Полноприводные автомобили в действии
Формула полноприводника - 4 × 4 - выглядит как математический пример. На самом деле она означает, что двигатель раскручивает все четыре колеса! Первые цифры показывают количество колёс, а вторые - число ведущих колёс. Большинство автомобилей обозначают формулой 4 × 2: двигатель посылает мощность или на переднюю пару, или на заднюю. Колёса, которые не раскручиваются мотором, толкаются или тянутся второй парой.
Полноприводники особенно эффективны на скользкой дороге или на бездорожье, то есть на дорогах без покрытия, к которым относятся мелководье, поля, дюны, размытые тропы, гравийные дорожки и склоны гор. Обычно в таких условиях одна или несколько шин теряют сцепление с поверхностью. И у авто с двумя ведущими колёсами гораздо больше шансов застрять, чем у внедорожника.
Уверенно держится на бездорожье
Двигатель автомобиля с двумя ведущими колёсами блокирует оба колеса, если одно из них потеряло сцепление с поверхностью Система внедорожника определяет, когда покрышка скользит, и передает мощность на колёса, не утратившие сцепления, даже если вся сила пойдёт на одно колесо.
Медленно вперед, несмотря на препятствия
Большинство полноприводников оснащены коробкой передач низкого диапазона. Это добавляет машине мощности на низких скоростях. Максимальная скорость внедорожника на первой передаче - всего 8 км/ч, зато машина обладает потрясающей тяговой силой, позволяющей авто взбираться и съезжать с очень крутых склонов.
Чем может похвастаться настоящий внедорожник:
- Дорожный просвет, или клиренс, - это расстояние между самой низкой точкой машины и землёй. У внедорожников большой клиренс, поэтому они могут взбираться на горы, переезжать брёвна и другие препятствия, которые более низкие машины не преодолеют
- У внедорожников широкие шины, распределяющие вес машины по мягкой поверхности. На покрышках есть небольшие бугорки, которые называют грунтозацепами, а между ними - свободное пространство. Такая резина обеспечивает лучшее сцепление с грязной поверхностью
- Благодаря большим пружинам подвески, колёса высоко поднимаются и низко опускаются. Это снижает вероятность того, что покрышки оторвутся от дороги, и тяга ослабнет
- Верхняя граница колёс хорошего полноприводника расположена близко к нижней части кузова. Это значит, что на крутом склоне покрышки коснутся почвы раньше бампера. Если бампер задевает землю, машина может застрять
- Высокие полноприводники проезжают по мелководью без ущерба для электроники и двигателя. Например, Land Rover («Ленд Ровер») легко преодолеет глубину 50 см и более