). Продюсеры стали зарабатывать деньги не мрачными глубинами Вселенной, а вымышленными мирами с эльфами и драконами. Да и публика, скажем прямо, потеряла веру в то, что человечество при нашей жизни выйдет в далекий космос… В такой ситуации могут выжить лишь "Звездные войны", представляющие идеальный микс детской сказки и научной фантастики.

Ксеноморф из альбома Х.Р.Гигера
Ксеноморф из альбома Х.Р.Гигера

А что касается "Чужого" — это готическая история о том, как смертельно опасная тварь с головой, похожей на х*уй (такова задумка создателя Чужого - швейцарского художника-сюрреалиста Ханса Руди Гигера) и концентрированной кислотой вместо крови носится по темным закоулкам космического тягача и убивает его обитателей.

Огромный звездолет — суть средневековый замок, в чьих запущенных коридорах присутствует потусторонняя жизнь, прячется тайна. У художников-постановщиков даже была идея сделать завод, прицепленный к тягачу, в форме средневекового замка, но когда дошло до съемок, оказалось, что заснятый на пленку завод слишком напоминает диснеевский замок, и от идеи пришлось отказаться.

Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Кадр из фильма "Чужой" (1979)

Главной героиней готического романа, как правило, является женщина. В "Чужом" тоже главная героиня — женщина.

Космос — это влажное женское начало, хаос. Продюсерам и Ридли Скотту в какой-то мере удалось "успокоить" фильм. Но сексуальные символы, щедро наполняющие сосуд фильма, тревожат зрителя в обход его рассудка (ничего такого буквально не показывается), и такая неуловимая тревога, связанная с опасностью и сексом, тоже свойственна готическому роману.

Интересно, что напыщенная витиеватость слога готического романа преобразовалась в фильме Скотта в изощренный дизайн и хитроумную постановку света, в напичканные деталями интерьеры. Скотт гениально рассудил, что избыток как функциональных, так и "декоративных" (бытовых) предметов вдохнет в фантастические, вымышленные интерьеры жизнь. Ничего подобного в фантастическом кино прежде не было! Замечу, что принципу насыщения видеоряда деталями Ридли Скотт остается верен до сих пор.

Есть и существенное отличие от готического романа. Романтика, в данном случае — "романтика космических путешествий", оказалась низвергнута в черную дыру, и вместо страхов, приятно щекочущих нервы изнеженных зрителей, создатели фильма предлагают настоящий, взрослый ужас с обилием крови и мощным саспенсом.

Кадр из фильма "Чужой" (1979)
Кадр из фильма "Чужой" (1979)

Готическая история в футуристическом антураже, убедительно запыленном ветром времени (интерьеры корабля искусственно "состарили"), ставит высочайшую планку всему жанру космической фантастики. И немногим ее удалось преодолеть. Скажем прямо: только Джеймсу Камерону в "Чужих".

А вот известный писатель-фантаст Альфред Ван Вогт посчитал (и подал в суд), что сценарист Дэн О’Бэннон спионерил идею из его рассказа
"Этюд в алых тонах" 1939 года, в котором тоже была инопланетная тварь, существовавшая за счет других форм жизни (как лицехват в "Чужом"). В 1950-м году рассказ Ван Вогта вошел в его, Ван Вогта, роман "Путешествие "Космической гончей". Но в таком случае можно вспомнить и рассказ Джона В.Кэмпбелла "Кто идет?" (по нему снят фильм "Нечто"), опубликованный в 1938 году, и сказать, что Ван Вогт утянул идею оттуда, — особенно учитывая то, что в обоих рассказах люди сражаются с инопланетным монстром в замкнутом пространстве.

На съемках фильма "Чужой" (1979)
На съемках фильма "Чужой" (1979)

Нет, нас самом деле, "Чужой" гениального визионера Ридли Скотта (и лишь во вторую очередь О’Бэннона) — это квинтэссенция киношных фантастических хорроров, плодившихся с начала 50-х годов со страшной силой, но так и не сумевших вырваться из пыльного закутка категории Б на просторы "большого кино". Благодаря Скотту, остросюжетная фантастика (в кинематографе) выпрыгнула из детских штанишек во взрослый мир и заматерела на глазах.

Оценка: 9,0 из 10.

Режиссер: Ридли Скотт.
Сценарий: Дэн О'Бэннон,
Оператор: Дерек Ванлинт,
Композитор: Джерри Голдсмит,
Продюсеры: Гордон Кэрролл, Уолтер Хилл, Дэвид Гилер.

В главных ролях:
Сигурни Уивер, Йен Холм, Том Скеррит.
В ролях: Гарри Дин Стентон, Джон Херт, Вероника Картрайт, Яфет Котто, Боладжи Бадеджо.

Сигурни Уивер на съемках фильма "Чужой" (1979)
Сигурни Уивер на съемках фильма "Чужой" (1979)

Награды:
"Оскар" — лучшие спецэффекты (Х.Р.Гигер, К.Рамбальди, Б.Джонсон, Н.Аллдер, Д.Эйлинг).
BAFTA — лучший художник (М.Сеймур), лучший саундтрек.
Академия НФ, фэнтези и хоррора — лучший фильм в жанре "фантастика", лучший режиссер, лучшая актриса второго плана (В.Картрайт).
Премия "Хьюго" — лучшая драма.
МКФ в Сан-Себастьяне — лучшие спецэффекты..

Интересные факты о фильме:

"…Alien — весьма приятная комедия, в которой астронавты, возвращающиеся с луны, пытаются поймать своего кота, прячущегося в ракете. Чтобы сделать это, они используют ряд хитрых уловок, одной из которых даже стало то, что они нашли костюм жука с длинными когтями, чтобы напугать животное. После нескольких инцидентов (один из них погибает от жуткой простуды, слишком сильно кашляет… его коллега в костюме проваливается сквозь двери в космос…), главная леди ловит кота и взрывает планету Криптон…" (из старой рецензии Жана-Пьера Жене, будущего постановщика "Чужого 4").

На съемках фильма "Чужой" (1979)
На съемках фильма "Чужой" (1979)

Читайте также на моем канале:

Ридли Скотт
Владимир Гордеев19 марта 2023
Сигурни Уивер
Владимир Гордеев23 марта 2023
Бегущий по лезвию (1982, США, фантастика): Ностальгия по будущему, которого не было
Владимир Гордеев18 июня 2022
Х.Р.Гигер на съемках фильма "Чужой" (1979)
Х.Р.Гигер на съемках фильма "Чужой" (1979)