Найти тему
Гудлорианка

Искра

Повседневность в трех действиях

Действующие лица

Каверин

Надя

Обыватели

Вступление

В свете фонарей она переходила дорогу. Я видел только ее спину и сигаретный дым. Я не знал ее, и никогда не узнаю. Мы должны были встретиться только в те несколько секунд, и после каждый из нас вернулся к своей жизни. Увидеть ее вновь не было никогда даже желанием, но не забыть этот момент осталось мечтой.

Порыв ветра с крупицами мелкого снега вырвал тлеющий конец ее сигареты и красными искрами протянул его на пару метров. Странный предлог для обращению к самому себе, но в тот вечер я понял небольшой смысл, совершенно незначительную истину. Сейчас же точно знаю, что без этих искр случайной прохожей, я был бы совсем другим человеком.

Действие первое

Глубокая весенняя ночь. Открытый балкон, почти без вещей. Одиноко стоит Надя. Курит. Из квартиры слышна музыка, мигает разными цветами свет. Спустя время заходит Каверин.

КАВЕРИН. Не помешаю?

НАДЯ. Нет, заходи.

Молчат.

КАВЕРИН. Что-то не могу найти зажигалку, можно?

НАДЯ. Хорошо.

Надя держит сигарету в губах и начинает искать по карманам. Каверин ловким движением, прикуривает от ее сигареты.

НАДЯ (смущенно). Мог и потерпеть, я почти…

КАВЕРИН. А по мне так, хорошо получилось.

НАДЯ. Не делай так больше.

КАВЕРИН. Не лучший сегодня вечер, правда?

НАДЯ (безынициативно). Кому как.

КАВЕРИН. Да, тем, видимо, все нравится. А тебе?

НАДЯ. Я пришла сюда, чтобы ни с кем не разговаривать.

КАВЕРИН (робко). Прости.

НАДЯ. Ничего.

Молчат.

НАДЯ. А мне нет.

КАВЕРИН. Что?

НАДЯ. А мне не нравится, сам же спрашивал про вечер.

КАВЕРИН. Вот и мне тоже не нравится.

НАДЯ. Тебе то почему?

КАВЕРИН. Шумно слишком, да и не знаю я тут почти никого.

НАДЯ. И меня не знаешь, Володя?

КАВЕРИН. Видимо должен, но убей, не помню.

НАДЯ. Надежда Александровна (сопровождает манерным жестом), но для тебя, так уж и быть, Надя.

КАВЕРИН. Владимир Викторович, соответственно, а как называть, пусть будет твоим выбором.

НАДЯ. Будем знакомы, повторно.

Неловкое молчание.

КАВЕРИН. А тебе почему не нравится?

НАДЯ. Почему? Да так же как у тебя, только еще рожи эти пьяные противны.

КАВЕРИН. Тогда наверное и моя тебе противна?

НАДЯ. Не то чтобы. Кажется ты не налегал, но пахнешь, это да.

КАВЕРИН. Вот и хорошо, а то уже переживать начал.

НАДЯ. О том, что противен мне?

КАВЕРИН. Именно.

НАДЯ. Мило.

Пауза.

КАВЕРИН. Ты, вроде как, Сашина подруга, подруги именинника, верно?

НАДЯ. Два рукопожатия получается.

КАВЕРИН. Многовато, хотя у самого три.

НАДЯ. И почему тогда пришел, раз так далеко от тебя праздник?

КАВЕРИН. Дома гнить не хотелось, да и наливают тут. Иногда же можно.

НАДЯ. А теперь гниешь здесь?

КАВЕРИН. Не назвал бы так твое общество.

Молчат. Обыватель открывает дверь.

ОБЫВАТЕЛЬ 1. Оу, не мешаю (уходит). (По другую сторону двери) Там такое!..

Надя легко смеется, Каверин подхватывает настроение.

КАВЕРИН. Ну все, ждем расспросов о том, что мы тут делали.

НАДЯ. Главное не наговори всякого, а то знаю, как мальчики любят приукрашивать.

КАВЕРИН. Понял, про сигареты ни слова.

НАДЯ. Ты же помнишь, что делать так больше не стоит, и не только со мной?

КАВЕРИН. Никогда не забуду, да и не нужно больше.

НАДЯ. Это почему же?

КАВЕРИН. Не знаю, просто чувствую, что такое с тобой должно быть первым и последним.

НАДЯ (в воздух). Смущаешь.

КАВЕРИН. Все для вас, Надежда Александровна.

Молчат.

НАДЯ. Володь, скажи, пожалуйста, тебе бывает страшно?

КАВЕРИН. Я тебя пугаю?

НАДЯ. Я не про это. Вот лежишь ты, пытаешься уснуть, а не можешь? Или поговорить с кем-то нужно, по пустякам, а у самого сердце в пятки? Бывает такое?

КАВЕРИН. Кажется в меньшей мере, чем у тебя, но все-таки. Вот, например, когда только увидел тебя, переживал, но быстро оправился.

НАДЯ. Нет, опять не то. Я про что-то фоновое, постоянное, как бриз, наверное.

КАВЕРИН. В этом чувстве я не могу тебя поддержать, по крайней мере я либо хорошо этого не замечаю, либо у меня это только в особенные ситуации. А у тебя такое что, постоянно?

НАДЯ. Волнообразно. Хотя наверное лучше будет называть это тревогой… Когда одна, тревожно оставаться наедине с собой, а когда с людьми, пугаюсь их. Замкнутый круг.

КАВЕРИН. Но сейчас же все хорошо?

НАДЯ. Насколько это возможно. В таком уединении я одновременно не одна и сама с собой.

Каверин собирается уходить.

КАВЕРИН. Тебе что-нибудь принести?

НАДЯ. Еще бокальчик, если можно.

КАВЕРИН. Как пожелаете (сопровождает манерным жестом).

Надя осталась одна, начинает подмерзать.

Каверин возвращается с бокалом и пледом, без слов отдает бокал и укрывает Надю.

НАДЯ. Стараешься быть хорошим?

КАВЕРИН. Чтобы ты перестала меня бояться.

НАДЯ. У тебя получается.

Пауза.

КАВЕРИН. Это как страх зимы, ну или просто будущего.

НАДЯ. Бояться зимы в середине весны? Звучит как пустая трата нервов, но да, именно этим я и занимаюсь.

КАВЕРИН. Зима когда-нибудь обязательно наступит, так что не так и бессмысленны твои переживания.

НАДЯ. Готовить санки пора?

КАВЕРИН. Лишним точно не будет.

НАДЯ. Звучит не очень жизнеутверждающе…

Пауза.

КАВЕРИН. А если отходить от метафор, правда ли твое будущее такое страшное?

НАДЯ. Гильотина меня конечно не ждет, но в том и проблема, что я не знаю кем я буду завтра, чего мне ждать, к чему готовиться. Я потеряла контроль над происходящим, понимаешь?

КАВЕРИН. Понимаю. Это как плыть по реке и постоянно искать водопады, верно?

НАДЯ. Сам же хотел без метафор.

КАВЕРИН. Ой, ну да, слов просто не подобрал.

Молчат.

НАДЯ. Сегодня мне снился сон.

КАВЕРИН. Убегала от кого-то?

НАДЯ. Ха, очень проницательно. Нет, не убегала.

КАВЕРИН. Тогда расскажи, раз не угадал.

НАДЯ. Я сидела в горящем доме и плакала. Плакала как ребенок, почти истерично. Потом кто-то зашел в этот дом и вынес меня. Человек нес меня на плече, я видела как дом обрушивается, а облако пепла и искр поднимается удивительно высоко. В ночной тишине треск горящего дерева и поднимающиеся звезды меня так заворожили, что я решила остаться. Села на снег и замерла. Проснулась я вся в слезах.

КАВЕРИН. Меланхолично. И наверное очень красиво. Повесил бы такую картину у изголовья кровати.

НАДЯ. Хочешь иметь мой плачущий образ как можно ближе?

КАВЕРИН. Не просто плачущий образ, еще и наблюдающий за такой страшной красотой.

НАДЯ. Извращенец.

КАВЕРИН. Если мое такое желание означает, что я извращенец, то да, самый настоящий.

Пауза.

КАВЕРИН. Почему ты решила рассказать о сне?

НАДЯ. Подумалось когда если не сейчас.

КАВЕРИН. А разобраться в корнях сна пыталась? Не просто же так тебе такое привиделось.

НАДЯ. Пыталась, но не сильно что-то получилось. Понятно что я это я. Еще понятно, что человек меня спас. Да и зима тут тоже, как ты и говорил.

КАВЕРИН. А облако пепла и искр?

НАДЯ. Тут не знаю, но вроде сгорающий дом так и выглядит.

КАВЕРИН. Может что-то освободилось при этом пожаре?

НАДЯ. И быстро стлело в холодном воздухе.

Дверь приоткрывается и выглядывает обыватель 2.

ОБЫВАТЕЛЬ 2. Ну что вы тут засели, пойдемте. Вас уже все потеряли.

КАВЕРИН. Понял, скоро будем.

ОБЫВАТЕЛЬ 2. Я не знаю, поцеловались бы, а то недотроги собрались.

КАВЕРИН. Не мели чепуху, сказал же, что скоро придем, иди давай. (закрывает дверь, отталкивая обывателя 2).

Неловкое молчания, Каверин пытается решиться, Надя закуривает очередную сигарету.

КАВЕРИН. Может прогуляемся как-нибудь.

НАДЯ. Покажешь все парки?

КАВЕРИН. Если на то будет твоя воля…

Занавес

Действие второе

Кухня окном в глубь сцены, за окном идет дождь, теплый свет фонаря пробивается через шторы. Стоит стол, несколько стульев и диван. На столе несколько открытых бутылок и обычные кружки. Надя встает со своего места и подсаживается к Каверину. На ее лице понятны смятение и решительность. Какое-то время она собирается с мыслями.

НАДЯ. Володь, можно? (поворачивает его голову к себе и украдкой целует)

Молчание. Тяжелая тишина.

КАВЕРИН. Эм… Надя, ты кажется перебрала.

НАДЯ (смущенно). А ты теплый… И немного колючий.

КАВЕРИН. Знал бы, побрился.

Пауза. Каверин пытается подобрать слова.

КАВЕРИН. И давно ты…?

НАДЯ. Хотела поцелуя?

КАВЕРИН. Ну да.

НАДЯ (уверенно). Давно.

КАВЕРИН. Насколько давно?

НАДЯ. Просто давно, не расспрашивай.

КАВЕРИН. Со второго нашего знакомства? Позже?

НАДЯ. Разве плохо получилось? (смущается от собственных слов). Давай тогда… еще раз попробуем?

Пауза.

НАДЯ. Знаешь… Я все еще чувствую тебя на губах.

КАВЕРИН. И я тебя.

НАДЯ. Ты раньше целовался?

КАВЕРИН. Такое у меня впервые.

НАДЯ. А я уже целовалась. Расстроен?

КАВЕРИН. Не то чтобы, просто это было так неожиданно.

НАДЯ. Я просто не хотела дальше продолжать ту тему, вот и решилась.

КАВЕРИН. Радикально ты. А я думал, что тебе нравится слушать истории с моей работы.

НАДЯ. А последняя просто была скучной.

КАВЕРИН. Буду знать, что в середине этой истории ты целуешься.

НАДЯ. Сейчас дошутишься, без всяких историй поцеловать смогу.

КАВЕРИН (поднимает руки). Понял.

В сложившейся тишине Каверин доливает в кружки содержимое бутылки. Звонит будильник, от которого Каверин чуть пугается, спешно отключает его.

КАВЕРИН (оправдывается). Поставил чтобы не пропустить.

НАДЯ. Не пропустить полночь?

КАВЕРИН. Именно, у тебя же день рождения настает. Для того и собрались. (встает с кружкой, чтобы начать тост).

НАДЯ. Еще раз прости, другой посуды нет.

КАВЕРИН. Так даже уютнее. Что ж, весна продолжает встречать и радовать нас такими замечательными днями, как сегодняшний. Поздравляю тебя с днем рождения, моя дорогая Надя. Только подумать, 21 год, совсем разгар жизни и самый ее сок. Желаю тебе самое главное спокойствия и чистого, доброго счастья. Знаешь, наверное о том, что ты со мной сделала, можно сказать заразила. И заразила верой в будущее. Я безумно тебе за это благодарен.

НАДЯ. Спасибо огромное. Заранее написал?

КАВЕРИН. И отрепетировал перед зеркалом. (достает связанную кофточку из-за дивана). Я подготовил для тебя подарок.

НАДЯ. Смущаешь.

КАВЕРИН. Не меньше твоего, вообще-то. Примерь.

НАДЯ (надевает кофту, будто бы позирует). Ну как, выглядит на мне так же как ты себе и представлял?

КАВЕРИН. Что ты, лучше.

НАДЯ. Недооценил ты меня, как ты мог. Дорогая наверное?

КАВЕРИН. Безумно дорогая.

НАДЯ. Ой, тогда не стоило, это же вообще-то обычная кофта для подруги, чего ты.

КАВЕРИН. Денег то я потратил не много, но вот времени. Я сам ее связал. И получилось обычная кофта.

НАДЯ (волнительно). Не принимай близко к сердцу, я как покупатель, что за дорого… Ну, то есть очень хорошо получилось, и зная, что ты ее сделал…

КАВЕРИН. Не волнуйся, я понял о чем ты (чуть гладит ее по голове.)

НАДЯ. А я у тебя и первый поцелуй украла…

КАВЕРИН. За это тоже не волнуйся.

Садятся. Неловкое молчание.

КАВЕРИН. Ничего если я у тебя тут закурю?

НАДЯ. Конечно. Только (спешно ставит на стол пиалу) вот сюда, хорошо? (Каверин кивает). (Надя зажигает благовония).

Пауза.

НАДЯ. Я бы хотела тебе кое-что сказать.

КАВЕРИН. Поделиться секретом?

НАДЯ. Своего рода.

КАВЕРИН. Тогда прошу. А то все гадаю, что же ты такое можешь скрывать, у всех же есть секреты.

НАДЯ. Надеюсь наши тогда совпадают.

КАВЕРИН. Что?

НАДЯ. Забудь. (собирается с мыслями). Ты конечно же догадывался, да и после сегодняшнего, то есть вчерашнего… Секрет, которым я бы хотела с тобой поделиться… Я хочу сказать, что ты на самом деле хороший человек, мне с тобой (подбирает слова) всегда спокойно и тепло. Теперь то особенно, с твоим то подарком (чуть смеется). И зря ты считаешь себя недостойным хорошего или виновником всех проблем, не про мировые кризисы конечно, собственных. Я хочу сказать тебе спасибо, самое нежное и открытое спасибо на которое я только способна, прими его, пожалуйста.

КАВЕРИН. Конечно я его приму. Что-то ты распереживалась, иди сюда (прижимает ее к себе).

НАДЯ (в его объятиях). Я… Я люблю тебя. Я уверена, что это точно любовь.

Пауза, Каверин в легком шоке отпускает Надю.

КАВЕРИН. Прямо любишь?

НАДЯ. Именно тебя. Я бы не стала целовать нелюбимого. (Каверин прикасается к своим губам)

КАВЕРИН. А я воспринял это как пьяную шутку…

НАДЯ. Разве я похожа на ту, кто стала бы целовать кого не попадя? Вот какого ты обо мне мнения.

КАВЕРИН. Нет, что ты, я тебя вижу совсем не такой.

НАДЯ. Какой же?

КАВЕРИН. Надь, мне безумно приятно и очень нравится с тобой общаться, нравится твоё мышление, и ты в целом как человек, но в силу определенных обстоятельств… Точнее опыта, прошлого; я не могу сейчас ничего говорить и что-то в плане обещаний давать. Поэтому я предлагаю просто продолжать общаться, и там уже все будет понятно.

Надя в ступоре, начинают выступать слезы. Тишина. Пощечина. Надя начинает трепетно плакать. Пауза. Надя опустошает кружку.

НАДЯ. То есть я тебе совсем не нравлюсь? Ты видишь во мне только подругу и ничего больше? Я же специально решила сегодня так встретить, с тобой, наедине, а ты… Я тебя что, даже не привлекаю как девушка?

КАВЕРИН. Что ты такое говоришь. (Надя снимает подаренную кофту) Я же сказал, что ты безумно интересный собеседник, что как человек ты прекрасна, но просто я не понимаю что я чувствую к тебе. Я не хочу причинять тебе боль, а что если я отвечу тебе, а потом окажется, что я был не прав, я сам не переживу этого, чего говорить о тебе.

НАДЯ(истерично). Не надо мне врать! Опыт, говоришь, прошлого? Было бы достаточно сказать, что я тебе противна, а не строить тут браваду. Говоришь не знаешь что ко мне чувствуешь?! (хватает его руку и кладет себе на грудь). А так?! Хотя бы влечение ко мне у тебя есть?! (Каверин отдергивает руку). Что, даже как картинка я тебе не нравлюсь? (плачет, падает на колени)

КАВЕРИН. (Спускается к Наде) Надя, ты очень красивая, правда. И… Было бы странно, если бы не привлекала физически, но так же нельзя. Для меня ты не просто красивая девушка. Для меня ты и правда значишь больше, давай просто не будем торопиться.

НАДЯ. А еще поцеловать себя дал… Уходи, просто уйди.

КАВЕРИН. (обнимает ее, глубоко вздыхает) Раз ты просишь… (останавливается у входа) И не кинешь в меня кофту?

НАДЯ. А почему должна?

КАВЕРИН. Злость, досада, боль и все такое.

НАДЯ. Нет, ее себе оставлю (сжимается с ней).

КАВЕРИН. Хорошо. (уходит).

Занавес

Действие третье

Сцена разделена дверью на две комнаты. Слышится тихое шипение газа. Слева Каверин, справа Надя. В комнате Нади стоит газовая лампа. Каверин собирается с силами, чтобы позвонить. Надя уже пришла в себя, но ждет звонка или сообщения. Звонок. Надя вздрагивает и берет трубку.

КАВЕРИН. Надя?

НАДЯ. Да, Володь, это я.

КАВЕРИН. Я чувствовал, что должен позвонить. И вот…

НАДЯ. Спасибо.

КАВЕРИН. С тобой все хорошо?

НАДЯ. Не очень…

КАВЕРИН. Ну да, чего я спрашиваю.

НАДЯ. Это настолько очевидно?

КАВЕРИН. Если судить по тому что чувствую сейчас я, да.

Молчат.

НАДЯ. Тебе должно быть хорошо, что ты такое говоришь?

КАВЕРИН. Может и так, но сейчас у меня зима.

НАДЯ. Думаешь я могу тебя согреть?

КАВЕРИН. Знаю, так же как знаю, что и я способен согреть тебя.

НАДЯ. Я уж как-нибудь сама справлюсь.

КАВЕРИН. Прости за тот вечер, я не должен был уходить.

НАДЯ. Не должен был, верно, но и оставаться тебе было нельзя.

Пауза.

НАДЯ. Знаешь, и ты меня прости, я не должна была так себя вести. Нам бы стоило спокойно поговорить об этом, а я устроила…

КАВЕРИН. Все хорошо, я тебя понимаю, не переживай.

Пауза.

НАДЯ. Поцелуй пропал с губ.

КАВЕРИН. Смыло слезами?

НАДЯ. Пока что это худшая твоя шутка.

КАВЕРИН. А я все еще чувствую.

НАДЯ. И как оно, жить с этим чувством?

КАВЕРИН. Как получить первую зарплату.

НАДЯ. Что? Долго ожидаемо и что-то маловато?

КАВЕРИН. Непонятно как лучше с этим совладать.

Молчат.

НАДЯ. Прости, еще раз. Я наверное тебя еще больше запутала.

КАВЕРИН. Не волнуйся об…

НАДЯ. Нет, ты и правда прав. Я поступила с тобой жестоко, и теперь тебе еще сложнее разобраться в себе… И чувствах ко мне…

Прости, что возлагала на тебя свои образы, ожидания и чувства. Ты мне безумно дорог, и именно потому я буду с тобой честной, и именно потому я бы хотела тебя отпустить. Ты замечательный человек, большое тебе спасибо, я счастлива знать тебя. Я только за любое дальнейшее общение, но теперь я не буду видеть тебя не таким, какой ты есть на самом деле, не буду искать в тебе того самого и пытаться чего-то добиться. Если ты на самом деле тот самый, то все будет так как должно. Извини, что причиняла тебе неудобства. Теперь, надеюсь, мы можем с чистой душой, реалистично смотреть друг на друга, на наши страхи, радости и свершения и плодотворно чувствовать.

КАВЕРИН. Надя… Спасибо. Спасибо тебе за честность.

Мое отношение к тебе не изменится. Также могу сказать, что ты безумно светлый, искренний, жизнерадостный и открытый человек. Я безумно рад, что сложилась какая-то маленькая история своя.

Пауза.

НАДЯ. У меня свет выключили, представляешь? Сижу теперь с газовой лампой в обнимку… Меланхолично.

КАВЕРИН. На долго хватит газа?

НАДЯ. За это время уже и не нужно будет, солнце взойдет.

КАВЕРИН. А к тому времени уже со всем разберутся.

НАДЯ. Даже если нет, то за день обязательно.

Молчат.

НАДЯ (в воздух). Если бы было еще чуть темнее, было бы видно звезды. Вот бы выбраться подальше и увидеть их…

КАВЕРИН. Тяжелый будет путь.

НАДЯ. И очень долгий. Ты бы такой выдержал?

КАВЕРИН. А что если отключить весь город, будут видны звезды?

НАДЯ. Думаешь так будет легче?

КАВЕРИН. Кому как.

НАДЯ. Нет, я бы все–таки поехала куда-нибудь за этим видом. Конечно отключить весь город тоже приключение, но слишком уж амбициозно. Поехал бы со мной?

КАВЕРИН. Придется разобраться с работой тогда.

НАДЯ. Только о ней и думаешь! Хотя разве это плохо? Нет? По итогу поехал бы, да?

КАВЕРИН. Для тебя это хорошо?

НАДЯ. Я… Я не знаю. Я уже сама во всем этом запуталась…

Пауза. Надя хорошо держится.

НАДЯ. Я думала ты мне не позвонишь… Почти была уверена, что тебе и правда лучше не звонить. А ты позвонил… Позвонил и внимательно слушаешь…

КАВЕРИН (задумчиво). Кажется я еще никого так не слушал.

НАДЯ. Ты бы плакал на моей могиле?

КАВЕРИН. Что ты такое спрашиваешь?

НАДЯ. Плакал бы?

КАВЕРИН. Не хочу даже представлять такую картину.

НАДЯ. А что, было бы очень красиво, повесила бы такую картину себе в спальню.

КАВЕРИН. Да. Я бы рыдал. Рыдал как маленькая школьница.

НАДЯ. Но как же все-таки не хочется, верно?

КАВЕРИН. Кому захочется хоронить самого близкого человека?

НАДЯ. Извращенцу? (ложиться на диван и смотрит в потолок)

КАВЕРИН. Давай не будем дальше это обсуждать?

НАДЯ. Глупо конечно, очень глупо, но я чуть не воплотила этот разговор в жизнь.

КАВЕРИН. Надя?

НАДЯ. Сложно не думать о падении, выкуривая очередную сигарету на высоком балконе. Только страшно это, падать. Потому не решилась.

КАВЕРИН. То что ты говоришь, вот что по-настоящему страшно!

НАДЯ. Зря боюсь высоты?

КАВЕРИН. Нет, хорошо что…

НАДЯ. Вот и все. Иначе плакать бы тебе на моей могиле.

КАВЕРИН. Я приеду к тебе. (начинает собираться).

НАДЯ. Не стоит. Помнишь же, света нет, что ты будешь делать?

КАВЕРИН. Не знаю, могу гитару взять, главное, что за тебя спокоен буду.

НАДЯ. А если не открою?

КАВЕРИН. Как не откроешь? Зачем же так? (останавливается)

НАДЯ. Возьму и не открою. Наверное будешь долго стучаться, а потом все-таки поедешь домой. Верно?

КАВЕРИН. Ты откроешь.

НАДЯ. Нет.

КАВЕРИН. Обязательно откроешь.

НАДЯ. Проверь же.

Звонок обрывается. Каверин моментально перезванивает, но Надя не отвечает. Надя отпирает дверь, берет табуретку, ставит ее у края сцены и становится на нее. Звон прекращается, и Надя оборачивает. Затемнение. Освещена только Надя. Слышен стук в дверь, попытки ее открыть. Вбегает Каверин и сильно спеша снимает Надю и продолжает ее держать, переходя в объятия. Начинает закрываться занавес.

КАВЕРИН (шепотом). Я… я все понял, я тоже тебя люблю.

Конец