Ну, что, если ты определился с идеей для стартапа и зажег себя невидимым пламенем от крутой идеи, тогда тебе нужно скорее вставать на рельсы кропотливой, но интересной работы...
Почему на рельсы? Потому что теперь мы не будем прыгать от мысли к мысли, выжигая себя, а будем планомерно двигаться от этапа к этапу!
Ту-тууу... присаживаемся поудобнее, мы выдвигаемся!
ЭТАП 1. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА.
"Что мне даст информация о том, какие у меня есть конкуренты?"
"Я и так примерно знаю каким будет мой продукт, я уже все продумал."
"Мой продукт не имеет аналогов, он будет уникальным, поэтому его будут покупать и без всяких исследований"
...
Ну, и так далее... это все борьба с неизвестностью, это нормально!
А теперь давай я буду рассказывать, а ты читать. Ведь мы сели в поезд под названием "Создание своего стартапа", придется разбираться, как минимум до следующей остановки...
Конечно, в простой статье я не смогу описать всю суть исследования рынка, но постараюсь охватить основные моменты, чтобы ты понимал смысл и важность этого этапа.
Для чего мы исследуем рынок и почему мы начинаем именно с него (тезисно):
1. Как правило, рынок состоит из сегментов (простыми словами - это отдельные группы компаний, которые похожи друг на друга по каким то параметрам, например, если одежда - это рынок, то всю одежду можно поделить: куртки, кофты, платья и т.д - это и будут сегменты), и твой продукт может принадлежать одному из них, а не быть супер-универсальным средством "от всех болезней".
Поэтому важно знать какие сегменты рынка существуют в твоей нише, какие сильные и слабые стороны ярких представителей мы можем выделить!
Пример:
Когда я создал платформу для подготовки к ЕГЭ Examium, я понимал, что это большой рынок с большим количеством конкурентов, но после проведения исследования рынка я обнаружил, что в этом рынке есть множество сегментов компаний, которые готовят школьников к ЕГЭ, к примеру: ВУЗ, репетитор, консультации в школе, оффлайн центры, классические онлайн-школы, онлайн-школы с уклоном на профессию, онлайн-тренажеры, приложения с тестами, открытые сайты с информацией, Ютуб-каналы...
Могу ли я конкурировать с ВУЗами? Со школой?... А нужно ли мне это?
Совсем нет, т.к. они не являются моими прямыми конкурентами... а прямыми конкурентами будут представители выбранного сегмента рынка!
Вот мы и увидели первую выгоду... теперь не будем тратить свои силы туда, куда не нужно!
2. Мы должны оценить ресурсы представителей сегментов, понять как мы сможем справляться с их сильными сторонами и превзойти в их слабых сторонах.
Если рассматривать пример предыдущего поста про стулья, то там мы могли бы понять, что выходить на огромный рынок стульев, как минимум странно, ведь там есть разные сегменты, например, стулья для кухонь, табуретки, люксовые стулья-кресла, классические стулья (на которые вы вещи складываете). В каждом сегменте свои правила и свои конкуренты, на каждый стул есть свой покупатель. И нужно понимать, что идти в сегмент, в котором плавают акулы, не имея на то соответствующих ресурсов - все равно что идти в бой с палкой против автомата.
"Я сделаю лучше и откушу часть большого рынка себе, поэтому готов идти в сегмент с сильными конкурентами" - если ты думаешь так, то удачи тебе, друг! Ведь скорее всего ты считаешь, что ты самый умный, а ребята с большими деньгами и опытом просто тупые и не смогут додуматься до твоих гениальных идей...
3. Бенчмаркинг (умное словечко). Или собираю со всех то, что мне понравилось!
Суть проста - когда ты смотришь представителей рынка и всех сегментов, ты находишь сильные стороны, красивые и удобные моменты, которые сможешь использовать в своем будущем продукте.
Давай пока остановимся на этом и посмотрим что у нас получилось, для чего мы это делали!
Хм... я правильно понял, что сейчас мы определили какие сегменты рынка существуют, отсеяли ненужных, оценили ярких представителей сегментов, взяли от них самое лучшее, поняли каким должен быть продукт, чтобы он мог быть интересен и стали уверены в том, что у на есть ресурсы, чтобы быть лидером в узком сегменте???
По сути, у нас появилось понимание того, где мы находимся, с кем в одной лодке, какой должен быть продукт и какие ресурсы нам нужно потратить...
А что было бы, если бы мы не сделали это? Скорее всего наш продукт попал бы на большой рынок, но при этом не имел бы конкретных сильных сторон, т.к. он не был привлекательным для всех сразу!
Интересный факт:
Когда крупный автомобильный завод Volkswagen решил пойти в сегмент быстрых и дорогих автомобилей - он создал марку AUDI и уже там создавал автомобили, которые конкурировали с BMW, Mercedes и т.д... теперь понимаешь почему?
Ну, что, приходит понимание?
Это ли не первый осознанный шаг? Это ли не первая победа?
Далее мы перейдем к исследованию аудитории, чтобы точно понимать ЧТО нужно нашей аудитории, чтобы точно понимать какую потребность нашей аудитория будет закрывать наш продукт, чтобы его хотели купить!
Но это будет уже в следующем посте!
Также подписывайся на мой блог, если ты еще не со мной, там я делюсь интересной информацией:
ВК: vk.com/prostartupblog
TG: t.me/prostartupblog
YouTube: youtube.com/@prostartupblog
Inst: serezha.trapeznikov