#realpolitik
Третью неделю в этой Восточноафриканской стране происходят столкновения между повстанцами и правительственными вооруженными силами. Более полутысячи человек погибли, около тысячи ранено и конца-края этому конфликту не видно. Сражения в основном сосредоточены в столице Судана, откуда иностранные державы пытаются вывести своих граждан. Часть иностранных посольств эвакуировано из страны, российские дипломаты по прежнему находятся на своем рабочем месте, осуществляя координацию действий по поиску и эвакуации наших граждан. Воющие стороны пытаются усадить за стол переговоров, но, похоже, прогресса в этом направлении миротворцам так и не удается добиться.
В этом конфликте, прежде всего удивляет внезапность и интенсивность. Еще несколько недель назад ничто не предвещало его начало: эксперты отмечали некоторую напряжённость в регионе – но не более того. Сейчас, на границах скапливаются беженцы, в городах орудуют мародеры «ниггерс» – все это говорит о разрастании конфликта, который потушить своими силами этой стране вряд ли уже удастся. В связи с этим было бы наивно предполагать, что начало «горячего» противостояния между враждующими сторонами началось без внешнего толчка. Слишком много сошлось в этом регионе сил, которым выгодно решать накопившиеся противоречия с помощью оружия.
Кроме африканских игроков на конфликт завязаны и другие стороны. Речь прежде всего идет о непосредственных соседях Судана – Эфиопии и Чаде, об Египте и Ливии, которые имеют давние межэтнические связи в этом регионе и о группах влияния из Арабских Эмиратов, которые «завязаны» на транспортировке золота из Судана и имеют здесь свои интересы. Однако, столь внезапно вспыхнувший конфликт вряд ли бы имел столь активную завязку, чтобы его можно было объяснить только внутренними проблемами местных элит. Думаю, не обошлось здесь и без глобального игрока, который так или иначе развязал руки враждующим сторонам, чтобы достичь своей цели. В чем же она?
Не так давно в сеть «слили» документ, в котором были отмечены встречи с руководством Судана высокопоставленных лиц из США. Интерес в нем представляет то, как активизировались подобные переговоры после заключения договора о размещении базы ВМС России в Порт-Судане на побережье Красного моря. 12 февраля 2023 года Судан подтвердил соглашение о размещении российской морской базы в стране, а уже 16 февраля администрация Джо Байдена выделила 288 млн. долларов гуманитарной помощи стране с дальнейшими переговорами о судьбах демократии в этом регионе. Спустя месяц после визита госсекретаря США Виктории Нуланд, в стране вспыхнули беспорядки.
Стремясь эскалировать кризис, американские власти планируют привлечь в конфликт и третью сторону: по гуляющей в сети информации их представители ведут переговоры с военизированными племенными группами Беджа в эфиопском регионе Амхара, пытаясь за 140 млн. долларов купить участие в этом конфликте. Сейчас у племени Беджа на руках скопилось большое количество оружия, которое рано или поздно должно сдетонировать. Как это повлияет на разрастание конфликта, спонсорам, похоже, все равно. Целеполагание этой ситуации состоит в неразмещении российской морской базы напротив базы ВМС США в Джибути, которая, благодаря новым договоренностям, должна была находиться прямо напротив российской группировки в Судане.
В этих условиях Российская сторона готова на роль миротворца, чтобы попытаться сыграть на противоходе к США и усадить обе стороны конфликта за стол переговоров, выступив посредником этой встречи. При удачном стечении обстоятельств, российская дипломатия сможет не только получить профит от сделки, но и «накрутить хвост» американской стороне в этом регионе. Заметим, что сам Порт-Судан сегодня – динамично развивающийся регион, где свои интересы имеют Китай и Турция. Это может стать стабилизирующим фактором в миротворческой миссии России и привести к «развязыванию» суданского узла и последующему установлению мира во всем регионе.