Александр Михайлович Герасимов (31 июля 1881Козлов, Тамбовская губерния, Российская империя — 23 июля 1963, Москва) — российский, советский художник-живописец, архитектор, скульптор, теоретик искусства, педагог, профессор. Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949).
Герасимов рассказывал о себе: "Родился в 1881 году в Козлове (ныне Мичуринск), в семье прасола. В детстве мало учился, меня больше "приучали к делу": я стерег сады и огороды, работал на конюшне, отец брал меня в поездки по ярмаркам и базарам..."
В дни детства и юности он исколесил, по роду занятий отца, на телегах и в санях все прикозловские дороги. Часто езда эта происходила ночью, при свете луны, и мальчик не мог отдать себе отчёта, почему так нравилась длинная дорога, почему он не скучал на ней и почему часто не помнил дел, ради которых его посылали. Да просто ему нравились луга, поля, лошади, горьковатый аромат полыни и едва уловимые запахи цветов.
Среди волнующего моря ржи с бегущими над ней серебряными облаками тихо тянется телега, шумят колосья, ветер ласкает лицо и несёт с собой ароматы придорожных трав.
Однажды в Козлов приехал художник Криволуцкий. Посмотрев наброски Герасимова, он посоветовал ехать в Москву учиться живописи.
В 1903 году Герасимов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В Москве часто посещал Третьяковскую галерею. Громадное впечатление на него произвели картины Репина, особенно "Запорожцы", исходящая от них сила, темперамент, здоровье.
С 1908 года Герасимов начал учиться под руководством А.Е.Архипова, известнейшего живописца, ему нравилась буйная манера живописи, красочная гамма Архипова. Молодой художник старался освоить технику живописи.
Герасимов рассказывал: "Не в технике дело, - сказал Архипов, подойдя к моему мольберту. - У вас есть этюд, на котором изображены надвигающиеся тучи, - это так хорошо, что без знания техники сделать нельзя". Архипов взглянул на меня, улыбнулся и ничего не сказал... И только впоследствии, много поработав... я понял молчаливую улыбку мастера, как бы говорившего, что техника без чувств, техника без живого отношения к своему предмету ничего не даёт и дать не может и в итоге вырождается в формализм".
Яркая манера письма Архипова и его увлечение деревенским бытом и пейзажем, помогли привести в порядок запас жизненных впечатлений начинающего художника. Архипов помог тем, что показал как можно и должно писать картины и что в те времена выдавалось за художественное новаторство и искусство. Это было ближе, понятнее, в этом Герасимов видел настоящую жизнь, полную бодрости, радости и солнца. "Трудно мне было с запасом здоровых сил воспринять все творившееся в это время на художественном фронте. Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? Почему я не имел права больше восторгаться запахом поля с душистыми цветами, чем запахом изысканных французских духов, которые явились темой многих лирических стихотворений?" - спрашивал себя Герасимов во время поиска своего пути в искусстве.
Источник: Воспоминания А.М.Герасимова, Мастера советского изобразительного искусства, изд. Искусство, 1951; Википедия
🎨 Если статья вам была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.