Найти в Дзене
Игорь Орлов

Почему священника Александра Шмемана называют «апостолом радости»?

Оглавление
Священник, богослов и миссионер Александр Дмитриевич Шмеман
Священник, богослов и миссионер Александр Дмитриевич Шмеман

За какую жизнь, за какие дела в ней священника и богослова – отца Александра Шмемана – стали именовать «апостолом радости»?

Немного об отце Александре.

Он родился в Эстонии в семье русских эмигрантов в 1921 году.

Дед Александра – Николай – был действительным тайным советником. Он был лютеранином по вероисповеданию и немцем по своим родовым корням. Но женился на русской православной женщине, приобщился к православию, в традиции которого воспитывал и своих детей.

Отец Александра – Дмитрий, был офицером, командиром полка. Во время гражданской войны полк отступил в Эстонию.

В 1929 году, родители Александра Шмемана (мальчику тогда было 8 лет) переехали жить в Париж, Францию.

Юный Александр учился сначала в кадетском корпусе, а потом в Свято-Сергиевом православном богословском институте в Париже, который закончил в 1945 году кандидатом богословия.

Свято- Сергиевский богословский институт в Париже, который закончил отец Александр Шмеман
Свято- Сергиевский богословский институт в Париже, который закончил отец Александр Шмеман

В 1959 году Александр Шмеман защитил докторскую диссертацию по богословию, став доктором богословия и профессором.

В 1943 году в Париже, Александр Шмеман (ему был тогда 21 год) женился на 19 летней русской эмигрантке Ульяне Осоргиной. Церковное имя Ульяны было Иулиания, Александр звал ее Яной. Александр и Ульяна по настоящему любили друг друга и создали крепкую семью.

Александр Шмеман с женой Ульяной
Александр Шмеман с женой Ульяной

В 1951 году отец Александр Шмеман по приглашению священника и профессора отца Георгия Флоровского переехал в Америку.

Православный священник, философ, богослов, историк Георгий Васильевич Флоровский
Православный священник, философ, богослов, историк Георгий Васильевич Флоровский

Где служил в храме, занимался миссионерской и преподавательской деятельностью. Он был одним из тех великих людей, которые возродили в Америке православную церковь, православное движение. С какими людьми работал вместе отец Александр! И отец Георгий Флоровский. и отец Сергий Булгаков. и отец Василий Зеньковский, отец Иоанн Мейендорф,

Священник, богослов, экономист, философ, писатель Сергей Николаевич Булгаков. Шмеман познакомился с ним в Париже.
Священник, богослов, экономист, философ, писатель Сергей Николаевич Булгаков. Шмеман познакомился с ним в Париже.

Александр Шмеман дружил с писателем Александром Солженицыным. Учеников отца Александра был известный современный русский сектовед и богослов - Александр Дворкин.

Современный российский богослов, философ, историк, писатель и главный сектовед России. В свое время учился у отца Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа,
Современный российский богослов, философ, историк, писатель и главный сектовед России. В свое время учился у отца Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа,

Любовь к Америке.

Отец Александр Шмеман очень любил Америку, считая ее особой, великой страной, а свой случайный и счастливый переезд в нее сравнивал по личностной значимости с исходом ветхозаветного праотца Авраама в Землю Обетованную.

Отец Александр жил очень счастливой жизнью – и семейной, и церковной, и богословской, и просто жизнью. Таких счастливых людей редко когда встретишь. Уместно применить к нему слова из Экклезиаста:

"Если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - дар Божий" (Эккл.3:13).

Божья искра была в отце Александре.

Недолгая жизнь.

Однако жизнь его не была долгой.

В декабре 1983 года, в возрасте 62 лет, Александр Шмеман скончался от рака легких в тяжелой неоперабельной форме.

Супруга его, Ульяна, заметила, что вопреки тяжелой болезни (метастазы шли в головной мозг) отец Александр тихо и радостно скончался, посчитав, что исполнил все, что было дано ему Христом сделать в его земной жизни.

С чувством радости от исполненного долга.

С чувством благодарности ко Христу

Что в глубинных причинах радости отца Александра?

Близко знавшие его люди – священники, богословы, прихожане – говорили, что отец Александр не просто проповедует Христа, он видит внутренними очами Христа.

Какого?

Воскресшего. Пасхального. Торжествующего победу над злом мира.

Да, именно такой Христос был в сердце отца Александра, был близок ему.

Отец Александр жил и совершал все свои дела с великой пасхальной радостью. Это касалось и его священнослужения, и преподавания, и миссионерства, и любых других дел.

Он мог, готовя себе сэндвич (Александр Шмеман очень любил американский фаст фуд) творить в душе своей молитву благодарения Господу. И так советовал поступать всем своим духовным чадам.

"Непрестанная молитва - говорил он людям - это когда человек каждый миг, каждое дело свое сопровождает памятью и любовью ко Христу, благодарением Ему".

Отец Александр мог часами общаться со своей супругой на самые разные темы: и литературы, и быта, и богословия. Им никогда не было скучно вдвоем. Он мог на последние деньги своего небольшого жалования купить жене то, что было бы приятно ее душе: новое платье, украшение. И с благодарным сердцем подарить ей.

Основой основ для отца Александра была Евхаристия.

Здесь, по всей видимости именно здесь, в Святой Таинстве Евхаристии содержится тайна радости отца Александра, глубинная причина ее.

Последняя книга, написанная Александром Шмеманом так и называется «Евхаристия». Последние главы ее он писал уже тяжело больным человеком. Но он успел завершить работу.

Апогейная, может быть. и главная книга отца Александра Шмемана. Хотя. весьма интересны и его "Дневники" и проповеди.
Апогейная, может быть. и главная книга отца Александра Шмемана. Хотя. весьма интересны и его "Дневники" и проповеди.

Если проповеди, статьи свои отец Александр писал в основном по-английски, и на английском вел богослужения, то книгу «Евхаристия» он написал на русском языке.

Чем для него самого была Евхаристия?

Благодарением Богу. Это Таинство, считал отец Александр, благодарения Бога человеком.

Интересный момент.

В Америке была традиция причащаться редко, раз в год. После существенной исповеди.

Отец Александр ввел традицию частого причащения, того самого, которое было свойственно первым христианам.

Он сказал такую вещь: не нужно каждый раз глубоко исповедоваться, чтобы приобщиться Евхаристии. Когда есть такое правило, то исповедь становится формальной, лишь бы причаститься.

Если человек не совершает тяжких, особых грехов, не нужно насиловать его обязательным исповеданием. Достаточно общей исповеди. Благодаря отцу Александру Евхаристия стала популярна в Американских храмах. Именно, как благодарение Богу.

Послесловие.

Возможно, что именно такая любовь ко Христу, такая любовь к Евхаристии давала отцу Александру Шмеману радость жизни, которой он щедро делился с людьми.

Но и еще один важный момент: отец Александр видел Христа не только в церкви, но во всех проявлениях реальности, в каждый миг драгоценной жизни.

Сам он увлекался всем богатством жизни: любил политику и читал газеты, всегда ходил голосовать и делал это осознанно. неравнодушно.

Он знал и любил поэзию и литературу. Мог рассказывать по памяти стихи самых разных поэтов. Память его на поэзию и литературу была феноменальной.

Он любил богослужения. Любил людей. Любил преподавание. Любил общение со студентами, слушателями, полемики по всем вопросам.

Любил юмор и острословие. Любил жену, любил семью. Любил спорт (разные его виды) и с интересом смотрел спортивные передачи. Любил науку и читал о научных открытиях.

И за всякую эту любовь щедро и достойно благодарил Господа. Сердце его всегда было со Христом, всегда наполнено радостью от Него.

Протоиерей Александр Шмеман
Протоиерей Александр Шмеман

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.