Найти тему

Знаменитая картина «Разборчивая невеста» Павла Федотова – совсем не такая простая история, как кажется на первый взгляд

Знаменитая картина «Разборчивая невеста» — одно из замечательных полотен талантливейшего живописца Павла Андреевича Федотова.

Это не первая картина Федотова, о которой я рассказываю на своем канале (предыдущие публикации можно найти под этой статьей по ссылкам на заключительную часть рассказа об отдельной картине).

Полотно «Разборчивая невеста» было написано художником в знак почтения памяти И.А. Крылова, скончавшегося за три года до этого. Баснописец сыграл большую роль в том, чтобы гвардейский офицер и художник-самоучка подал в отставку и смог стать известным жанристом.

За основу картины художник взял одноименную басню Крылова о привередливой красавице, которая в течение нескольких лет отказывала всем сватающимся за нее женихам, пока не спохватилась, обратив внимание на свою увядающую кожу…

«…Чтоб в одиночестве не кончить веку,

Красавица, пока совсем не отцвела,

За первого, кто к ней присватался, пошла:

И рада, рада уж была,

Что вышла за калеку».

Взяв в основу сюжета эту басню, художник и создал это замечательное полотно. Но картина Федотова не есть прямая иллюстрация литературного текста. Главная героиня совсем не отцвела, на ее лице только появляются первые признаки возраста. Это полностью сглаживает крыловскую сатиру, делает развязку сюжета достаточно оригинальной и по-светски пикантной. Чтобы добиться этого эффекта, в процессе создания картины — а он длился в течение всего 1847 года — художник тщательнейшим образом искал и зарисовывал нужные ему детали, например ткани и украшения, картины и предметы обстановки.

Полотно, как и всегда у Федотова, рассказывает зрителю целый сюжет.

Фото автора
Фото автора

На картине мы видим женщину средних лет, к которой пришёл свататься жених. Заметно, что дама очень рада кавалеру, хотя он не отличается красотой и даже имеет физический недостаток — горб на спине.

Но это только сюжетная канва. В «Разборчивой невесте» не всё так поверхностно и прямолинейно, как кажется на первый взгляд. Впрочем, это и привлекало всегда зрителей к картинам Федотова – он говорил ими больше, чем сначала кажется.

Романтическая тема и общий колорит «Разборчивой невесты» являются аллюзией на салонное искусство, почитаемое многими современниками художника. В первую очередь на работы К.П. Брюллова и его последователей. Но в отличие от салонных художников, Федотова больше интересуют реальные жизненные ситуации. Его герои – обычные люди, они не вызывают восхищения и желания ими любоваться: глядя на картину, зритель просто улыбается и… сочувствует им. Художник, не осуждает их. Демонстрируя несоответствие персонажей общепринятому представлению о романтических героях, он не отнимает у них право на счастливое совместное будущее.

А еще хочется отметить, что в «Разборчивой невесте», решенной в духе Хогарта в ироничном ключе, Павел Федотов цитирует два салонных живописных полотна, модных в николаевскую эпоху, изображая их на стенах интерьера в доме разборчивой невесты, - «Девушка с тамбурином» Алексея Тыранова и «Невеста, задумавшаяся над обручальным кольцом» Фёдора Моллера, того самого, кому принадлежит знаменитый портрет Николая Гоголя, ценимый самим писателем.

-3

Федотов, включив в свою «Разборчивую невесту» эти два салонных полотна, отмеченных вниманием представителей высшей дворцовой элиты, подчеркнул тем самым вкусовые притязания своей героини на достаточно статусную роль в российском обществе.

Но это всё об изображенных на полотне чужих работах. А что с самой картиной Федотова, почему она куда более интересна, чем кажется при первом взгляде на нее? Да потому что у Федотова сам по себе сюжет не так важен, как важны глубина изображаемого и сокрытые при первом просмотре картины смыслы.

Каковы же эти потаенные смыслы?

Сначала кажется, что художник вроде бы призывает нас посмеяться, повеселиться над происходящим. А веселиться-то как раз и не хочется. Потому что в этой встрече некрасивого горбуна и перезрелой молодящейся девицы, всеми своими силами пытающейся держать на лице необходимое к случаю очаровательное кокетство, видится не смешной анекдот, а жестокая драма жизни.

Неужели и вправду художник призывает нас просто зло посмеяться над происходящим? Нет, только уж у совсем бесчувственной души вся эта щемящая сцена не вызовет горького сочувствия ко всем участникам драмы. И не только к «влюбленным», но и к родителям, прячущимся за портьерой в двух шагах от них.

Ведь, по сути, перед нами не комедия, а повторяю - драма. Драма осознания того, что романтика чувства, зовущего к высоким и, как оказывается, к несбыточным ощущениям, есть всего лишь непозволительная и недоступная именно тебе роскошь. И в результате в тебе окончательно побеждает грустное убеждение, что пользоваться надо тем, что жизнь еще способна дать как подарок, каким бы жалким он не казался. Ну и какой же здесь повод для веселья и зубоскальства?

Я не буду долго говорить об утраченных иллюзиях, об испытанных в собственной жизни многих из нас похожих драмах. У кого их не было, утраченных надежд в далекие годы из-за непомерной, свойственной юности гордыни да еще и романтики? В конце концов, мы сами часто оказываемся перед скорбной необходимостью брать то, что еще можно взять, либо остаться вообще ни с чем.

Так что нет у меня никакого желания с игриво-пошловатыми интонациями описывать сюжет. Пусть это делают те, кто еще витает в облаках, ждет принцев на белом коне или сказочных принцесс. Кто пожил и многое повидал – у того совсем другое понимание того, что на картине происходит.

Вот перед нами с весьма отталкивающей внешностью горбун, с трепетом павший на колени, которому, как величайшая награда жизни достается это перезрелая жеманная девица. А она? Она вот-вот переступит грань, после которой ей суждено остаться навечно старой девой. И если бы не этот горбун, слышать бы ей «мадемуазель» до скончания ее скорбного века. Какое уж тут веселье…

-4

В общем, у обоих главных персонажей картины накопилась усталость в ожидании свершения романтических надежд. И оба пришли к трезвому житейскому пониманию того, что от жизни или судьбы не то чтобы требовать ничего нельзя, а следует иной раз лишь смиренно попросить в слабой надежде получить хоть что-то.

Так что герои картины сознательно закрывают глаза на все видимые у другого партнера недостатки, с надеждой несмотря ни на что совместно создать хоть не яркое, но столь долгожданное и все-таки какое-то счастье. Или хотя бы подобие его.

Да, увы, время неумолимо, и художник тонко подчеркивает это деталями во внешнем облике невесты. Уложенные на косой пробор волосы с аккуратными завитками у висков напоминают о моде давно прошедших со времени написания картины 1830-х годов. А часы на цепочке у пояса имеют слишком крупный циферблат, свидетельствуя о слабом зрении героини.

Нынешний претендент на ее руку не так хорош, как те, что были отвергнуты ей в молодости. Но некрасивость жениха компенсирует его явно видимое благополучие. Явившись в модном костюме, цилиндре и лакированных штиблетах он демонстрирует явный достаток, который позволяет ему не состоять на службе. Будь он служащим в любом чине, надлежало бы наносить визит в мундирном платье. А тут он в цивильном. Значит, не служит по причине достаточности средств.

Кстати, хочу ненадолго отвлечься от картины Федотова и вспомнить сцену, которую я в юности будучи еще старшим школьником увидел в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве. По музею ходила удивившая меня пара. Она – белокурая с божественными формами красавица лет двадцати пяти, он – горбун с очень некрасивым лицом. Но я сразу понял – что она очень увлечена им. Сгорая от любопытства понять эту ситуацию, подошел поближе. И услышал невероятно интересный рассказ горбуна по поводу того, что было в музее. И такими яркими словами он всё описывал, с такой глубиной и пониманием предмета, что я был просто поражен. И я тогда понял главное: не важно, что у тебя снаружи, важно – что у тебя ВНУТРИ. Я очень благодарен судьбе за эту встречу. Она позволила мне понять: наша жизнь не линейна и внешность человека порой ничего не значит. НИ-ЧЕ-ГО.

Так что можно, конечно, стоя перед этой жанровой картиной Федотова, зло и жестоко посмеяться над изображенными им персонажами, а можно, напротив, проникнуться добрыми чувствами к главным персонажам. И кто сказал, что далее по жизни им счастье не улыбнется? Кто сказал, что они обречены на безрадостное лишенное сердечной теплоты существование? Мир человеческих отношений в самых чувствительных и тонких областях так богат, так разнообразен и разноцветен, что никаких аксиом в нем не наблюдается совсем...

А посмотрите на родителей невесты. Сейчас они спрятались за портьерой в замирании сердца и в нетерпеливом ожидании услышать наконец-таки заветное слово, которое произнесет их любимое чадо. И осеняют сейчас себя крестным знамением. Свершилось. Свалился камень с души. Наконец радость посетила-таки и этот дом, давно наполненный унынием и безысходным ожиданием пристроить хоть за кого-нибудь страдающее в одиночество родное дитя. Кто из родителей таких дочерей не сочувствует этой ситуации и не понимает ее?

-5

А какие интересные и говорящие детали тут и там разбросаны по картине! Не надо забывать, что в работах Федотова всегда много символизма. «Разборчивая невеста» этому не исключение.

Женихом является лысоватый горбун, который, тем не менее, облачен в дорогую одежду. Он некрасив, но благороден и богат. Черный, отлично скроенный фрак и модные клетчатые брюки характеризуют его высокий социальный статус. А еще он влюблен в героиню — это доказывает то, как небрежно он отбросил прямо на пол свои дорогие перчатки, трость и цилиндр, лишь бы скорее выразить все свои чувства, сказать и услышать в ответ заветные слова.

Фигура невесты верхней своей частью слегка повернута к собеседнику, который держит ее за руку. Это положение свидетельствует о ее заинтересованности в кавалере, который приник к ней в коленопреклоненной позе.

Одна из значимых деталей на том полотне Федотова — белая собачка (ее можно увидеть за ногой ухажера). Обычно собака, стоящая у ног женщины, обозначает преданность. А вот у ног мужчины это символ достатка, благосостояния, что и подчеркнул художник.

-6

Дальше стоит обратить внимание на попугая в позолоченной клетке у стены в правом углу картины. Образ попугая в случае с картинами, на которых в центре событий взрослые люди, обозначал в то время супружескую верность.

-7

А еще надо отметить брошенные перчатки. На период создания картины, то есть во второй четверти XIX столетия, их воспринимали как знак физической близости, эротизма.

Так что система символов, которую выстроил Федотов на картине «Разборчивая невеста», позволяет по-настоящему проникнуть в сюжет, понять через детали его потаенный смысл. И выяснить, что помимо прямых образов могло доносить мысль автора до внимательного зрителя.

И ведь что интересно: несмотря на то, что при написании картины художник использовал алую, бордовую, малиновую и коричневую краску, картина кажется светлой и теплой. И в отличие от басни светится юмором, в ней нет сарказма или злого взгляда на происходящее. Зритель вместе с действующими лицами картины с интересом ожидает, чем же закончится прием, выберет ли, наконец, разборчивая невеста себе жениха… Думается, что для всех персонажей картины все кончится благополучно. Недаром автор полотна изящно подчеркнул потенциальное сходство будущих супругов. И, кажется, что вместе они образуют идеальный союз. На это указывают все те детали, о которых я говорил.

Почему-то принято считать, что на этой картине Павел Федотов высмеивает современные ему нравы и обычаи: мол, женитьба - это расчетливая сделка. Хочется, чтобы была история про любовь, а получается, как всегда, про выгоду.

Но! Не надо забывать, что замужество в XIX веке было не только выбором спутника жизни, как у нас, нынешних. Выбирали скорее саму жизнь, весь ее строй, уклад и перспективу. Удачное или неудачное замужество определяло всё: сферу общения, уровень жизни, круг знакомых, здоровье и благополучие детей. Это сейчас, в наше время любое решение можно отыграть назад. В позапрошлом же веке женихи и невесты такого права были практически лишены. Так что всё было гораздо серьезнее, чем сейчас.

Интересно, а что если бы от Павла Федотова, вот уже более чем полтора столетия лет радующего нас своими чудесными картинами включая и «Разборчивую невесту», остались только картины вроде «Встречи великого князя в лейб-гвардии Финляндском полку» или «Переход егерей вброд на маневрах»… Никто, наверное, тогда бы и не знал его имени.

Но жизнь - удивительно мудрая штука: все эти официозные военные построения она взяла и смыла сценами обычного и негероического быта. Именно они - неуклюжие, смешные, порой нелепые герои художника и остались до сих пор интересны зрителям многие поколения спустя. И они же помогли Федотову, небогатому, затюканному николаевской муштрой офицеру, навсегда войти в историю искусства.

А все потому, что наряду с великолепными по технике картинами он не порицал, а лишь подсмеивался по-доброму над своими героями, любил их и им сочувствовал.

-8

Не удивительно, что Павел Федотов стал известен уже при жизни и даже стал академиком живописи. Однако, несмотря на то, что к началу 1850–х годов к художнику пришло заслуженное признание, этот его успех омрачился повышенным вниманием цензуры, которое вызывала сатирическая направленность творчества Федотова и его принципиальность.

В результате он потерял возможность получать доход от гравюр со своих картин, которые было запрещено делать. И поэтому поправить свое незавидное материальное положение не смог. Вдобавок от него стали отворачиваться меценаты.

К тому же продажа картин «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» вместо обещанных 2000 рублей принесла художнику половину ожидаемой суммы. С этими деньгами Федотов поехал к родителям в Москву: его отец серьезно болел, любимая младшая сестра овдовела, будучи беременной вторым ребенком. Выполнив свой сыновний и братский долг, художник оставил семье деньги и вернулся в Петербург.

В Петербурге он продолжал писать картины, но в них появились не свойственные ему мрачные ноты. Работа над полотнами, которой он посвящал сутки напролет, борьба с материальными трудностями, неустроенная личная жизнь, заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича. У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам.

Всё это вместе подорвало психическое здоровье живописца. Весной 1852 г. немногочисленные друзья художника были вынуждены поместить его в больницу для душевнобольных. И 14 ноября 1852 года в одной из таких больниц художник умер, забытый всеми, кроме денщика и немногих близких друзей.

Его праху можно поклониться в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры. После смерти его называли не иначе как великим. Сам бы он этому по своей скромности наверняка удивился.

В своих дневниках Федотов писал: «Счастлив тот, кто может всюду находить поэзию, ожемчуживать равно и слезу горести, и слезу радости».

Он смог. И других пытался этому научить. Это после, в следующем поколении, явятся передвижники с их любовью к жанру, Достоевский со «слезой ребенка», Лесков и Островский с разноцветьем мещанского или купеческого быта. Павел Федотов, бедный офицер, наделенный талантами рисовальщика, карикатуриста, литератора и актера, по сути, был предтечей их всех. И первым познакомил нас с их героями.

Благосостояния не заработал, жениться не успел, в тридцать семь лет скончался в сумасшедшем доме от душевного расстройства, сломленный нуждой и нескончаемыми трудностями. Совсем не смешно... совсем…

Но остались его замечательные картины. Каждый из тех (включая и меня), кто стоит с кистями, красками, палитрой и муштабелем у натянутого на подрамник холста, что уж греха таить, втайне мечтает об этом. Но эти мечты сбываются далеко не у всех. А вот федотовские картины надолго пережили его. И нас переживут. И это ли не залог того, что художник прожил свою жизнь не зря?..

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

На этом смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора
Текст и фото автора
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.

Ссылки на предыдущие публикации о творчестве Павла Федотова:

Последняя публикация из серии статей о картине «Завтрак аристократа»

Последняя публикация из серии статей о картине «Свежий кавалер»

Последняя публикация из серии статей о картине «Сватовство майора»