Найти тему

Концептуально о посттравматическом расстройстве.

Жизнь человека сопряжена с травмами. Более того, жизнь целых народов сопряжена с травмирующими событиями. История наполнена трагедиями и драмами как целых империй так и отдельных людей. В этой статье мы попробуем коротко осветить события современности и сделать промежуточные выводы, не претендуя на конечную истинность.

Чтобы не углубляться в дебри истории давайте рассмотрим события новейшего времени и их психологическое влияние на наше текущее настоящее. Попробуем пойти от общего к частному. 1991 год - узловая точка, от которой невозможно абстрагироваться.

Президент назвал распад Советского Союза величайшей геополитической катастрофой.

Действительно, это драма, которая до сих пор самым активным образом влияет на жизнь нашей страны. Это влияние распространяется на жизнь каждого человека в частности, на общество и его психологию, на государство и его институты в целом.

Психологию народов и масс, а так же психику отдельного человека исследовали неоднократно и в разных странах.

Если коротко и простыми словами, то психологическую травму можно охарактеризовать как эмоциональную реакцию человека на ужасающие его события.

Такими событиями могут быть военные действия, стихийные бедствия, гонения на веру, распад государства, аварии, увечья, изнасилования, тяжёлые роды, предательство, смерть близкого человека и тому подобные неприятные последствия жизнедеятельности человека.

Так же травма может носить как мгновенный так и постепенный характер. Накопленные стрессы, эмоциональное или физическое насилие в семье, носящее неочевидный, но регулярный характер, постоянное давление на работе, стигматизация большинством общества каких-то явлений или социальных групп, находящихся в меньшинстве, таких как например, алкоголизм/наркомания или сексуальные меньшинства, всё это производит травмирующий эффект на психику человека, который волею судеб является объектом такого воздействия.

Травмированный человек является частью какой-то группы людей. Это всегда так, поскольку общество определённым образом организовано, стратифицировано и регламетировано. Таким образом травма становится проблемой не только частной, но и общей.

Посттравматический синдром можно охарактеризовать как набор и совокупность когнитивных и поведенческих моделей человека, а так же психических реакций на жизнь уже после того, как состоялось травмирующее воздействие.

Таким образом можно говорить о том, что травма трансформирует мышление, поведение и психику человека, становится целой системой, отдельной субстанцией. Травма обладает свойством уходить в бессознательное, когда человек или группа людей очевидно ведут себя деструктивно, разрушающе, но не осознают ни истинных пружин своего поведения, ни самого факта абсурдности и пагубности своих действий. Можно даже сказать, что травма это самостоятельный актор, который умеет прятаться от осознанности, умеет защищаться и умеет воспроизводить сам себя.

Однако, вернёмся к узловой точке. Если рассуждать диалектически, то распад Советского Союза можно оценивать одновременно с разных сторон и давать одновременно полярные оценки. Можно найти как негативные так и позитивные последствия этого события, кто-то философски заметит, что всегда что-то заканчивается и одновременно с этим что-то начинается. Более того, для кого-то это время стало временем сатисфакции, компенсации за прошлые обиды, временем надежд, возможностей, временем реализации собственных талантов и амбиций. И всё это так. И всё это имеет место быть. Но, тем не менее очень существенная часть общества, включая Президента, характеризует распад Советского Союза словом катастрофа. И это вплотную подводит нас к осознанию того, что эти события травмировали целый народ, развитый и многоноциональный по своему составу. И мы имеем отличную возможность посмотреть 30 лет в динамике развитие посттравматического синдрома на примере нашей страны и наших людей.

Выделим пять на наш взгляд основных травмирующих факторов:

1) Утрата могущества и влияния.

Кто был всем, тот стал никем. Авторы разных стран и разных культур, и Томас Гоббс и Фёдор Михайлович Достоевский сходятся в том, что для человека влияние, власть, возможность поступать по-своему, настаивать на своём является мощной, приносящей невероятное удовольствие способностью. Так вот эта способность была утрачена в масштабах империи! До 1991 года ни одно международное дело не решалось без Советского Союза, после без России стало решаться практически всё. И огромное количество граждан ощутили это как личную утрату, потому что принадлежность к группе, к державе, к чему-то большему чем сам человек, это мощнейший психологический фактор. Утрата принадлежности к влиятельный группе воспринимается человеком как крайне болезненная потеря.

2) Утрата культурной идентичности и самостоятельности.

Мы строили мир, основанный на более справедливых социально-производственных отношениях, чем любой из существующих и ранее существовавших, мы принадлежали к этому миру. Это было мощно, системно, привлекательно и касалось всех сфер жизни. Один советский кинематограф чего стоил. Кто-то скажет, что это была некая иллюзия, может быть и так, однако очевидно так же и то, что ничего более доброго и светлого в мире кино человечество не производило в таких масштабах ни в одной стране мира. Это был конвейер добра и веры в идеалы. И это касалось всего. Гимн, флаг, культура, наука, промышленность, спорт, искусство, образование, вера в светлое будущее, всё это было своё, суверенное и собственным трудом построенное.

Конечно стоит заметить, что советская культура и идентичность во многом строилась на отрицании предыдущей культуры и идентичности монархической и православной. И здесь ещё более очевидным становится тот факт, что за такой короткий период времени от 1917 до 1991 года дважды перестраивать страну от начала и до конца было очень болезненно и сопряжено с массой личных трагедий людей. И прежде всего потому что мы были собой, а стали частью чего-то нам чуждого, причём как было замечено в предыдущем пункте, стали явно не первенствующей частью.

Мы сами своими руками сделали очень странную вещь, это что-то вроде духовной самокастрации. Мы объявили, что всё построенное нами ложно, вся наша вера в светлые идеалы утопичная чепуха, и согласились на второстепенные роли в проекте своих идейных противников. Это произвело крайне тяжёлое и гнетущее впечатление на очень большую часть общества. Депрессивное состояние было на лицо. Эффект был даже тяжелее, чем поражение после боевых действий. Сражаться, но проиграть - дело достойное и героическое. Оболгать себя на глазах врага и пойти к нему в слуги - презрительно и не достойно уважения. Официальные данные референдума о сохранении Советского Союза красноречиво свидельствуют о том, что люди психологически были не готовы расставаться с первенством, могуществом, советской идентичностью и культурной самостоятельностью. Не все люди, конечно. Но, на тот момент времени большинство.

3) Утрата общинности и коллективизма.

Ругая и отрицая Советский Союз, новые лидеры на концептуальном уровне сделали то же самое. Кто против советской власти - тот не нужен государству. Кто не встроится в рынок - тот уйдёт в небытие. Найдите десять отличий. В результате с таким трудом и такими потерями созданное единство было вновь разрушено. На обочину жизни в стране были выкинуты не просто отдельные люди, но целые отрасли, организующие жизнь сёл, городов, а подчас и целых регионов по площади и населению сопоставимых с некоторыми европейскими странами.

Разобщённость людей нарастала, становилась доминантой и в итоге наложилась на смену технологического уклада, что ещё более драматизировало ситуацию. Сегодня мы имеем постиндустриальное, пострелигиозное, информационное общество. Урбанистически ориентированная разобщённость стала преобладать. Практически полностью исчезла дворовая, общинная, соседская культура. Несмотря на крайне высокую, порой даже неприемлемую плотность населения в крупных городах люди практически перестали знать и перестали хотеть знать своих соседей. Индивидуалистическая обособленность всех от всех, как выяснилось, не защищает, а приводит к социальному эгоизму и равнодушию друг к другу. Безусловно, это травмирует человека, у которого в природе заложено стремление к сопричастности. Человек это социальное существо и никуда от этого не деться.

4) Утрата ценностей и нравственности.

Сразу следом за потерей общинности и соседского уклада жизни, рухнула и система сдержек и противовесов в области нравственности и морали. Особенно тяжело это травмировало старшее поколение, которое в любом обществе отвечает за передачу традиций и исторической памяти. Старые ценности такие как труд, профессионализм, знания, коллективизм, сменились на новые - финансовое благополучие, информированность, важность иметь собственное мнение. Приоритет коллективного блага сменился на доминирование блага личного. Причём каким путём добывается это самое личное благо стало практически неважно. При этом люди, боровшиеся с безжизненной догматикой коммунизма в исполнении Михаила Андреевича Суслова, оказались фрустрированы дополнительно, потому что боролись за светлые идеалы свободы, а получили вакханалию безнравственности и развращённости. Фактически либо будучи прямым образом обманутыми, либо обманувшими сами себя. Ну, либо и то и другое вместе, что при формировании травмы значения не имеет. Событие состоялось, времена исполнились, пошла длительная и болезненная инерция процесса. Конструктивная роль государства сильно ослабла и мы получили классическую ситуацию по Томасу Гоббсу - все против всех.

5) Утрата компетенций и профессионализма.

Как говорилось в предыдущем пункте в Советском Союзе ценили за знания, в новой России стали всячески прививать моду на собственное мнение. Что неудивительно. Профессиональный потребитель не должен иметь знания, у него в базовых настройках такой категории быть не должно. Иначе он будет разборчив в потребляемом, а это идёт вразрез с коммерческой выгодой, что для нового уклада было совершенно неприемлемо.

После колоссального падения целого ряда отраслей промышленности огромные массы людей стали невостребованы, навыки терялись с годами, новых отраслей практически не возникло, во всём стала преобладать посредственность. А любая посредственность легко поддаётся самой примитивной манипуляции и обману. В результате обман пронизал все сферы жизни. Такие жаргонные слова как "кинули", "развели", стали обиходными и даже проникли на большой экран. Причём обманывают и разводят в новой реальности преимущественно на деньги, а в капиталистическом обществе страх потери денег сопоставим со страхом смерти. Это психологическая аксиома. Деньги являются главной ценностью и за неё идёт борьба всеми доступными способами. Основа христианской морали, которая осталась ценностью и в коммунистической обществе, - борьба с ложью, была низвергнута. Во всяком случае существенно поколеблена. Всевозможные финансовые пирамиды, обналы, недружественные поглощения, чёрные риэлторы и тому прочие уродливые явления стали нормой жизни. Всё это существенным образом травмировало и деформировало сознание простого гражданина даже в том случае, если человеку удалось каким-то образом в этой новой системе найти своё более менее социально достойное место.

Что мы имеем в итоге. Травмированное общество, пронизанное внутренними конфликтами, социально и духовно разобщённое, где травма стала уходить в область бессознательного, так как появилось целое поколение, которое эту травму не застало, но воспитано людьми, впитавшими её до корней волос. Капитализм эту травму не залечил, так как его российское исполнение объективно настолько далеко от лучших западных образцов, что залечить и не мог по определению. Остался один метод согласно психологической классике - моделировать ситуацию, в которой произошла травма, и стараться вести себя в ней иначе. То есть в отличие от 1991 года быть более осторожными, менее наивными, отстаивать и защищать свой жизненный уклад, свою культуру, своё государство и свою землю. При этом, памятуя о травмирующих событиях 20го века, стоит заметить, что практика последовательных, но плавных изменений, улучшений представляется весьма оправданной и разумной. Радикальная терапия соблазнительна, но на поверку может оказаться неэффективной. Детские травмы лечатся постепенно и непросто. Но, лечатся. И это самое главное, что следует помнить и чем следует руководствоваться. Выздоровление возможно. Вероятнее всего не сразу и не с первой попытки, но если продолжать искать, то даже самые сложные случаи, взятые в терапию, можно распутать и как минимум облегчить симптоматику, а как максимум устранить причины.

Современному обществу психологи нужны в существенно большем количестве, чем есть на сегодня. Тезис кому-то покажется спорным, однако если мы возьмём лучшие образцы западного капитализма, то там психологические службы имеют системный характер и очевидно более развиты, чем отечественные. И не смотря на то, что в последние годы наметился рост высших учебных заведений по профилю психология, системного и интегрированного с государственными институтами характера это пока не носит. И если мы не хотим в очередной раз полностью менять социально-экономическую систему в стране, становится очевидным, что необходимо как минимум качественно прорабатывать имеющуюся и накопленную болезненную симптоматику.

Капиталистическая парадигма обязывает иметь развитию службу профилактики психологического здоровья и ранней диагностики психологических травм.

Альтернатива представляется мрачной - общество будет разрушать само себя до тех пор, пока не исчезнет совсем. И сегодня мы находимся внутри новой узловой точки. 2022 год по масштабу и смыслам запущенных процессов не уступает 1991 году. И это необходимо очень хорошо для себя понимать всем и каждому.

Спасибо всем, кто дочитал.

С уважением, Максим Платонов.

.