17 ноября 1990 года Ту-154М авиакомпании “Аэрофлот” выполнял грузовой рейс по маршруту Базель (Швейцария)-Москва. Самолёт был пассажирским, однако, в связи с отсутствием других бортов, его загрузили коробками с сигаретами “Winston”. 1217 коробок общим весом около 18 тонн разместили между сиденьями, в центральной кухне и даже в проходах, что затруднило перемещение по салону. На борту находилось 6 человек: КВС, второй пилот, штурман, бортинженер, бортоператор и КВС-проверяющий - заместитель командира эскадрильи.
Первый час полёта прошёл без нареканий. Однако, над Чехословакией бортоператор сообщил капитану о дыме в салоне. КВС-проверяющий сходил в салон и увидел, что дым идёт из плафонов освещения и из вентиляционных отверстий.
Он дал указание начать аварийное снижение и повернуть в сторону Праги. Так как было похоже на возгорание электропроводки, экипаж обесточил салоны и выключил систему вентиляции. Также, пилоты запросили вынужденную посадку в аэропорту Праги. Экипаж надел кислородные маски, но из-за волнения все забыли переключить микрофоны в положение «Маска». Теперь диспетчер не слышал их докладов, а сами члены экипажа с трудом общались между собой.
КВС-проверяющий, взяв огнетушитель из кабины, вновь отправился в салон для борьбы с пожаром. Вместе с бортоператором они разрядили огнетушители в вентиляционные отверстия. Но толку от этого не было, задымление усиливалось. Тогда они предположили, что горит либо двигатель №2, либо хвостовой технический отсек.
В это время пилоты, видимо из-за стресса, вместо аварийного снижения, которое требовал КВС-проверяющий, приступили к обычному. Когда тот вернулся в кабину, то увидел что скорость снижения составляет всего 10 м/с, вместо ожидаемой 60 м/с, а лайнер находится на высоте 7000 метров. Тогда он ещё раз приказал пилотам приступить к аварийному снижению. В это время бортинженер доложил, что горят все сигналы о неисправности всех двигателей, но температура и обороты в норме. КВС-проверяющий приказал выключить двигатель №2.
Между тем дым начал проникать в кабину пилотов. Вскоре в его клубах исчезла приборная панель. Для проветривания пришлось открывать форточки, но это не особо помогало. Самолёт находился в облаках и пилоты ориентировались по приборам, которые было едва видно в густом чёрном дыму. Когда сработала сигнализация опасного сближения с землёй КВС-проверяющий понял, что до земли осталось 600 метров. Он снял маску и приказал пилотам выводить самолёт из снижения. На высоте около 200 метров Ту-154 вышел из облаков. Экипаж, осмотрев местность, решил садиться на вспаханное поле.
Самолёт коснулся земли через 13 минут с момента первого сообщения о пожаре. Приземление происходило на большой скорости – 360-370 км/ч. Сразу после касания горящий Ту-154 с поднятым носом врезался в полутораметровую насыпь асфальтированной дороги. Носовая часть с находящимся в ней экипажем оторвалась, подскочила вверх, врезалась в провода ЛЭП, совершила три оборота и остановилась. Крылья и хвостовая часть отделились, а фюзеляж рассыпался на отдельные куски и горел.
Все шестеро человек на борту выжили и сумели выбраться самостоятельно. КВС отделался переломом рёбер, второй пилот травмой головы, а штурман переломом ключицы. Самолёт приземлился на территории Чехословакии в районе деревни Дубенец. Груз (сигареты) был, по большей части уничтожен в пожаре. То, что уцелело растащили местные жители. По словам очевидцев, долгое время в окрестностях курили Винстон «со вкусом топлива»
Комиссия по расследованию пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной пожара стало размещение груза с сигаретами на бортовой кухне в центральной части фюзеляжа. Либо одна из коробок от вибрации при взлёте включила расположенный под столешницей тумблер электрической плиты, либо плита была горячей из-за того, ранее на ней разогревали еду для экипажа. По всей вероятности стоявшая возле плиты коробка с сигаретами нагрелась, а затем и загорелась.
Экипаж, хоть и допускал ошибки в стрессовой ситуации, но сделал все возможное, чтобы спасти самолет и избежать потерь. Везение и профессионализм помогли им остаться в живых.
"Расследования авиакатастроф" в Telegram