Чтобы понять текст, предложенный для анализа на ЕГЭ, необходимо выяснить в нём смысловые отношения, которые отражают движение мысли автора. В комментарии сочинения-рассуждения помимо определения смысловой связи между примерами, нужно проанализировать характер смысловых отношений, то есть, объяснить, как именно и почему именно так связаны приведённые два примера-иллюстрации из текста, как они помогают автору раскрыть проблему, авторскую позицию, характер героев, их поступки и т.д.
Назвав тип смысловой связи, следует проанализировать её, задавая вопросы: зачем (для чего? почему? с какой целью?) автор использует именно такую смысловую связь? Очень часто выпускники подходят к этапу анализа смысловой связи формально, они пишут: «Оба примера дополняют друг друга…». При этом не задумываются, действительно ли это так? В сочинениях такая формулировка приводит к потере баллов за комментарий.
Как же быть? Как правильно проанализировать смысловую связь? Связь дополнение в сочинении не всегда уместна, поэтому возникают особые сложности. Необходимо определить, в чём могут примеры дополнять друг друга? Что они дополняют в предложенном тексте?
Важно! Всегда помните, что дополнение как смысловая связь всегда должно восполнять недостающую информацию!
Что может дополнить второй пример, который мы привели?
Во-первых, дополнить характеристику героя, показывая авторское отношение к нему, к его поступкам, поведению и т.п.
Во-вторых, дополнить содержание высказанной о чём-либо мысли, точки зрения.
В-третьих, дополнить указанный признак, впечатление, качество, ситуацию и т.д.
Как правильно сформулировать предложения с указанием и анализом смысловой связи дополнение?
Приведём неправильную и правильную формулировку.
Неправильные формулировки!
Эти примеры дополняют друг друга и помогают понять авторскую позицию. Такую формулировку проверяющие не засчитают, так как нет конкретного пояснения, что именно дополняют примеры.
Эти примеры дополняют друг друга и помогают понять, как важно быть внимательным и чутким к окружающим людям.
Анализ смысловой связи не засчитывается, так как выпускник использовал общие слова.
Правильная формулировка!
Эти примеры дополняют друг друга. В первом примере мы видим положительные стороны героя, во втором примере - отрицательные. Так перед читателями складывается целостный образ русского дворянина.
В этом случае указание на смысловую связь и её анализ засчитывается, так как конкретно указано, что дополняют эти примеры.
Если связь между примерами действительно является дополнением, то лучше использовать такие формулировки:
Дополняя друг друга, эти примеры показывают, что война для человека не только(1) сильнейшее эмоциональное потрясение, но и (2) настоящее испытание силы духа, стойкости и мужества.
Используйте для правильного выражения связи двойные союзы!
Эти два примера, дополняя друг друга, создают полное представление как(1) о научной деятельности этого замечательного учёного, так и (2) о его активной жизненной позиции.
Подписывайтесь на канал, чтобы узнать самые сложные случаи при выполнении заданий ЕГЭ ! Спасибо всем за подписки и лайки!