Найти в Дзене
My Music Memories

Был ли прав Фрэнк Заппа?

Доброе утро! Уверен, что каждый из вас слышал выражение, традиционно приписываемое Фрэнку Заппе, которое гласит: "Говорить о музыке - то же самое, что танцевать об архитектуре". Очевидно, в эту фразу вложен смысл абсурдности и первого, и второго. Когда я впервые услышал этот афоризм, мне он показался хлестким, точным, едким, запоминающимся - в общем, фраза мне понравилась, я ее взял на вооружение и пару раз, что называется, вворачивал в разговорах. Недавно один из подписчиков оставил под публикацией на моем канале комментарий с этим афоризмом, и я призадумался, а так ли это на самом деле.

Фрэнк Заппа (фото из Интернета)
Фрэнк Заппа (фото из Интернета)

Сразу оговорюсь, обсудить данную цитату я предлагаю без привязки к личности ее автора. С одной стороны, это не совсем верно, т.к. контекст понимать надо, это может дать дополнительные пояснения в вопросе. С другой, выражение это стало настолько широко употребимым, что давно ушло в народ, и даже не все знают, кому эта реплика принадлежит, да и важно ли это, если рассматривать вопрос по сути?

На Википедии есть любопытная заметка об истории этого афоризма, в которой сообщается, что "оригинальный" автор афоризма неизвестен, а Заппа называется лишь в числе многих других персоналий.

Повторюсь, мне интересно пообсуждать, насколько это выражение верно по сути. Кто бы это ни сказал, но данная сентенция получила свою "обособленную" жизнь, вот уже не один десяток лет переходит из уст в уста при обсуждении музыки (а также, надо полагать, архитектуры и танцев?).

Что мне в этой фразе нравится (с чем я согласен). Действительно, обсуждать явление другого порядка вряд ли может дать ожидаемые результаты, т.к. это разнопорядковые понятия/явления. Но это верно лишь если ставить такую же, сопоставимую с обсуждаемой категорией, цель (результат). Интересно, тогда обсуждение музыки в форме музыки (например, песня со словами, "воспевающая" или критикующая выражение) выпадает из правила, и таким образом говорить о музыке уже можно? Конечно, это больше шутка, но))

Что в этой фразе мне не нравится (с чем не согласен). Музыка тоже состоит из слов и знаков (слова = текст, знаки = ноты, ключи и прочие музыкальные категории, обозначать которыми те или иные вещи в музыке условились составители музыкальной теории). А раз музыка включает слова, значит слова на слова = можно обсуждать. Если бы люди не использовали слова (метод разговора, обсуждения) в отношении музыки, музыки в таком количестве, на таком уровне развития, думаю, не было бы. Музыкантам приходилось бы только обмениваться друг с другом идеями лишь музыкальными средствами? Ерунда, согласен.

Музыка - та же информация, но облаченная в определенную (опять же, знаковую-сигнальную) форму. Музыка передает информацию в той же степени, что и слова в обсуждении.

Кроме того, повторюсь, без обсуждения не состоялось бы никакого движения музыки вперед, обсуждение музыки развивает ее, сообщая ее авторам/слушателям "словесную" информацию, которая дополняет информацию, полученную в форме музыки.

Про архитектуру: не уверен, что это все же корректное сравнение, хотя и близкое. Различие в том, что архитектура материальна, а музыка нет. Но я не вижу проблем в том, чтобы человек станцевал под впечатлением от увиденного произведения зодчества, причем в любом жанре танца. Все это - и музыка, и архитектура, и танец, и слова - способы выражения эмоций, получаемых человеком «в связи» с возникающими биологическими реакциями. И уж кому, если не Фрэнку Заппе, одному из самых ярких людей в музыке 20 века, это было известно!

Итог: фраза-то, конечно, пестрая, можно сказать, призывающая воспринимать музыку непосредственно (буквально - только слушая ее), мол, нечего болтать, возьмите да послушайте. Но в век переизбытка музыкальных записей одного совета "берите и слушайте" порой, увы, бывает мало, заинтересовать человека и сподвигнуть на прослушивание песни/альбома/дискографии стоит отдельно. На этом, кстати, построен и музыкальный маркетинг: кто будет слушать просто так какой-то очередной опус от очередного музыканта - нет уж, будьте любезны постараться, мало-мальски заинтересовать публику, убедив ее, что именно этот материал больше достоин внимания, чем аналогичные работы конкурентов. Я, конечно, лицо заинтересованное, т.к. пишу о музыке, но даже когда я не писал, я также обсуждал музыку с другими людьми, говорил о ней часами, делился своими впечатлениями, как и слушал мнения и советы других людей, столь же увлеченных этим делом. Говорите о музыке, танцуйте об архитектуре и не думайте о том, правильно это или нет!