Сигаретный рейс

56K прочитали

17 ноября 1990 года Ту-154М авиакомпании “Аэрофлот” выполнял грузовой рейс по маршруту Базель (Швейцария)-Москва. Самолёт был пассажирским, однако, в связи с отсутствием других бортов, его загрузили коробками с сигаретами “Winston”. 1217 коробок общим весом около 18 тонн разместили между сиденьями, в центральной кухне и даже в проходах, что затруднило перемещение по салону. На борту находилось 6 человек: КВС, второй пилот, штурман, бортинженер, бортоператор и КВС-проверяющий - заместитель командира эскадрильи.

Тот самый борт за 11 месяцев до происшествия
Тот самый борт за 11 месяцев до происшествия

Первый час полёта прошёл без нареканий. Однако, над Чехословакией бортоператор сообщил капитану о дыме в салоне. КВС-проверяющий сходил в салон и увидел, что дым идёт из плафонов освещения и из вентиляционных отверстий.

Он дал указание начать аварийное снижение и повернуть в сторону Праги. Так как было похоже на возгорание электропроводки, экипаж обесточил салоны и выключил систему вентиляции. Также, пилоты запросили вынужденную посадку в аэропорту Праги. Экипаж надел кислородные маски, но из-за волнения все забыли переключить микрофоны в положение «Маска». Теперь диспетчер не слышал их докладов, а сами члены экипажа с трудом общались между собой.

КВС-проверяющий, взяв огнетушитель из кабины, вновь отправился в салон для борьбы с пожаром. Вместе с бортоператором они разрядили огнетушители в вентиляционные отверстия. Но толку от этого не было, задымление усиливалось. Тогда они предположили, что горит либо двигатель №2, либо хвостовой технический отсек.

В это время пилоты, видимо из-за стресса, вместо аварийного снижения, которое требовал КВС-проверяющий, приступили к обычному. Когда тот вернулся в кабину, то увидел что скорость снижения составляет всего 10 м/с, вместо ожидаемой 60 м/с, а лайнер находится на высоте 7000 метров. Тогда он ещё раз приказал пилотам приступить к аварийному снижению. В это время бортинженер доложил, что горят все сигналы о неисправности всех двигателей, но температура и обороты в норме. КВС-проверяющий приказал выключить двигатель №2.

Между тем дым начал проникать в кабину пилотов. Вскоре в его клубах исчезла приборная панель. Для проветривания пришлось открывать форточки, но это не особо помогало. Самолёт находился в облаках и пилоты ориентировались по приборам, которые было едва видно в густом чёрном дыму. Когда сработала сигнализация опасного сближения с землёй КВС-проверяющий понял, что до земли осталось 600 метров. Он снял маску и приказал пилотам выводить самолёт из снижения. На высоте около 200 метров Ту-154 вышел из облаков. Экипаж, осмотрев местность, решил садиться на вспаханное поле.

Самолёт коснулся земли через 13 минут с момента первого сообщения о пожаре. Приземление происходило на большой скорости – 360-370 км/ч. Сразу после касания горящий Ту-154 с поднятым носом врезался в полутораметровую насыпь асфальтированной дороги. Носовая часть с находящимся в ней экипажем оторвалась, подскочила вверх, врезалась в провода ЛЭП, совершила три оборота и остановилась. Крылья и хвостовая часть отделились, а фюзеляж рассыпался на отдельные куски и горел.

Все шестеро человек на борту выжили и сумели выбраться самостоятельно. КВС отделался переломом рёбер, второй пилот травмой головы, а штурман переломом ключицы. Самолёт приземлился на территории Чехословакии в районе деревни Дубенец. Груз (сигареты) был, по большей части уничтожен в пожаре. То, что уцелело растащили местные жители. По словам очевидцев, долгое время в окрестностях курили Винстон «со вкусом топлива»

На месте происшествия
На месте происшествия
17 ноября 1990 года Ту-154М авиакомпании “Аэрофлот” выполнял грузовой рейс по маршруту Базель (Швейцария)-Москва.-3

Комиссия по расследованию пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной пожара стало размещение груза с сигаретами на бортовой кухне в центральной части фюзеляжа. Либо одна из коробок от вибрации при взлёте включила расположенный под столешницей тумблер электрической плиты, либо плита была горячей из-за того, ранее на ней разогревали еду для экипажа. По всей вероятности стоявшая возле плиты коробка с сигаретами нагрелась, а затем и загорелась.

Экипаж, хоть и допускал ошибки в стрессовой ситуации, но сделал все возможное, чтобы спасти самолет и избежать потерь. Везение и профессионализм помогли им остаться в живых.

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/