Шестой класс ждёт начала урока у кабинета: мальчишки и девчонки сидят прямо на полу, уткнувшись каждый в свой телефон. Звенит звонок, ребята поднимаются, на автомате кладут телефоны в рюкзаки, усаживаются за парты и наконец с интересом смотрят на меня.
Опыт уже прошедших бесед с их ровесниками показывает, что про то, как действовать, если потерялся в незнакомом районе, или как вести себя с незнакомыми людьми на улице, они будут слушать немного рассеянно. Но как только речь зайдёт про соцсети – все разом просыпаются.
— У кого уже есть своя страница в интернете?
Выясняется, что «независимых» от сетевого пространства в этом классе нет. Некоторые даже имеют несколько аккаунтов в одной и той же сети.
— Одна страница для родителей, другая – для друзей, – честно признается мальчик.
— А друзья – это кто? – пользуясь тем, что услышала кодовое слово, беру быка за рога.
— Ну… те, кого я знаю.
— Лично?
Небольшое замешательство.
— Ещё те, кто в друзьях у моих друзей! – встревает его соседка по парте. Остальные согласно поддакивают.
— Друзья моих друзей – мои друзья! – безапелляционно заявляет мой первый собеседник, явно однажды услышавший эту фразу от кого-то из взрослых.
— А кто из вас уточнял у своих реальных друзей, знают ли они лично тех, кто попросился и к вам?
Тут всеобщее недоумение – а зачем?!
— Может случиться так, что именно те, кого вы знаете лично и с кем дружите в сети, сами приняли в друзья совершенно постороннего человека, не поинтересовавшись, тот ли он на самом деле, за кого себя выдаёт. И дальше его приняли по цепочке все остальные.
Но однажды кто-то в этой цепочке может оказаться «слабым звеном». То есть тем, кто пострадает от виртуального друга. На аватарке – смышлёного мальчишки, а на деле – недобросовестного взрослого, набивающегося в друзья к подросткам с одному ему известными целями.
Вижу, что напряглась даже учительница. В глазах ребят – лихорадочная работа мысли. Понимаю, что сейчас они перебирают всех тех, с кем уже подружились исключительно в виртуальной реальности. Что же теперь делать?
— Самое простое – провести ревизию друзей. Оставьте только тех, с кем знакомы не понаслышке. И в дальнейшем, если уж очень захотите принять знакомого своего реального друга, уточняйте у него – знает ли он этого человека лично.
— Да ну, фигня какая-то! Это что – всех подозревать и проверять что ли? – басит парнишка с «галёрки».
— Если не хотите так озадачиваться, соблюдайте хотя бы некоторые простые правила. Не сообщайте исключительно виртуальным друзьям никакой личной информации. Не посылайте им фотографий деликатного свойства. Не делитесь с ними своими проблемами – если на той стороне монитора действительно злодей, он может ими воспользоваться, якобы проявив понимание. Но если что-то всё же пошло не так – не бойтесь обратиться за помощью ко взрослому, которому доверяете. Даже если по каким-то причинам вам может быть стыдно. Зато не будет страшно.
Потом мы говорим про то, как собираться в лес, и многое другое, и в этих вопросах тоже есть место подростковым сомнениями и недоумению, но, как только звенит звонок, все кидаются доставать свои телефоны. Очень надеюсь, что на этот раз срабатывает не только зависимость от соцсетей, но и потребность что-то срочно поменять в своих отношениях с ними.
Елена (Динго), инструктор Школы «ЛизаАлерт»
P.S. Полезные материалы на тему детской безопасности читайте на странице Школы «ЛизаАлерт» в ВК: vk.com/la_school и в телеграм-канале https://t.me/laschool