Найти тему
ПроФэнтези

Как написать темное фэнтези: пять полезных идей

Темное фэнтези стало популярным как противовес классическому. Предельный реализм, гнетущая атмосфера, отсутствие четкого Добра и Зла, неоднозначные персонажи - вот яркие признаки этого поджанра. Сегодня я предлагаю обсудить полезные идеи, которые помогают создать атмосферу темного фэнтези. У меня таких набралось ровно 5.

Нед Старк - слишком честный и благородный герой для темного фэнтези (арт Xbalanque BR).
Нед Старк - слишком честный и благородный герой для темного фэнтези (арт Xbalanque BR).

1. Благородные принципы - роковой недостаток

В темном фэнтези персонажам-идеалистам тяжело выжить. Обычно миром правит выгода. Например, в книге "Кровь и железо" (Джо Аберкромби) на прием к королю пытается попасть крестьянин, чью семью за долги согнали с земли. Лорд-камергер выгнал беднягу вон, даже не разобрав дело, потому что землевладелец имеет гораздо больше веса, чем какой-то бедняк-арендатор.

А если бы лорд-камергер проявил принципиальность и начал разбираться? Хороший пример, что случается после этого, показывает Джордж Мартин в "Игре престолов". Нед Старк начинает разбираться в казенных финансах (ведомство Мизинца), жалобах на Григора Клигана (вассала Тайвина Ланнистера), законности детей Серсеи Ланнистер... Собственные понятия о чести и верности быстро приводят Старка на плаху, потому что высоким принципам не место на вершинах власти.

При всех недостатках Урук-хай своих не бросали и бились до конца (арт из игры "Средиземье: Тени Мордора").
При всех недостатках Урук-хай своих не бросали и бились до конца (арт из игры "Средиземье: Тени Мордора").

2. У "плохишей" должна быть своя мотивация

Мотивация - это вообще очень важная штука при создании любого героя. Но особенное значения она приобретает, когда в сюжете появляется злой, жестокий, бессердечный персонаж. Как он дошел до жизни такой? Авторы многих книг фэнтези часто не дают ответа на этот вопрос, если дело касается представителя стороны Зла.

Взять, например, орков из "Властелина Колец". Они показаны злобными разрушителями, слепо повинующимися приказам Темного Властелина. Как они росли, хотели ли чего-то большего, могли ли что-то созидать? Наверняка Толкин столкнулся именно с такими вопросами, когда в конце своей жизни начал низводить орков до скрещенных с людьми животных, лишенных свободы воли.

Мотивов для жестокости можно придумать много: стремление к власти, месть, деньги, психологическая травма и т.д. О Темных Властелинах с оригинальной мотивацией у меня есть отдельная статья:

Атмосфера темного фэнтези (арт ahmedk02, www.deviantart.com).
Атмосфера темного фэнтези (арт ahmedk02, www.deviantart.com).

3. Используем спецэффекты: дождь, грязь, кровь

Темное фэнтези во многом создается благодаря атмосфере. Мир, который окружает героев, должен стать настоящим испытанием. Хмурое небо, с которого то и дело накрапывает нудный дождик. Изломанные, скрюченные деревца вместо зеленого леса. Размытая дорога, на которой легко поскользнуться и расшибиться. Застоявшаяся вода, вокруг которой вьются надоедливые комары.

Например, Анджею Сапковскому в "Ведьмаке" хватает пары предложений, чтобы создать нужную атмосферу. Вот совет начинающим медикам в полевом лазарете: "Шейте красное с красным, желтое с желтым, белое с белым. Так наверняка будет хорошо". А вот описание происходящего вокруг: "Цикады пиликали в акациях, вербах и ольхах над Золотым прудом. Квакали лягушки, стонали раненые, умоляли, вздыхали. И умирали".

"Я ведь предупреждал не доверять мне" (скриншот из 1 сезона "Игры престолов").
"Я ведь предупреждал не доверять мне" (скриншот из 1 сезона "Игры престолов").

4. Не пренебрегаем политикой

Политические конфликты делают сюжет интереснее, а власть может стать целью для многих персонажей. Методы ее достижения могут быть разными, но совершенно точно не позволят остаться в чистенькой белой одежде даже самым правильными героям, потому что политики играют грязно.

Если открыть любой топ темного фэнтези, то на верхних строчках почти наверняка будут книги с множеством политических интриг, в которых участвуют не только люди (и другие расы), но и боги. "Черный отряд" (Г. Кук), "Песнь льда и пламени" (Дж. Мартин), "Малазанская книга павших" (С. Эриксон), "Сказания Меекханского пограничья" (Р. Вегнер), "Земной круг" (Д. Аберкромби) - везде есть борьба за власть.

Обложка 2 тома "Малазанской книги павших". Называть персонажа на картинке слишком спойлерно (www.pinterest.com).
Обложка 2 тома "Малазанской книги павших". Называть персонажа на картинке слишком спойлерно (www.pinterest.com).

5. Счастливая концовка бывает только в сказках

А темное фэнтези - это ведь не сказка, верно? Здесь за все приходится платить. "Хорошие ребята" побеждают редко. Если такое и случаются, то победа обойдется так дорого, что ее впору назвать пирровой. Некоторым (а может, даже многим, как в эпичных развязках из цикла "Малазанская книга павших" Стивена Эриксона) придется умереть. Это вообще отличительная фишка темного фэнтези - каждый персонаж может погибнуть, даже если у него больше всего глав, как у Неда Старка.

Спасибо за внимание! А какие еще интересные идеи можно найти в темном фэнтези на ваш взгляд? :)