Это фраза Черниговской. На лекции она описывала какие студенты приходят к ней учиться и насколько преподаватели стараются прислушиваться к их хотелкам. Один может хотеть работать с детьми, другой их вообще терпеть не может и хочет анализировать данные от исследований, а третий только придумывать исследования для очень узкой категории и тд. То есть даже в одной сфере люди очень разные. И их распределяют по скилам и желаниям для эффективности, определяя это все, как фичи:)
Черниговская и мои преподаватели по ЧЦП декларируют, что самое важное-честно познакомиться с собой и идти в этом направлении. Я абсолютно солидарна с этим мнением. Я бы сказала, что идти не в своём направлении-это ломать себе хребет.
Мозг у всех разный. Даже у близнецов. И ценности тоже разные. Из ценностей вытекают ориентиры, строится жизненный путь. Есть ещё убеждения, нормы, желания, способности, стрессоустойчивость. Ну и в целом понимание себя, своих особенностей и возможностей.
Элементарный пример-циркадные ритмы. Есть люди, которые наиболее эффективны утром(жаворонки), а есть те, кто эффективнее с вечера(совы). Просто вот так. Это за собой надо знать, понимать и использовать качественно свою особенность, верно распределять деятельность своего дня. Сама Черниговская говорит: "я слишком поздно поняла и приняла, что я сова. Мне просто бессмысленно садиться писать статью раньше 10 вечера".
Снова про мозг. С одной стороны, учиться новому нужно, иначе мозг дряхлеет. С другой стороны, есть на органическом уровне уникальные особенности, которые стоит учитывать, иначе происходит насилие над человеком. Может статься, что весь мозг будет задействован, лишь бы скомпенсировать недостающую активность(развитость?) области, ответственную за действие, к которому принуждают. Это может приводить к высокому уровню стресса и истощению.
Покажу вам на примере Маяковского. Его творчество может нравиться или нет, но отрицать, что он один из великих поэтов просто невозможно.
Довольно часто у поэтов развита зона Брока, ведь благодаря ней мы оцениваем приемлемость найденной рифмы(в том числе). Но у Маяковского, особенно для его внушительного мозга, она маленькая. К тому же, он был очень замкнутым и молчаливым человеком, а так же, неуверенным в себе и в быту сложно ориентировался. Однако, у его мозга есть отличительная особенность:«наличие нового индивидуального подполя в нижней части лобной области и общее уменьшение лимитрофных адаптаций создавало в мозге В.В. Маяковского уникальную цитоархитектоническую ситуацию, которая не находила понимания у тех, кто ею не обладал.»Он обнаружил для себя компенсаторный лайфхак-передвигаться во время придумывания стихотворений для стимуляции других зон мозга. То есть, сидеть дома ему невозможно, раздражительно и он начал ходить, стимулируя таким образом определенные участки. Ходьба довольно автоматический процесс, поэтому она распределилась на мозжечок и спинной мозг. А вот вся остальная сенсорно моторная зона и зона памяти были активированы и использованы для поэтики. Кстати, память у него была отличная, вот что про неё пишут: «по его собственным признаниям и свидетельству многочисленных наблюдателей, В.В. Маяковский отличался блестящей памятью, которая позволяла ему постоянно одерживать победы в острых диспутах и находить феноменальные рифмы для своих необычных стихов. Эти наблюдения имеют под собой хорошо заметный материальный субстрат в виде больших полей 21 и 37 височной области мозга. По этой причине поэт не нуждался в тихих поэтических кабинетах и огромных письменных столах (Спивак, 2001; Янгфельд, 2009)». В общем, нейрофизиологи про него пишут, что поэзия действительно истощала Маяковского, потому что он принуждал весь мозг работать на эту сферу, отсюда психические проблемы.
Теперь я хочу обратиться к режиссерам. Но я не видела ни одного подробного описания мозга режиссера, поэтому без нейрофизиологии в этом абзаце.
У каждого крутого режиссёра есть свой уникальный стиль. Давайте посмотрим на Бертона и Соррентино. Я безмерно восхищаюсь талантом обоих. Стилистика Тима готична, депрессивна, с чёрным юмором. Он все никак не мог втиснуться в рамки сотрудника в Disney, его несколько раз увольняли, а затем он начал свою независимую карьеру, создавая свои безумно красивые работы. Мне кажется, что его стилистику сложно не узнать. Особенно мне у него нравится мультфильм «труп невесты». А у Паоло Соррентино меня поражает способностью к сочетанию визуальной красоты и наполненности диалогов. В каждой его работе он играет на противопоставлениях, но исключительно, как тонкий психолог, мастер метафор. К тому же, кроме юмора, красоты, его работы полны философии, например момент из сериала «молодой папа»: «Я не знаю, как тебе жить, я знаю только, как умереть». Его фильмы часто содержат тонкие и сложные отсылки к литературе, искусству и мифологии, что демонстрирует его культурную эрудированность. Оба абсолютно индивидуальны и уникальны и бесстрашно исследуют глубокие темы, через свою особую призму видения мира.
А ещё, я недавно посмотрела видео, где Лебедев общается с Савватеевым. (Сложно назвать это интверью, потому это это полноценный диалог). Они очень мило, открыто общаются, вспоминают что-то из детства, делятся своими взглядами на жизнь. Оба достаточно успешные. Дизайнер и математик. Лебедев, вспоминая школьное время, говорит: «меня ребята тогда не приняли в свою тусовку, но именно благодаря этому я остался действительно свободным. Они присоединились к группе, чтоб называть себя свободными, но ограничились рамками тусовки. А я не вписался и остался свободным. Ну то есть, это была такая ошибка логики у них.» А Савватеев рассказывал, что благодаря своему шкодническому духу, сохраняет оптимизм и с азартом занимается серьезными вещами- доктор физико-математических наук так-то.
Если относительно внешности, то в среде кинематографа становится очень понятно, что уникальный внешний образ очень важен. Есть совершенно разные типы для разных ролей. Вот на обложке поста очень успешная актриса-Тильда Свинтон. Я считаю ее невероятно красивой женщиной, несмотря на то, что у неё нет модных пухлых губ. Для индустрии кино нужны совершенно разные люди. Я помню, что впервые осознала важность действительно разных типажей, когда читала «весь мир театр» Акунина.
АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН: «ВСЕ МЫ ГЕНИИ. НО ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ СУДИТЬ РЫБУ ПО ЕЁ СПОСОБНОСТИ ВЗБИРАТЬСЯ НА ДЕРЕВО, ОНА ПРОЖИВЁТ ВСЮ ЖИЗНЬ, СЧИТАЯ СЕБЯ ДУРОЙ»
Я ведь не просто так примеры привожу. Просто, чтоб понятнее было, что смотреть на других может уничтожить жизнь. Пытаясь быть как все и следовать за модой, теряется очень много своего. А вот понимание себя , своего особого языка, особых потребностей может привести к гармонии и успеху.