30 мая 1987 года в центральных газетах Советского Союза появилось краткое сообщение: «28 мая 1987 г. днем в районе города Кохтла-Ярве воздушное пространство Советского Союза нарушил легкомоторный спортивный самолет, пилотируемый гражданином ФРГ М. Рустом. Полет самолета над территорией СССР не был пресечен, и он совершил посадку в Москве. По данному факту компетентными органами ведется расследование».
В руководстве СССР начался настоящий разнос. На Политбюро ЦК КПСС с формулировкой «За халатность и неорганизованность в пресечении полета самолета-нарушителя, отсутствие должного контроля за действиями Войск ПВО» был отправлен главный маршал авиации Александр Колдунов, занимавший пост главнокомандующего Войсками Противовоздушной обороны Советского Союза и непосредственно отвечавший за безопасность воздушного пространства страны, а с должности командующего войсками Московского округа ПВО – маршал авиации Константинов. Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев обвинил в случившемся непосредственно главу военного ведомства маршала Соколова несмотря на то, что в день происшествия тот находился вместе с ним с официальным визитом в ГДР.
По мнению военных чиновников, в том числе Д. Язова, ставшего новым министром обороны, Соколов не заслужил снятия с должности. Со стороны Горбачева это была личная месть за то, что Соколов выступал против включения тактической ракеты «Ока» (СС-23), имевшей дальность полета 450 км, в перечень носителей, подлежащих ликвидации по советско-американскому Договору о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) и выступал против опасного ослабления военных позиций СССР.
Чтобы обойти упрямое советское военное ведомство, госсекретарь США Дж. Шульц «уговорил» министра иностранных дел СССР Э. Шеварнадзе убедить Горбачева, что эту ракету можно провести как «ракету меньшей дальности», а значит, внести в договор о сокращении. Горбачев эту идею поддержал, выступив по факту против собственного Министра обороны.
Горбачев Соколова не простил. Строптивое Министерство обороны, выступающее против проводимой Горбачевым линии по бездумному сокращению вооружений в ущерб безопасности собственной страны, было крайне неудобным. ЧП с посадкой самолета Руста в Москве подвернулось весьма кстати – у Горбачева появился повод расквитаться с Соколовым и другими военачальниками, стоявшими в оппозиции к горбачевскому «новому мышлению». Вместе с Шеварнадзе, который отстаивал больше американские интересы, чем собственной страны, и секретарем ЦК Е. Лигачевым, Горбачев приступил к зачистке военного аппарата.
Соколов был человеком старой закалки. На высших должностях прошел «холодную войну», привык к порядкам, утвердившимся в Вооруженных силах после Великой Отечественной войны и периода Сталина, когда военное ведомство было в почете, а лозунг «Народ и армия едины» имел глубокий смысл. С началом перестройки вместо уважения, советскую армию начали уничижать. Для перестроечных перемен, лавиной обрушившихся на армию, Соколов и его команда подходили мало.
Генерал армии А.Д. Лизичев вспоминал: «Новый Генсек еще не имел четкой программы в области внешней политики страны, хотя и выражал недовольство тем, что в ней отсутствовали динамизм и стратегический простор для широкого маневра с целью перелома опасного противостояния СССР и США и изменения общей напряженной международной обстановки. "Новое мышление" только зарождалось. Оно проявилось в полной мере, когда с поста министра иностранных дел ушел мудрый А.А. Громыко и его место занял Э.А. Шеварднадзе, готовый без особых возражений осуществлять на практике указания Горбачева во внешней политике. Поскольку инициативы по военным вопросам, исходящие от Горбачева, не всегда были достаточно продуманными, между членами "тройки" - министр иностранных дел Э.А. Шеварднадзе, министр обороны С.Л. Соколов и курировавший оборонную промышленность Л.Н. Зайков, - которая в рамках Политбюро занималась вопросами переговоров с США по ядерным и обычным вооружениям, начались споры. Сергей Леонидович принципиально отстаивал интересы наших вооруженных сил и соответственно страны. Шеварднадзе готов был пойти на недопустимые уступки США, а Зайков по негласному поручению Горбачева чаще всего выступал как арбитр» (источник 1)
«Дело стало принимать порой характер открытых стычек на Политбюро между министром обороны маршалом Соколовым и Шеварднадзе», - подтверждает и А.Ф. Добрынин. Это не устраивало ни генерального секретаря ЦК, ни министра иностранных дел, которые, фактически единолично определяя внешнеполитический курс страны, сдавали американцам в ущерб СССР одну позицию за другой» (источник 1)
Случайность или спланированная операция?
В истории с полетом Руста есть много случайностей и совпадений. Одна из них – прикрытие, которое получил Руст уже на территории СССР, что может означать спланированную заранее операцию.
Вылетев в 13.30 по московскому времени из Хельсинки курсом на Стокгольм, 18-летний немец Матиас Руст через 20 минут полета отключил все средства связи, кроме приемника бортового радиокомпаса, снизился до 200 метров, чтобы избежать возможной встречи с истребителями и исчезнуть с радаров, резко сменил курс и сбросил в воду Финского залива канистру с топливом, имитируя тем самым катастрофу и падение самолета в море. Как показало расследование, ветер был попутным, значит расстояние в 880 км до Москвы он должен был преодолеть на два часа раньше. Где же он был? Как выяснилось позже - промежуточная посадка на аэродроме в Старой Руссе в Новгородской области. Здесь располагалось около 50 аэродромных площадок, принадлежавших разным ведомствам. Кто-то обеспечил его «Сессне-172» прикрытие при посадке.
Странным кажется и то, что его самолет, не отвечающий на запрос «свой-чужой», был обнаружен советскими радиолокационными средствами сразу при пересечении границы, но потом ему дважды удалось легализоваться.
Первый раз это произошло в районе Пскова, где как раз проходили военные учения. Именно в 15.00, в соответствии с графиком, менялся кодовый номер системы госопознавания, когда все наземные и воздушные средства и системы должны были выполнить эту операцию одновременно. В это время в воздухе находилось много самолетов, в том числе Руста, и всем им автоматическим был присвоен признак «Я -свой».
Второй раз Руст был легализован западнее Торжка, где накануне потерпели катастрофу истребитель Миг-25 и бомбардировщик Ту-22м. Его приняли за один из вертолетов поисково-спасательной службы и вновь присвоили признак «Я - свой». И пять по странному стечению обстоятельств именно в то время, когда пролетала «Сессна» из района озера Селигер были кем-то массово запущены малоразмерные шары, которые в течение около получаса отвлекали внимание дежурной смены.
И еще одно удивительное совпадение: именно в то время, когда операторы РЛС пытались разобраться в отметках на экранах, оперативный дежурный КП Московского округа ПВО генерал-майор В.Б. Резниченко получил категорический приказ «сверху» и вынужден был отдать приказ на выключение АСУ для проведения профилактических работ.
В 19.30 самолет Руста вошел в воздушное пространство Москвы. Поначалу Руст планировал приземлиться в Кремле, но Ивановская площадь Кремля оказалась для этого слишком мала. Для посадки подходила Красная площадь, но на ней в тот момент находилось много людей. Немец в дальнейшем так вспоминал о своем намерении приземлиться на главную площадь страны: «Чтобы совершить посадку на Сессна мне хватило бы 200 метров, я предпринял три попытки и трижды набирал высоту вновь: внизу собралась толпа любопытных, происходящее было похоже на фильм Феллини. Я боялся кого-нибудь поранить или задавить». И уже при посадке на Москворецком мосту он синхронизировал по секундомеру режим работы светофора и приземлился в то мгновение, когда поток машин замер на светофоре. Произошло это, словно в насмешку, в День пограничных войск СССР.
Четко спланированный и выверенный по времени с однозначной поддержкой на земле полет Руста советская официальная версия подала как шалость воздушного хулигана. Тем не менее, уже тогда было понятно, что Русту помогали, причем, и на Западе, и в СССР.
И еще одна деталь: Руст приземлился на Красной площади с полными баками топлива, что свидетельствует лишь об одном – его заправляли где-то на советской территории. И делать это могли только непосредственно под контролем всесильного советского КГБ. Значит все в то же Старой Руссе.
Во время суда Руст сказал, что мотивом полета был призыв к миру. Немец был приговорен к 4-м годам лишения свободы, но через год был амнистирован и вернулся в ФРГ.
Внутреннее предательство
Генерал армии Петр Дейнекин, главнокомандующий ВВС России в 1991-1997 годах вспоминал:
"Нет никаких сомнений, что полет Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И что самое важное - проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза. На эту печальную мысль - о внутреннем предательстве - наводит тот факт, что сразу после посадки Руста началась невиданная чистка высшего и даже среднего генералитета. Как будто специально ждали подходящего повода... Сбить "Сессну" или принудить ее к посадке силами ПВО могли столько раз, сколько бы захотели".
На том самом «разгромном» заседании Политбюро Горбачев заявил, обращаясь к Соколову: «Сергей Леонидович, я не сомневаюсь в вашей личной честности. Однако в сложившейся ситуации я на вашем месте подал бы в отставку». Маршал тут же ответил, что просит принять таковую, и Генсек, не мешкая, поставил вопрос на голосование». Кроме Соколова, Колдунова и Константинова только в первые две недели после случившегося постов лишились в общей сложности около 30 генералов и офицеров.
Помимо масштабной чистки в Министерстве обороны приземление Руста достигло еще нескольких целей. Прежде всего, была целенаправленно дискредитирована советская система обороны в глазах граждан и мировой общественности. В обществе укрепились антисоветские настроения и усилился вектор на Запад, а Горбачев приступил к масштабному сокращению армии и вооружений в ущерб интересам СССР.
Бывший директор Агентства Национальной безопасности США, генерал-лейтенант Вильям Одом, с удовлетворением отмечал: "С момента прихода Горбачева к власти на своей должности удержался лишь заместитель министра обороны по вооружению. В числе замененных должностных лиц были министр обороны, все другие его заместители, начальник Генерального штаба и два его первых заместителя. Главнокомандующий ОВС Варшавского договора и начальник штаба ОВС, все четверо "верховных командующих", все командующие группами войск (в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии), все командующие флотами, все командующие военными округами. В некоторых случаях, особенно это касается командования военных округов, командующие заменялись по три раза... Трудно сказать, насколько далеко вниз по должностной лестнице прокатилась волна чистки, но, вероятно, она достигла по меньшей мере уровня командования дивизий, а возможно, пошла и еще ниже." (Военно-исторический журнал, июнь 1991 г.)
Горбачев из речи на семинаре в университете в Турции:
«Целью моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми. <> Когда же я лично познакомился с Западом, я понял, что я не могу отступить от поставленной цели. А для её достижения я должен был заменить всё руководство КПСС и СССР, а также руководство во всех социалистических странах. Моим идеалом в то время был путь социал-демократических стран. Плановая экономика не позволяла реализовать потенциал, которым обладали народы социалистического лагеря. Только переход на рыночную экономику мог дать возможность нашим странам динамично развиваться. Мне удалось найти сподвижников в реализации этих целей. Среди них особое место занимают А.Н. Яковлев и Э.А. Шеварднадзе, заслуги которых в нашем общем деле просто неоценимы» (источник 3)
Целился в коммунизм, а убил страну. Современные события показывают, что главная схватка за СССР еще впереди. Продолжение следует.
Дорогие друзья! Мой канал – просветительский. Он существует благодаря вашей поддержке и выдержке автора вопреки всем преобразованиям на Дзен. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - поддержите канал через банковский платежный сервис по этой ссылке (сумма любая). Это важно для существования канала и придаст оптимизма автору: https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая.
При подготовке статьи использованы данные источников:
1. Еженедельник «Звезда» от 13.01. 2019 Ю. Рубцов «Воздушный хулиган» Руст против маршала Соколова"
2. Военное обозрение от 04.2017 «Полет Мариаса Руста. Провокация с высоким прикрытием»
3. В. Казначеев «На переломе»
Ссылки на мои книги Ozon.ru
«Огранка» - первая книга декалогии «Гравитация жизни»
«Метаморфоза» - вторая книга декалогии «Гравитация жизни»
2. Ссылка на мои книги в электронном формате на Литрес
3. В Санкт-Петербурге книги «Огранка» и «Метаморфоза» представлены в центральном книжном магазине «Дом книги» на Невском пр.28 (знаменитый Дом Зингера напротив Казанского собора)
#история #ссср #сталин #общество #армия #философия #США #КГБ
#советскийсоюз #горбачев #политика #КПСС #власть #перестройка #авиация