Какой он был для современников маршал Блюхер? Каким остался для нас – его потомков? Каким он останется в истории страны и Рыбинского края. Наш земляк – Василий Константинович для современников был сложным: одновременно и могучим, и слабым. Ему «угораздило» жить в бурное революционное время.
Блюхера современники называли властолюбивым, говорили, что «его поведение порой граничило с деспотизмом». Однако он пользовался необыкновенной популярностью среди тысяч людей. В дни советских праздников портреты Блюхера вывешивали на улицах и площадях.
СПРАВКА из истории:
У Блюхеров существует семейная легенда - фамилия Блюхер, которая осталась от предков Василия Константиновича появилась благодаря прозвищу прапрадеда — крепостного крестьянина Феклиста, участника Отечественной войны 1812 года. Когда он вернулся после окончания войны в деревню, то помещик Кожин, отставной военный, про награды Феклиста, пошутил: «Истинный фельдмаршал Блюхер».
ИЗ ДОСЬЕ о Василии Блюхере:
Василий Блюхер родился в деревне Барщинка Рыбинского уезда Ярославской губернии. В крестьянской семье. Отец Константин Павлович. Мать Анна Васильевна Медведева. Василий - первый ребёнок в семье. Всего четверо детей.
В 1904 году окончил церковно-приходскую школу. Отец увёз Блюхера на заработки в Петербург. Он работал «мальчиком» в магазине, затем чернорабочим на Франко-Русском машиностроительном заводе, откуда был уволен за участие в рабочих митингах.
В поисках заработка приехал в Москву. В 1909 году - слесарь на Мытищинском вагоностроительном заводе. В 1910 арестован за призыв к забастовке. Заключён в тюрьму. 1913—1914 года работал в мастерских Московско-Казанской железной дороги.
ЗВЕЗДА МАРШАЛА
За его организаторский талант, большой труд, военное умение, инициативу Советское руководство 20 ноября 1935 года вместе с известными военачальникам - Семёном Буденным, Клементом Ворошиловым, Михаилом Тухачевским было присвоено высшее воинское звание Маршал Советского Союза.
В июле-августе 1938 года после Хасанской победы жизнь Василия Блюхера вовсе не стала лучшей. С этого момента его звезда командарма ОКДВА начала активно тускнеть.
«Когда нам стало известно, что инцидент на Хасане завершился полным поражением японских самураев», - вспоминает дочь Блюхера Зоя Васильевна, - «мы приготовились к торжественной встрече отца, нарядились во всё лучшее, сочинили речь... Отец скорой походкой вошёл в дом и вроде бы даже не заметил наши наряды, наши приготовления. Сухо поздоровался и сразу проследовал в кабинет... Наутро после завтрака он собрал всех нас, детей, в своём кабинете и сказал: «Сейчас ни о чём меня не спрашивайте... Запомните одно: что бы со мной ни случилось, знайте: ваш отец ни в чём не виноват. Он чист перед вами, перед партией, перед Родиной...»
Вскоре, 4 сентября 1938 года, был издан секретный приказ народного комиссара обороны. В нём было указано, что «руководство командующего ДК фронта маршала Блюхера в период боевых действий у озера Хасан было совершенно неудовлетворительным и граничило с сознательным пораженчеством. Всё его поведение за время, предшествующее боевым действиям, и во время самих боёв явилось сочетанием двуличия, недисциплинированности и саботирования вооружённого отпора японским войскам, захватившим часть нашей территории… Сидевшие рядом с Блюхером многочисленные враги народа, умело скрывались за его спиной, ведя свою преступную работу по дезорганизации и разложению войск ...фронта. Но и после разоблачения и изъятия из армии изменников и шпионов т. Блюхер не сумел или не захотел по-настоящему реализовать очищение фронта от врагов народа».
22 ОКТЯБРЯ
Блюхер с семьёй выехал на отдых и лечение в Сочи в пансионат «Бочаров Ручей» 28 сентября 1938 года. Жили на даче Ворошилова. До 22 октября.
«Утром ничто не предвещало катастрофы. Пятилетняя дочь Ваира спала. Старший сын Всеволод и племянница Нина ушли на занятия к учителю. Я кормила грудью малыша Василина», - вспоминала позже вдова маршала, Глафира Блюхер. – «Дверь в комнату оставалась открыта. Вдруг, словно черные птицы, несколько людей в штатском ворвались в дом. Все произошло в считанные минуты. Первым увели мужа. Затем меня и Павла (брата Василия Блюхера). Каждого ждала отдельная машина. Кортеж из пяти автомобилей помчался к вокзалу, где все уже было готово. Для перевозки использовали служебный вагон Блюхера. Там мы расстались навсегда. Последнее, что я слышала, это покашливание мужа, доносившееся из соседнего купе».
Из протоколов сохранились фрагменты его последних дней жизни. Его привезли в Лефортовскую тюрьму. Допросами со зверскими истязаниями в течение 16 дней руководил лично Берия, в то время ставший первым заместителем народного комиссара внутренних дел СССР Н. И. Ежова. Требовал от Блюхера признания в том, что он входил в «военно-фашистский заговор» и был японским шпионом. Блюхер не подписал ни одного из сфабрикованных обвинений. Погиб в застенках, по различным свидетельствам, 9 ноября 1938 года.
Имя Василия Константиновича Блюхера увековечено в памятниках, бюстах, названиях улиц в разных городах нашей страны. О нём и его подвигах рассказывают новым поколениям. И не только в памятные дни. Разных городах вспоминают «его легендарные штурмовые ночи Спасска, огненные волочаевские и перекопские дни, с бессмертной славой героических защитников Родины, отдавших свои жизни за её честь, свободу и независимость».
#Рыбинск #Рыбинскийрайон #Ярославскаяобласть #деньвистории #память #Блюхер #маршал #мойрайон #Рыбинск24