Так много идей для статей и так мало времени...
Я сейчас занята подготовкой к экзамену, перелопачиваю весь большой курс. А попутно думаю, в каком виде подавать вам, дорогие читатели, полученные знания.
Тем временем, в нашем семейном собачьем сообществе грядут перемены: я всë ближе к тому моменту, когда мы начнем восстанавливать отношения между нашими собаками. И это - подходящий повод рассказать всем, вновь подписавшимся, с чего началось и к чему идёт.
В моей семье живут три собаки: десятилетний метис мопса Марсель, неведомого происхождения рыжая Жуля, примерно 4 лет от роду и двухлетняя немецкая овчарка Арья.
Марсель был чьей-то собакой и оказался в приюте потому, что какой-то мальчик-подросток, к которому пëс был очень привязан, сказал "мне собака не нужна". Пëс оказался очень нужен нам
Жулю волонтёры забрали с дач, вместе с ещё 18 собаками. Стая жила в заброшенном дачном домике, добывала пропитание - как могла. Там же было найдено примерно столько же собачьих трупов. То есть, выживали с трудом. Все 18 собак показали хорошую ориентацию на человека и были определены на пристройство. Жулю я взяла в передержку, а потом не смогла с ней расстаться. Тем более, что за два месяца на еë лапу и сердце не появилось кандидатов. Судя по тому, как легко и непринуждённо собака приняла амуницию и вошла в контакт с нами - ей тоже была знакома жизнь с человеком. Быть может, именно тому человеку собака обязана достаточно ощутимым количеством поведенческих проблем.
Арья - запланированный щенок. Единственный питомец в доме, не знавший стресса потери хозяина.
В июле прошлого года, как гром среди ясного неба, между Арьей и Жулей случился тяжёлый конфликт. Проходили дни, а собаки наторез отказывались видеть друг в друге если не друзей, то хотя бы не заклятых врагов. Несмотря на то, что немка практически выросла под присмотром рыжей. В поисках помощи среди специалистов-кинологов, я наткнулась на неразрешимое. В целом, адекватные по отдельности, собаки категорически не принимали друг друга. "Крышечки срывало" у обеих и безоговорочно. Что произошло никто не знал, как поступить мне объясняли. Но... как-то очень уж по разному. За короткий период я наслушалась целую кучу диаметрально противоположных мнений. Причём, каждый специалист настаивал, что его позиция - единственно правильная, а его методы - единственно рабочие. Мы попробовали, так или иначе, все рекомендации, кроме ЭШО и строгача. Но удавка в нашей жизни была, да. И не могу сказать, что мне понравился производимый ею эффект. Собаки, конечно, слушались, под давлением страха. Но как-то сникли, стали выглядеть безынициативными и понурыми. Как будто стало пасмурно после солнечного дня. Между "быстро, удобно для людей, но безрадостно для собак" и "поиск лучшего решения для всех" я выбрала второе. И записалась на учёбу туда, где программа и личность преподавателя, вызвали наибольшее доверие.
Это был тяжёлый период. Борьба питомцев не на жизнь, а на смерть - весьма неприятное явление для любого собаковладельца. И я ещё перенесла заболевание, после которого было непросто восстанавливаться морально и физически. Начинать пришлось практически под капельницей - второй курс терапии совпал с началом курса обучения.
Психология и высшая нервная деятельность собак плавно перетекли в изучение вопросов диагностики и коррекции поведенческих проблем. Именно это скоро станет моей задачей - понимать, что случилось, где сломалось и как это исправить. Не дрессировка, нет. Как показала практика, дрессировкой решаются не все проблемы, а дрессировка без понимания может и усугубить.
Почему собака совершает туалет дома?
В чем причина луж на кровати?
Зачем пëс демонстрирует агрессию?
Чем агрессия отличается от игры?
Что делать со страхом салютов?
"Одинокий волк" сводит с ума соседей своим воем?
Как спасти квартиру от разбора до мелкого конструктора?
Пëс рычит на бабушку?
Поводок натянут, как струна?
Вопросов, на самом деле, намного больше. При этом, причин у поведенческих проблем не так уж и много. Гораздо меньше, чем может показаться. А вот подбор стратегии борьбы с этими проблемами всегда индивидуальный, поскольку у каждой собаки свой жизненный опыт.
И да, я согласна с тем, что щенка надо выбирать придирчиво. Но даже самый внимательный отбор не гарантирует отсутствия ошибок заводчика, владельца, дрессировщиков. Или совершенно случайных, непредсказуемых факторов, которые могут вмешаться в развитие психики собаки.
Или вот, собаки из приюта. Многие знают, что после адаптации они могут увидеть совсем не ту собаку, которую брали? А она ведь уже прописалась в сердце хозяина, вместе с миской, лежанкой и поводком.
Моя коллега по учëбе влюбилась в породистого, от выставочных родителей, щенка. Деприванта, засидевшегося с мамкой дольше других из помёта. И теперь шаг за шагом компенсирует упущенное в его развитии. Совершенно сознательно взяла именно эту собаку. Так тоже бывает.
А ещё я считаю, что человеку должно быть комфортно с его собакой. Комфортно, приятно, безопасно, а не "вот это всë". И клмфорта вполне реально достичь, не превращая собаку в понурого робота, зашуганного и безынициативного. А себя - не мучая самоподозрениями в латентном с@дизме. Речь не про "целование в попу", гиперопека делает собак несчастными ничуть не меньше, чем воспитание исключительно через боль.
До Арьи, все мои собаки (и те, что есть сейчас, и те, что были раньше) попадали ко мне взрослыми. Были и совершенно беспроблемные и такие, от которых под разными предлогами отказывались кинологи, возможно - предвидя очень большую и не всегда успешную работу.
До Арьи я пребывала в иллюзии, что если начать искать дрессировщика, отбирая, по отзывам и результатам, с момента рождения щенка - это гарантирует собаке и хозяину безусловно благополучную судьбу. Иллюзии развеялись, как дым, когда зубы немки превратились в орудие потенциального уничтожения рыжей собачки.
К помощи другим в таких тяжёлых случаях, к счастью, довольно редких, я перейду не раньше, чем решу проблему со своими собаками. Все методики, все протоколы пропускаю через них. Разве что готова рассказывать, как идёт процесс примирения и почему выбирается то или иное решение.
А вот другие темы и случаи уже описываю здесь.
Но, чтобы не писать наугад, хочу предложить вам, уважаемые читатели, обозначить круг наиболее интересных вопросов. Спрашивайте в комментариях к этой статье. С понедельника, 8 мая, готова начать работать над темами, заданными вами.