29,9K подписчиков

Его орудие сносило башни «Пантерам» и «Тиграм». Легендарный «зверобой» ИСУ-152

12K прочитали
«Мы разбивали бетонные доты. Насквозь пробивали все. На полтора метра в глубину железобетонной конструкции снаряд входил.

«Мы разбивали бетонные доты. Насквозь пробивали все. На полтора метра в глубину железобетонной конструкции снаряд входил. Я лично видел, как доты разносило от того, что внутри детонировали вражеские снаряды после нашего прямого попадания», - так описывал действия самоходки ИСУ-152 танкист Александр Панкин. Рассказываем, за что эта боевая машина получила прозвище «зверобой» и за что ее ценили бойцы.

Александр Федорович Панкин
Александр Федорович Панкин

Тяжелая самоходка

Разработка самоходки началась летом 1943 года. К тому моменту для Красной Армии разрабатывался новый тяжелый танк ИС (Иосиф Сталин), Он пришел на смену устаревшему КВ, который планировали снять с производства. Проблема заключалась в том, что на базе КВ создавались самоходки СУ-152. Если остановить выпуск КВ, то Красная Армия останется и без тяжелых самоходных орудий. Чтобы этого не произошло, конструкторам танка ИС была поставлена задача по созданию новой САУ, эквивалентной СУ-152 по вооружению.

Танк ИС-1 на испытаниях
Танк ИС-1 на испытаниях

На него планировали заменить производство других машин, в сопровождалось постепенным, но полным свертыванием производства всех выпускаемых на ЧКЗ машин других типов, в том числе и столь необходимых фронту СУ-152. Поэтому перед конструкторами танка «ИС» еще на этапе разработки прототипа танка сразу же был поставлен вопрос о создании и новой САУ на его базе, эквивалентной СУ-152 по вооружению.

Серийная СУ-152 во дворе Кировского Челябинского завода
Серийная СУ-152 во дворе Кировского Челябинского завода

Поэтому на смену СУ-152 должна была прийти новая самоходная установка на базе танка ИС. Советские конструкторы довольно быстро создали эту боевую машину – 11 октября был построен первый прототип. Это обусловлено тем, что самоходка создавалось на готовом шасси танка ИС. На ИС-152 (так называлась самоходка до февраля 1944 года) устанавливалась 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С.

ИСУ-152 на испытаниях
ИСУ-152 на испытаниях

Такое же орудие стояло и на СУ-152, однако конструкторы не стали просто копировать рубку. Они доработали ее, сделав более просторной. Это повышало заметность машины, но в то же время облегчало работу экипажа. Кроме того, новая рубка обладала улучшенным бронированием, во лбу оно увеличилось с 75 до 90 мм. Экипаж машины состоял из пяти человек: командира САУ, командира орудия (выполняет наведение пушки), заряжающего, замкового и механика-водителя. Разница между заряжающим и замковым состоит в том, что заряжающий подает снаряд и гильзу в ствол, а замковый досылает их деревянным досыльником, затем закрывает затвор.

Компоновка ИСУ-152
Компоновка ИСУ-152

К недостаткам самоходки комиссия после испытаний отнесла неудобное место наводчика; недостаточную работу системы вентиляции от пороховых газов; туго открывающийся затвор, который на некоторых углах наведения было невозможно открыть; возможность командира САУ получить увечья при стрельбе из пушки от отката ствола.

«Мы разбивали бетонные доты. Насквозь пробивали все. На полтора метра в глубину железобетонной конструкции снаряд входил.-7

В ноябре 1943 года начался серийный выпуск самоходок. В феврале 1944 года боевая машина получила название ИСУ-152, чтобы избежать путаницы с танком ИС. Самоходная установка производилась до 1947 года, всего было выпущено 2825 машин, ИСУ-152 стала самой массовой САУ в истории.

Боевое применение

В бою основной задачей ИСУ-152 была поддержка пехоты и танков. Мощное 152-мм орудие успешно подавляло укрепленные огневые точки, уничтожало вражеские пушки и танки. Большинство немецкой бронетехники заключительного периода войны назвалось в честь животных («Тигр», «Пантера», «Носорог»), поэтому на фронте ИСУ-152 за свою убойную мощь получил прозвище «зверобой». От этой самоходки не спасала даже броня тяжелого «Тигра».

«Мы разбивали бетонные доты. Насквозь пробивали все. На полтора метра в глубину железобетонной конструкции снаряд входил.-8

Самоходки особенно отличились при штурме немецких городов. Они были способны разрушить любые позиции противника в городской застройке, невзирая непрочность здания. Вот что вспоминал танкист Дмитрий Лоза, которому довелось наблюдать за работой ИСУ-152 в Вене в 1945 году:

Дмитрий Федорович Лоза
Дмитрий Федорович Лоза
«Грохнул выстрел крупнокалиберной пушки самоходки. Резко колыхнулся воздух. Полтора этажа дома вместе с вражеским противотанковым орудием и его прислугой рухнуло на землю. А в нашем расположении от мощной воздушной волны выстрела с треском лопнули толстые стёкла в домах, находившихся рядом с самоходной установкой.
ИСУ-152 в Данциге, фотография приведена для иллюстрации
ИСУ-152 в Данциге, фотография приведена для иллюстрации
Второе венское зрелище» оказалось не менее впечатляющим… На одной из «Пантер», что уже почти выползла на площадь, от удара крупнокалиберного бетонобойного снаряда снесло башню. Второй тяжёлый танк вспыхнул огромным костром. А ИСУ-152 тут же покинули позиции. Немецкие танки спешно стали пятиться назад, оставив без поддержки пехоту, которая тут же разбежалась по дворам и переулкам».
ИСУ-152 в Берлине
ИСУ-152 в Берлине

Эффективное взаимодействие самоходок с пехотой позволяло успешно штурмовать европейские города. ИСУ-152 стала надежной поддержкой наступающих частей, защищая их от вражеских танков и дзотов.

ИСУ-152 в Бреслау, 6 апреля 1945 года
ИСУ-152 в Бреслау, 6 апреля 1945 года

Увидеть легендарную машину вы можете на экспозиции музея Г.О.Р.А., на открытой экспозиции техники представлена самоходка ИСУ-152, которая прошла послевоенную модернизацию. На ней установлены приборы ночного видения, инфракрасные прожекторы, более мощный двигатель, современные приборы прицеливания и связи.

ИСУ-152К
ИСУ-152К

Источники:

1. Статья «Самая массовая самоходка в истории», проект «Warspot»

2. Проект «Я помню»

2. Энциклопедия Музея Победы

3. Проект «Warbook»

#МузейПобеды #МузейГОРА