Найти тему
Пьер Дун

Депрессия у детей и подростков

Что такое депрессия? Депрессия - это состояние, характеризующееся длительным подавленным настроением и рядом других психических и соматических симптомов. Депрессия, понимаемая как болезнь, относится к группе расстройств настроения. Ее течение может быть хроническим, с серьезными симптомами.

Насколько распространены депрессивные расстройства у детей и подростков?
Депрессия обнаруживается у 2% детей (девочки и мальчики страдают в равной степени) и даже у 8% подростков (чаще страдают девочки). Подсчитано, что широко известные депрессивные расстройства могут возникать у 20% подростков, а некоторые источники говорят, что депрессивные симптомы обнаруживаются почти у каждого третьего подростка.

-2

-3

Какие симптомы депрессии?
Симптомы депрессии, наблюдаемые у детей и подростков, в целом аналогичны симптомам, наблюдаемым у взрослых, хотя есть также много различных черт и характеристик первой возрастной группы. Проявление симптомов зависит от стадии развития ребенка. Чем он моложе, тем труднее ему определить и описать свое эмоциональное состояние. Дети, в возрасте до 10 лет, обычно сообщают о нехарактерных симптомах - часто они просто говорят или сигнализируют другим образом о том, что они плохо себя чувствуют, и не могут определить, вызвано ли такое чувство физическими недугами или душевными страданиями. В этой возрастной группе более важным является наблюдение за поведением ребенка.

Симптомами депрессии у детей и подростков являются:
грусть, депрессия, плаксивость. У детей и подростков, в отличие от взрослых, очень часто встречается раздражительность. Ребенок легко злится или впадает в отчаяние, может демонстрировать враждебность по отношению к окружающей среде - ведет себя отталкивающе, препятствуя контакту;
равнодушие, апатия, снижение и даже потеря способности испытывать радость. Ребенок перестает получать удовольствие от вещей или событий, которые раньше радовали его;
чувство скуки, уныния, ограничение или прекращение занятий, которые ранее были важны или приятны для ребенка (например, игры, хобби, встречи со сверстниками), а также нежелание выполнять повседневные обязанности или совсем отказаться от них. Ребенок может, например, отказываться вставать утром, ходить в школу, выходить из дома, а в крайних случаях - из своей комнаты, пренебрегать личной гигиеной, образованием и тому подобное;
уход от общественной жизни, ограничение контактов со сверстниками;
чрезмерная реакция на критику. Ребенок реагирует отчаянием или сильным гневом даже тогда, когда это замечание сделано очень деликатно и касается банального вопроса;
депрессивное мышление («все бессмысленно», «все равно ничего не могу»), заниженная самооценка («я безнадежный, неполноценный, непривлекательный, глупый»); пессимистическая оценка реальности, собственных возможностей и будущего;
ощущение себя ненужным. Ребенок чрезмерно обвиняет себя в событиях и обстоятельствах, не зависящих от него (например, винит себя в конфликте между родителями);
в тяжелых случаях депрессии могут возникать психические симптомы, характеризующиеся неправильным, искаженным восприятием реальности: галлюцинации, чаще всего слуховые, реже зрительные и обонятельные или бред (ложные представления о себе или окружающей среде). Галлюцинации принимают форму, например, голоса, критикующего поведение и действия больного, убеждающего его в вине, бесполезности или даже приказывающего ему изувечить или убить себя. Реже они включают видения разрушения, катастрофы или запах смерти. Заблуждения чаще всего касаются вины, греховности, ожидания наказания, чувства надвигающейся опасности. Психические симптомы при депрессии у детей встречаются редко, но могут возникать у подростков;
чувство тревоги, внутреннего напряжения. Часто депрессивные расстройства сопровождаются тревогой - почти постоянной, сильной интенсивности, неопределенной - трудно указать причину или объект такой тревоги;
совершение импульсивных, безрассудных действий, употребление алкоголя, употребление других веществ, например, наркотиков для снятия тревоги, напряжения, печали;
самоповреждение (умышленное нанесение вреда своему телу острыми предметами, ожоги зажигалкой, сигаретой, царапины, укусы и т. д.), умышленная боль, прием чрезмерных лекарств, чтобы отравить себя (но не с целью покончить с собой);
мысли и фантазии о смерти («жизнь бессмысленна», «для чего я живу», «что будет, если я умру?»);
суицидальные мысли (размышления, фантазии о самоубийстве), суицидальные наклонности (планирование или подготовка к самоубийству), в крайних случаях - попытки самоубийства, принятие прямых действий, чтобы покончить с собой.

-4

Другие не депрессивные симптомы и проблемы, которые могут присутствовать, включают:
нарушения концентрации внимания и трудности с запоминанием. Это часто приводит к проблемам с обучением и ухудшению результатов в школе. Ребенок может пропускать школу;
-
психомоторное возбуждение, часто возникающее из-за страха и напряжения. Ребенок рассеян, не может сосредоточиться на конкретной деятельности, бессознательно совершает бессмысленные действия, например, грызет одежду, исписывает ручкой лист бумаги, грызет ногти;
чрезмерное занятие некоторыми видами деятельности, например, игра на компьютере, просмотр телевизора;
повышение или снижение аппетита и, как следствие, изменение массы тела;
проблемы со сном: трудности с засыпанием, пробуждение ночью, раннее пробуждение утром, чрезмерная сонливость.

Однако расстройства пищевого поведения и нарушения сна чаще встречаются при депрессивных расстройствах у взрослых. В группе детей и подростков депрессия довольно часто принимает нетипичную (атипичную) картину. На первый план выходят:
стойкие соматические заболевания, которые очень часто приводят к многочисленным и тщательным медицинским обследованиям, в результате которых невозможно найти органические причины этих симптомов, например, боль в животе, тошнота, рвота, диарея , головные боли, учащенное сердцебиение, одышка, частые обмороки, ночное недержание мочи - эта картина депрессии чаще встречается у детей;
бунт против родителей, школы, несоблюдение правил, агрессивное поведение - этот образ депрессии чаще встречается у подростков.

Когда следует обращаться за помощью к специалисту?
Печаль, страх, раздражение - естественные эмоции, которые возникают в сложных ситуациях и после того, как неблагоприятные обстоятельства миновали, настроение должно вернуться в исходное состояние. Таким образом, депрессия не диагностируется у ребенка, который в течение нескольких дней находится в плохом настроении из-за ссоры со сверстниками или плохой оценки в школе.

-5

Однако, если депрессивные симптомы настолько серьезны, что мешают ребенку функционировать дома, в школе и в группе сверстников, и они сохраняются более 2 недель, следует обратиться за профессиональной помощью - желательно к врачу. Специалист в области детской и подростковой психиатрии или психолог направит ребенка на консультацию психиатра. Ситуация, в которой необходимо обратиться за помощью к психиатру, представляет собой риск суицида. У детей и подростков попытки самоубийства часто носят демонстративный характер и реже заканчиваются смертью, чем у взрослых, но их нельзя недооценивать.
В большинстве случаев люди, которые думают или планируют совершить самоубийство, сигнализируют об этом своими заявлениями или поведением.
Ситуации, которые должны вас насторожить, если ребенок:
проявляет интерес к теме смерти и умирания;
прямо говорит о готовности покончить с собой;
в его поведении преобладает печаль, чувство безнадежности;
он начинает отдаляться от жизни сверстников;
в его поведении и функционировании происходят внезапные изменения;
он забрасывает свои дела, раздает свои вещи, прощается с родственниками и друзьями;
пренебрегает своей внешностью;
имеет проблемы со сном и едой;
собирает и готовит предметы, которые можно использовать, чтобы покончить с собой (таблетки, лезвия для бритвы, веревка и т.п.).

-6

Риск попытки самоубийства увеличивается из-за следующих факторов:
предыдущие попытки самоубийства;
склонность к импульсивным реакциям и поведению;
употребление психотропных веществ;
самоубийство, произошедшее в семье;
тяжелое семейное и финансовое положение;
легкий доступ к ресурсам, которые могут быть использованы для суицида (например, оружия, наркотиков);
неприятный или тяжелый опыт, который только что пережил ребенок (неприятие сверстниками, потеря любимого человека, неудача в школе и т. п.).

Что вызывает депрессию?
Не существует единой причины, вызывающей депрессию. Считается, что заболевание возникает в результате взаимодействия:
биологических факторов, таких как: генетические условия (чаще страдают дети с депрессией в их семьях), патология головного мозга, нарушения гормональной регуляции;
психогенные, в том числе: индивидуальная психическая конструкция (например, низкая самооценка, склонность к самокритике, отсутствие чувства безопасности), депрессивные модели мышления (склонность автоматически интерпретировать факты и события), неспособность справляться со стрессовыми ситуациями, плохие социальные навыки; окружающая среда, например, тяжелая семейная ситуация (развод или потеря одного из родителей, плохое финансовое положение, алкоголь, насилие), сексуальное насилие, школьные проблемы, опыт насилия или неприятие со стороны группы сверстников.
Часто симптомы депрессивных расстройств выявляются именно в результате воздействия внешних факторов окружающей среды - например, семейного конфликта или школьной неудачи.

Особым периодом в развитии человека является период юности - время великих изменений, происходящих как в теле, так и в психике подростка. Молодой человек стоит перед решением жизненных вопросов, которые включают:
ответ на вопрос: «Кто я?», установление эмоционального отношения к самому себе;
сопоставление образа самого себя с реальностью - обычно это источник разочарования;
принятие меняющейся внешности. Вероятно, нет подростка, который не испытывал бы трудностей в этом отношении;
постановка целей в жизни, часто связанных с опасениями по поводу того, будут ли они достигнуты;
эмоциональное разделение с родителями, часто сочетающееся с переживанием страха, чувством вины перед ними;
принятие новых социальных ролей (например, «подруга / парень», то есть партнер в эмоциональных отношениях с другим человеком); - определить сексуальную идентичность (воспринимать себя как женщину или мужчину) и сексуальную ориентацию (сексуальное влечение к людям определенного пола).
Подростки должны найти свой собственный способ справиться с этими проблемами. Гормональные изменения в организме, происходящие в подростковом возрасте, часто приводят к: низкому или изменчивому настроению, раздражительности, тревоге, низкой самооценке, сосредоточению внимания на своей внешности, иногда трудному поведению, так называемой подростковой депрессии. Это особая форма депрессивного расстройства (некоторые источники даже говорят, что это нормальная стадия развития). Хотя классификации психических расстройств не описывают их как отдельные заболевания. Они очень часто используются для обозначения эмоциональных и поведенческих расстройств, возникающих у подростков.

-7

Какие расстройства могут сопровождать депрессию?
Помимо депрессии, ребенок может одновременно страдать от других психических расстройств. Наиболее частыми симптомами являются: тревожные расстройства (до 75% детей и подростков с депрессией имеют такие симптомы), поведенческие расстройства, дистимия (расстройство настроения, характеризующееся симптомами, похожими на депрессию, но менее тяжелыми и продолжающимися практически непрерывно в течение минимум года), употребление психотропных веществ, синдром дефицита внимания, расстройства пищевого поведения. Сосуществование дополнительных психических расстройств значительно затрудняет лечение депрессии, поэтому важен правильный диагноз - он позволяет правильно скорректировать лечение.
Депрессия, возникающая в ходе соматического заболевания, может быть одним из симптоматических синдромов, соответствующих этому заболеванию (например, в случае гормональных нарушений или заболеваний центральной нервной системы), или быть осложнением - реакцией на тяжелую стрессовую ситуацию, ограничений в повседневной жизни.

Как диагностируется депрессия?
Для постановки диагноза психиатр проводит беседу с ребенком или подростком и его родителями, которая позволяет оценить психическое состояние маленького пациента. В случае депрессивных расстройств у детей и подростков применяются те же критерии диагностики, что и в случае взрослых, но с учетом различий в выражении симптомов, в зависимости от стадии развития. Чтобы оценить тяжесть симптомов, психиатр может использовать соответствующие анкеты и шкалы. Однако их результаты имеют значение только в том случае, если они являются частью полного психиатрического обследования. Сами по себе они не могут служить основанием для постановки диагноза.
Также полезно психологическое обследование. Это позволяет, среди прочего, посмотреть на «психическую структуру» ребенка и найти такие особенности, которые делают его склонным к депрессивным переживаниям, что очень помогает в дальнейшей терапевтической работе.
Желательно сотрудничать с педиатром, который комплексно оценивает состояние здоровья ребенка и исключает или подтверждает наличие соматических причин возникшей депрессии. Могут возникать депрессивные симптомы: при некоторых соматических заболеваниях (например, гормональные нарушения), опухолях головного мозга, эпилепсии, вирусных заболеваниях, в результате применения некоторых лекарственных препаратов (стероидов, интерферона, противораковых препаратов, гормональной контрацепции) или психотропных веществ.
Если после депрессивных симптомов появляются симптомы мании (чрезмерно повышенное настроение и активность), врач меняет диагноз на другое заболевание, принадлежащее к группе расстройств настроения - биполярное расстройство. Это требует другого лечения, чем депрессия. Диагноз биполярного расстройства более вероятен, если он встречается у кого-либо из близких членов семьи ребенка.

Как лечить депрессию?
Лечение депрессии у детей и подростков требует участия родителей, а иногда учителей и других лиц, участвующих в жизни ребенка. Основные методы лечения - это не медикаментозные взаимодействия: психотерапия, а в некоторых случаях рекомендуется или даже необходимо включать лекарства.
Не медикаментозный метод лечения включает:
- психотерапию, которая может принимать форму индивидуальной, групповой или семейной терапии. Ни в коем случае не говорится, что психотерапия у того или иного ребенка должна охватывать только один из упомянутых модулей, напротив - их выгодно комбинировать. Семейная терапия имеет особое значение - с одной стороны, эмоциональные проблемы ребенка влияют на переживания и функционирование других членов семьи, а с другой - конфликты и проблемы в семье могут способствовать ухудшению психического состояния ребенка. В случае детей младшего возраста эффективное терапевтическое взаимодействие без участия родителей практически невозможно.

-8

Групповая психотерапия рекомендуется особенно детям и подросткам, которые испытывают трудности в функционировании в группе сверстников и имеют тенденцию отказываться от отношений со сверстниками.
Фармакотерапию, то есть использование лекарств, следует рассматривать, когда тяжесть симптомов затрудняет повседневную жизнь ребенка, а сами терапевтические эффекты не приносят удовлетворительных результатов. Конечно, это не значит, что тогда нужно отказываться от психотерапии! Использование лекарственных препаратов - это дополнительный метод к психотерапии, а не наоборот.
Бывают ситуации, когда необходимо медикаментозное лечение. К ним относятся:
- депрессия с очень высокой интенсивностью симптомов, препятствующая началу терапевтических вмешательств. В такой ситуации лечение начинается с приема лекарств, а когда психическое состояние ребенка улучшается, к нему добавляется психотерапия;
- депрессия при биполярном расстройстве и депрессия с психическими симптомами.
Лечение депрессии у детей и подростков обычно проводится в психиатрической клинике, но в случае очень тяжелых симптомов, например, риску суицида может быть госпитализация в психиатрическое отделение для детей и подростков.
Следует также отметить, что в отношении детей и подростков в возрасте до 16 лет решение о лечении принимаются их родителями. После 16 лет согласие на лечение, помимо родителей, должен давать сам подросток. Однако, если есть угроза его здоровью и жизни (например, он хочет покончить жизнь самоубийством), он может быть госпитализирован и лечиться даже без согласия его или членов семьи. В такой ситуации больница уведомляет суд по семейным делам, который принимает решение о дальнейших разбирательствах от имени пациента или его родителей.

Какой прогноз?
Депрессия - это хроническое заболевание, и даже если симптомы полностью исчезли после лечения, они могут появиться снова. По этой причине ребенок должен находиться под периодическим наблюдением психиатра или психолога. В большинстве случаев депрессивные расстройства, начинающиеся в детстве или подростковом возрасте, рецидивируются во взрослом возрасте.