Найти в Дзене
Леонид Брют

Самое знаменитое шампанское.

«Moët & Chandon», несомненно сразу же ассоциируется с шампанским. Это самый известный и узнаваемый бренд шампанского в мире, его слава является результатом более чем 280-летней истории, о которой действительно есть что рассказать.

Во время написания, я тщательно изучал историю этого Дома и каждый раз находил все больше уникальной информации, которую я просто не могу не отразить в этой статье и из-за этого она получилось намного больше, чем я планировал. И возможно следовало разделить ее на две части, но тогда бы разорвались цепочки событий. Заранее благодарю всех терпеливых, присаживайтесь поудобнее мы начинаем.

Немного о правильном произношении названия.

Я уверен, что многие, когда видят буквы «МОЁТ» на золотой фольге читают его по-русски, правильное же произношение «Моэ́т э Шандо́н». Да, именно «Моэт» и никак иначе. Возможно многие из Вас знают, что по правилам чтения французского языка на конце слов не читается буква «T». И возможно Вы зададитесь вопросом «Ну и что же здесь не так?!», а ответ здесь очень прост. Дело в том, что предки Клода переехали во Францию из Нидерландов еще в XV веке и все это время смело и гордо сохраняли произношение своей фамилии. Тем не менее, существует несколько версий происхождения фамилии Моэт. Согласно одной из них, род Моэт начался от голландского солдата по фамилии Ле Клерк, который воевал вместе с Жанной д'Арк против англичан, которые пытались помешать коронации Карла VII и в качестве награды за свою службу король дал ему фамилию Моэт. По другой же версии, фамилия Моэт происходит от прозвища «Ле Моэ» или «Моэ» из-за надутых губ, которым называли его предков. В то время нередко многие фамилии были прозвищами, характеризующими и различающими людей.

Виноградники на склонах холма в Эперне, Франция.
Виноградники на склонах холма в Эперне, Франция.

В начале XVIII века Месье Моэт приобрел виноградник вблизи Эперне и стал первым виноделом в Шампани, производившим исключительно игристые вина, которые пользовались высоким спросом у местных дворян. В 1742г. он становится официальным поставщиком Королевского двора, одним из его высокопоставленных клиентов была сама Маркиза де Помпадур, официальная фаворитка короля франции Людовика XV, благодаря которой его шампанское подавалось на каждом мероприятии.

«Шампанское - это единственное вино, которое оставляет женщину красивой после его употребления» (с) Маркиза де Помпадур
«Шампанское - это единственное вино, которое оставляет женщину красивой после его употребления» (с) Маркиза де Помпадур

А уже через год покупает помещение и основывает собственную компанию “Moёt et Cie” и именно с этого момента начинается история Дома. К 1750 году его производство достигает 50 тысяч бутылок в год, в то время как общий выпуск шампанского в регионе составлял не более 300 тысяч бутылок. Это достижение отражало прогрессивный подход Клода и его стремление к инновациям, что позволило ему стать одним из ведущих производителей шампанского в то время.

После смерти Клода Моэт в 1760г. управление домом переходит его внуку Жану-Реми. Его изобретательность, предпринимательская жила и видение мира сделали бренд «Мoёt» международно известным.

Первая партия шампанского экспортированная в США, была подана к торжественному обеду Джорджа Вашингтона по случаю его вступления в должность президента.

К началу 19 века «Moёt» был главным поставщиком шампанского в Англию, только в 1802 году компания отправила туда 6800 бутылок, а во время континентальной блокады Англии в 1806-1814 годах экспорт даже вырос — до 55 тысяч бутылок в 1810 году.

Любимое шампанское императора

Список заказов шампанского для Наполеона и его жены Жозефины.
Список заказов шампанского для Наполеона и его жены Жозефины.

Много путешествуя по Франции для расширения рынка сбыта, в одной из таких поездок он знакомится с молодым Наполеоном, когда тот учился в военной академии в Бриенн-ле-Шато, куда Жан-Реми приехал для оформления заказа шампанского. Знакомство перерастает в дружбу, несмотря на одиннадцатилетнюю разницу в возрасте. Поддержка со стороны Наполеона существенно помогла Дому Моэт и сам Реми очень ее ценил , поэтому в благодарность построил копию Большого Трианона (королевского дворца в Версальском парке) на территории поместья, чтобы на должном уровне встречать императорскую семью во время их визитов в Шампань. Наполеон очень любил шампанское и всегда перед очередным походом заезжал в Эперне, чтобы взять в дальнюю дорогу любимое вино. Его знаменитая фраза:

В победе Вы заслуживаете шампанского, в поражении вы нуждаетесь в нем» доказывает это.

Последняя встреча друзей произошла 17 марта 1814 года, за несколько недель до окончательного падения. В знак своего признания Наполеон Бонапарт наградил Жана-Реми крестом Почётного Легиона — главным орденом Французской республики. После его отречения в регион Шампань входят русские войска и большинство погребов Моэта были ими разграблены, на что Жан-Реми сказал: «Все те солдаты, которые губят меня сегодня, впоследствии станут меня уважать. Я позволяю им пить все, что они хотят. Когда они вернутся к себе на родину, то станут моими лучшими клиентами и будут мне платить». Так и произошло после Отечественной войны 1812 года Российская империя становится главным импортером шампанского и даже диктовала собственную моду на вкус. Русские классики упоминали его в своих произведениях, так поэт и князь Вяземский в стихотворном послании к Денису Давыдову пишет:

«Моэт — вот сочинитель славный!

Он пишет прямо набело,

И стих его, живой и плавный,

Ложится на душу светло.»

Поэт, генерал-лейтенант, герой Отечественной войны - Денис Васильевич Давыдов.
Поэт, генерал-лейтенант, герой Отечественной войны - Денис Васильевич Давыдов.

Или же Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» указывает, что главному герою подают «Моэта благословленное вино».

Слова «вино» и «шампанское» в его произведениях упоминается более 200 раз.

Военная и политическая элита, направлявшаяся из Парижа на Венский конгресс, заезжали в Эперне, чтобы зайти к знаменитому виноделу. Клиентами Жана-Реми стали бывшие враги Наполеона - русский император Александр I, австрийский император Франц II, герцог Веллингтонский, король Пруссии Фридрих Вильгельм III.

Свадьба «Moёt» c «Chandon»

В 1832 году Жан-Реми отходит от дел и передает половину Дома своему сыну Виктору, а другую половину — зятю, Пьеру-Габриэлю Шандону, которые переименовывают компанию в «Moët & Chandon», что в свою очередь становится новой страницей истории Дома и весьма успешной, в 1834г. ими было продано 233 тысячи бутылок шампанского.

«Moët & Chandon» стал пионером инноваций в винном мире, так В 1842г. было представлено первое винтажное шампанское. Это вино было произведено исключительно из ягод урожая одного года.

В 1869 году в память о дружбе Жана-Реми с Наполеоном Дом создает флагманское шампанское Brut Impérial ко 100-летней годовщине со дня рождения бывшего императора Франции.

MOЁT & CHANDON IMPÈRIAL BRUT
MOЁT & CHANDON IMPÈRIAL BRUT

Компания непрерывно развивается и уже к 1879г. ее штат насчитывает более 2000 человек. Дом «Moët» очень заботился о своих сотрудниках, предоставляя им бесплатную медицинскую помощь, платя пособия по беременности, выплаты по болезни и пенсии, а так же юридическую помощь.

20 век: Новые вызовы судьбы.

Разрушения в поместье «Moët & Chandon», вход в погреба. г. Эперне, Франция.
Разрушения в поместье «Moët & Chandon», вход в погреба. г. Эперне, Франция.

В начале XX в. Европа сталкивается с одним из самых разрушительных и судьбоносных конфликтов истории, Первой Мировой войной. Она угрожала дальнейшему существованию шампанского, подвергая опасности не только его источники, но и рынки сбыта. Шампань быстро оказывается на передовой между германской и союзнической армиями осенью 1914г. и остается в самом центре кровавых боевых действий до ее окончания. Этот один из самых прославленных регионов Франции наиболее пострадавших от жестокостей этой войны, подвергавшийся обстрелам артиллерии более 1000 дней. Более 40% Домов шампанского были уничтожены. Разрушения не обошли поместье «Moët & Chandon» стороной, офисы и гостиный двор, где обедал Наполеон, были разрушены.

Сбор урожая во время «Великой войны» стал знаменит тем, что им в основном занимались женщины и дети, так как большинство мужчин были призваны на фронт.

Бутылка урожая 1914г. на аукционе в Лондоне.
Бутылка урожая 1914г. на аукционе в Лондоне.

Винтаж 1914 года был признан одним из самых великолепных в XX веке, несмотря на то, что сбор урожая был на грани провала во многих ее районах. Атака союзников заставила Австро-Венгров покинуть Эперне всего за неделю до начала сбора урожая, который проходил под звуки выстрелов и взрывов снарядов.

В 1921г. «Moët & Chandon» покупает виноградники в Овиллер, в том самом аббатстве, где жил всем известный монах Пьер Периньон, которого ошибочно считают изобретателем шампанского. В этом же году был заготовлен знаменитый винтаж, который положит начало новому эталону своих Cuvée.

Вид на деревню Овиллер.
Вид на деревню Овиллер.

Не успев, оправиться от последствий войны, виноделы сталкиваются с новым испытанием. В 1929г. происходит мировой финансовый кризис, а за ним по пятам следует «Великая депрессия», продлившаяся еще около 10 лет. Многие дома разоряются, шампанское продается по заниженным ценам, а кто-то и вовсе переходит на производство белого вина. Чтобы вы понимали влияние этих событий, к концу 1934г. в подвалах производителей хранилось 150 000 000 бутылок из которых было продано всего лишь 4 500 0000.

Эпоха Графа де Вагюэ и трансформация.

В 1930г. к руководству компании приходит граф Робер-Жан де Вогюэ - потомок семьи Моэт, французский офицер и участник Первой Мировой войны, сыгравший ключевую роль в самом стремительном периоде роста «Moët & Chandon». Под его руководством компания пережила значительные изменения, трансформировавшись из семейного предприятия в крупную корпорацию, но все по порядку.

Робер-Жан де Вогюэ (в костюме).
Робер-Жан де Вогюэ (в костюме).

Переживая последствия экономического кризиса, виноделы решили использовать историческую фигуру - монаха Пьера Периньона. В 1936 году компания выпустила особую партию шампанского под названием «Dom Pérignon», чтобы отметить 250-летие со дня его смерти. Данный шаг был частью маркетинговой стратегии, который приковал внимание к бренду на мировой арене, а само имя Пьера Периньона стало широко известным благодаря упоминаниям в газетах, названию улиц и даже сигар. Подробнее об этом мы поговорим в следущей статье. Еще одна новинка стала - «MINI MOЁT», миниатюрные бутылочки объемом 0.2л, которые пользовались огромным спросом в Парижских кафе. Это был смелый вызов всему миру, который существенно увеличил продажи.

MINI MOЁT Impérial
MINI MOЁT Impérial

Шампань опять под оккупацией.

Депрессия заканчивается с началом Второй Мировой войны. В мае 1940г. немецкие войска оккупировали Францию. Как и в прошлые военные конфликты, погреба были быстро опустошены солдатами, которые в последствии начали требовать бутылки шампанского, произведенного из лучших урожаев.

Только в первые две недели оккупации у виноделов Шампани было украдено более 2 000 000 бутылок.

Для пресечения хаоса и осуществления контроля за вывозом вина из Франции в Германию были назначены так называемые «вайнфюреры». Таким лицом в этом регионе был назначен Отто Клебиш, немецкий офицер родившийся в г. Коньяк во Франции, чья семья до Первой Мировой войны занималась продажей бренди, но их бизнес был конфискован французами после поражения Германии. Своим первым указом Клебиш устанавливает практически непосильное требование - 400 000 бутылок в неделю, часто не оплачивая производителям должную оплату взамен.

Сбор урожая на виноградниках «Moët & Chandon» в 1941г.
Сбор урожая на виноградниках «Moët & Chandon» в 1941г.

Эти требование создали высокое напряжение в среде производителей и в 1941г. они объединились в «Комитет межпрофессионального сотрудничества по шампанскому вину» для оказания сопротивления Клебишу. И конечно же председателем этого союза становится нам уже известный граф Робер-Жан де Вогюэ, один из самых уважаемых людей в регионе. Его миссией стало ведение переговоров с «вайнфюрером» с целью защиты интересов всего союза.

Как опытный переговорщик, де Вогюэ даже смог убедить немцев освободить 700 французских военнопленных, указав на их важность для производства шампанского.

Хранение шампанского в погребе, в руках у рабочего бутылка «Иеровоам» - 3л.
Хранение шампанского в погребе, в руках у рабочего бутылка «Иеровоам» - 3л.

В свою очередь винодел вскоре нашел способы обмануть немцев, а вся хитрость заключалась в том, что они прятали лучшие бутылки в потайные помещения в погребах. А так же, они клеили этикетки от обычного шампанского на свои лучшие винтажи или наоборот вешали на бутылку ярлык с надписью «ЯД». Проблема данной стратегии заключалась в том, что Клебиш очень хорошо разбирался в вине и попробовав мог легко определить подлог.

Бутылка урожая 1937 из личной коллекции Адольфа Гитлера была продана за 3300$.
Бутылка урожая 1937 из личной коллекции Адольфа Гитлера была продана за 3300$.

Де Вагюэ был активным участником Французского сопротивления и был лидером ячейки в Эперне. В 1943г. он попадает под подозрение и арест, его отправляют в концентрационный лагерь Цигенхайн с пометкой у фамилии «NN - Nacht und Nebel» (Ночь и туман), что означает для него каторжные работы до смерти.

В заключении Графу в один момент даже приходится собственноручно отрезать себе фалангу на мизинце из-за образовавшейся на нем гангрены.

Когда в мае 1945г. британские войска освободили лагерь, де Вогюэ был настолько изнеможден, что лежал без сознания на обочине. По счастливейшему стечению обстоятельств, проезжавший мимо офицер, который когда-то работал на производстве шампанского, узнав Графа выпрыгивает из своего джипа и спасает его от ужасной смерти.

Масштабирование и слияния.

Восстановившись после войны Граф Робер-Жан де Вогюэ c новыми силами продолжает успешное руководство компанией вплоть до своей смерти в 1976г. «MOЁT & CHANDON IMPÈRIAL BRUT» начинает ассоциироваться с именами знаменитостей, становится спонсором «Каннского кинофестиваля» в 1953г. А уже в 60-ых стало символом спротивных побед в виде разбрызгивания шампанского на пьедестале.

Дэн Генри после победы в 24 часовой гонке «Ле-Манн», 1967г.
Дэн Генри после победы в 24 часовой гонке «Ле-Манн», 1967г.

Шампанское появляется на торжествах у королевских особ таких как свадьба Принца Раньер и Грейс Келли и Принца Чарльза и Принцессы Дианы.

Для свадьбы Принца Чарльза и Принцессы Дианы был разработан специальный дизайн.
Для свадьбы Принца Чарльза и Принцессы Дианы был разработан специальный дизайн.

В 1959г. желая начать производить высококачественные игристые вина за переделами Шампани, Президент компании Де Вогюэ основывает дочернюю компанию «CHANDON Argentina» в престижном винном регионе Бодегас. В дальнейшем будет открыто еще 5 виноделен в Бразилии, США, Австралии, Китае и Индии. Через год происходит покупка контрольного пакета акций старейшего Дома шампанского во Франции и конкурента - «Ruinart Père et Fils».

В 1962г. «Moët & Chandon» впервые выпускает акции на Парижской фондовой бирже.

Окончательно превратившись в корпорацию, происходит приобретение еще одного производителя шампанского - Mercier и модного дома Dior.

Для защиты качества французского шампанского в 1927 году был принят закон, который установил лимит на площадь виноградников в регионе Шампань в размере 34 тысяч гектаров. К 1971 году обрабатывалось менее 25 тысяч гектаров, однако Робер-Жан де Вогюэ предполагал, что растущий спрос на шампанское исчерпает предложение земли к 2000 году. Поэтому он принимает решение о слиянии с коньячным домом Henessy, образовав группу «Moët-Henessy». Данная диверсификация обеспечила бы «Moët» стабильное будущее, в случае возможной нехватки земельного фонда в будущем. Еще одним важным и крупным событием в истории компании стало слияние с брендом «Louis Vuitton», первой французской компанией чьи акции торговались на американской бирже. Образовывается холдинг «LMVH»(Moët Hennessy Louis Vuitton), годовая прибыль которого прогнозируется в 200 000 000$.

Компания продолжила также придерживаться своей маркетинговой стратегии - участие в престижных мероприятиях, таких как открытие кинопремии «Золотой глобус». Компания стала спонсором Лондонской недели моды, а впоследствии — недели моды в Париже, Милане, Гонконге и других городах мира.

«Moët & Chandon» наши дни.

Дом «Moët & Chandon» является крупнейшим владельцем виноградников в Шампани, площадью в 1200 гектар на которых выращиваются классические сорта винограда: Шардоне, Пино Нуар и Пино Минье. Расположенны они в разных районах Шампани, таких как Монтань де Рен, Коте де Блан, Долина Марны, Сезанн и Об. 50% из которых имеют самый высокий статус Grand Cru, а еще 25 % — Premier Cru.

-18

Для создания своего фирменного шампанского виноделы Moët & Chandon смешивают виноград с 800 участков в 230 различных деревнях.

Основные 6 стили не винтажного шампанского «Moët»:

  • Brut Imperial
  • Rose Imperial
  • Ice Imperial
  • Ice Imperial Rose
  • Nectar Imperial
  • Nectar Imperial Rose

Премиальная линия «Grand Vintage» производится только из винограда исключительного урожая. Мастер погреба принимает решение об объявлении миллезима и создании особого вина, наделенного сильным характером, который все время должен оставаться уникальным.

Ежегодно компания выпускает более 30 000 000 бутылок, что по праву делает ее самым крупным производителем шампанского в мире.

Я поздравляю всех выживших, мы наконец-то добрались к финишу. Теперь вы знаете о Доме «Moët & Chandon» практически все и можете смело блистать новыми познаниями перед аудиенцией за Ваши столом. И конечно же не забывайте про бокалы, чем тоньше хрусталь, тем больше наслаждения вы получите.

Ну а об органолептических свойствах мы поговорим с вами в следующих статьях.