Найти тему

Евангельская притча о сеятеле

Это первая из евангельских притч, в которой Спаситель иносказательно говорит о различиях в принятии людьми учения о Царстве Небесном. Ее значение подчеркивает тот факт, что притча о сеятеле приводится тремя евангелистами: Матфеем, Марком и Лукой. Вчитаемся в ее слова.

«Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат. а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13: 1–9).

Значение этой притчи понять несложно, потому что ее объясняет Сам Спаситель.

«Сеятель» – это Господь; «семя» – слово Божие, а «земля», «почва» – сердце человеческое. Слово Божие сеется для всех, без исключения, и каждый человек может принять его всем сердцем и изменить свою жизнь – и земную, в Горнем мире. Однако этой возможностью, этим великим даром разные люди пользуются по-разному.

Вот как говорит об этом Учитель:

«Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен…».

Одни невнимательны и холодные душой, их сердце – как протоптанный путь, открытый всем ветрам и искушениям. Семена Божьего слова даже не успевают прорасти, они ускользают из памяти и сердца, их «склёвывают» новые впечатления.

«Семя, упавшее на каменистую почву» указывает на тех людей, которые с радостью внимают слову Божию, но воспринимают его поверхностно. Они веруют, пока эта вера от них самих ничего серьезного не требует, но не готовы отказываться от привычного комфорта, менять свой образ жизни на христианский. Духовная борьба со своими грехами и страстями, защита веры от гонителей – не для них. Когда случаются какие-то скорби, впадают в уныние и маловерие, ропщут на Бога и отходят от Него. И семя слова Божия, посеянное в почву их «каменистого» сердца, погибает под «лучами солнца» - испытаний.

«Семя, которое попало между терниями», – это о тех, для кого бытовые заботы, зарабатывание денег и жизненных благ оказываются важнее веры. Они могут даже всем сердцем принять слово Божие, ходить в храм, читать духовные книги, исповедоваться и причащаться. Но со временем житейские хлопоты дают куда более крепкие всходы, которые заглушают робкий росточек веры. Он, может быть, и не погиб окончательно, но в тени «терний» растет слабеньким и хилым, не способным принести плоды для жизни вечной. Господь обещает нам невыразимую радость, любовь и благодать в Царстве Небесном, но многие предпочитают земные блага, не задумываясь о том, что после смерти всё это им уже не понадобится.

И, наконец, «семя упавшее на добрую почву» – это слово Божие, которое было со вниманием услышано людьми, глубоко тронуло их сердца и проросло несомненной верой, покаянием и добрыми делами. Эти люди стойко следуют завету апостола Павла: «Не слушатели закона, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2: 13).

Притча о сеятеле заканчивается словами: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Эти слова обращены к каждому из нас. Задумаемся, мои дорогие, а какой «почвой» является наше сердце? При дороге? Каменистой? В терниях? Или все-таки доброй землей?

Притча о сеятеле напоминает нам, что Господь спасает человека только при участии самого человека. И бесплодную землю можно сделать плодородной, если вовремя ее очищать от терниев – сорняков греха, вспахивать молитвами и участием в церковной жизни, подпитывать делами милосердия и помощи ближним.

Согласны? Что вы об этом думаете? Напишите в комментариях, мне важно ваше мнение.

☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь