Найти тему
Maximovna.Е

Вопросы методики грамматики в трудах А. В. Текучева. Часть 1

Приветствую всех на канале "Будни будущего учителя"! Меня зовут Екатерина. Я студентка 3 курса Московского Педагогического Государственного Университета. Свою жизнь связала с русским языком и литературой.

О том,кто такой А.В.Текучев,чем он занимался и о чем говорил в своем прижизненном интервью,вы можете прочесть тут

А сегодня речь пойдет о известном труде А.В.Текучева «Методика грамматического разбора»

Вот что сам А. В. Текучев писал о «Методике грамматического разбора»: «В то время, когда я начал писать «Грамматический разбор», в школе, к сожалению, сложилось исключительно ненормальное положение по отношению к грамматическому анализу, важному и существенному приему в обучении языку. У нас были утрачены традиции прошлого, учителя не владели необходимыми знаниями по грамматике и приемами обучения грамматическому разбору...»

Значение грамматики как учебного предмета - это один из важных вопросов в методике преподавания. Нам нужно понимать, что грамматика – это не просто раздел лингвистики, который нужен для обслуживания орфографии и пунктуации, а самостоятельный систематический курс. В современном образовании мы видим, что внимание к грамматике и грамматическим нормам трепетное и внимательное.

В чем же значение грамматического разбора в школе? Верный грамматический разбор затрагивает практически все разделы работы по русскому языку в школе: орфографию, пунктуацию, лексику, стилистику. Именно поэтому нужно отметить, что грамматический разбор – это один «из весьма важных методических приемов передачи, усвоения, закрепления и проверки знаний и навыков по русскому языку».

Вот какие значения грамматического разбора как приема учебной работы выделял А. В. Текучев в своей работе «Методика грамматического разбора»:

  • 1. Грамматический разбор позволяет учащимся лучше понять грамматические сведения о частях речи.

Ведь понимание строя части речи невозможно без анализа, а в нашем случае – грамматического.

  • 2. Грамматически разбор дает возможность конкретизировать любой материал, который сложен для учеников.

Систематические грамматические разборы помогут ребятам узнать о различных фактах частей речи.

  • 3. Грамматический разбор позволяет учащимся развивать свои аналитические способности, а также внимание, умения быстро дифференцировать явления, классифицировать их, сравнивать и рассматривать общее и частное.

А как мы понимаем, это помогает не только на уроках русского языка, но и на других предметах. Приемы анализа используются, например, на литературе в рамках составления сравнительных таблиц героев.

  • 4. С помощью грамматического разбора мы помогает учащимся закрепить свои знания по пройденному материалу.

Мы можем использовать не просто слова, а конкретные предложения, из которых выберем необходимые слова для разборов. А разнообразия предложений позволяют нам показывать все новые и новые условия употребления различных слов.

  • 5. Методическая ценность грамматического разбора в том, что он содействует ускорению темпов работы по изучению частей речи и грамматики в целом.

Грамматический разбор представляет собой «разветвленную систему разнообразнейших видов разбора», что дает нам не просто шаблонно выполнять работу; дает учителю возможность найти индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, классу; он позволяет организовывать самостоятельную работу учащихся как на уроке, так и дома. Грамматический разбор позволяет проводить как устный, так и письменный фронтальный одновременный опрос учащихся. Причем, можно использовать его еще и индивидуально, что дает возможность реализовывать одно из положений ФГОС о индивидуальном подходе к каждому ученику.

  • 6. Грамматический разбор позволяет проводить как устный, так и письменный фронтальный одновременный опрос учащихся.

Причем, можно использовать его еще и индивидуально, что дает возможность реализовывать одно из положений ФГОС о индивидуальном подходе к каждому ученику.

  • 7. Грамматический разбор на уроках русского языка подготавливает и облегчает усвоения учениками грамматические особенности других языков(иностранных).

Примером может служить умение строить предложения. Данный навык позволяет детям лучше усваивать грамматику английского языка, который так часто является вторым в современных общеобразовательных организациях.

  • 8. Грамматический разбор может быть достаточно широко использоваться для уточнения и уяснения, например, правил орфографии.

Любая тема, связанная с правописанием суффиксов, отсылает нас к умению детей выделять морфемы в слове, что непосредственно связно с морфемным разбором, которым иногда пренебрегают преподаватели.

Естественно есть принципы, которых мы должны придерживаться при использовании грамматических разборов. А. В. Текучев выделяет их огромное множество! Но об этом в следующей статье!

Спасибо Всем за прочтение! Обязательно подписывайтесь на мой канал,оставляйте комментарии,ставьте лайки,ведь дальше будет только интереснее! Буду рада вашему отклику!