Октябрьская революция 1917 года трансформировала не только социально-политический режим, но и повлияла на индустрию моды. Корреспондент Информационного Центра Правительства Москвы посетила выставку «Дом моделей. Индустрия образов» в Музее Москвы и узнала, как складывалась система профильных учреждений в Советском Союзе и каким образом создавалась мода на протяжении нескольких десятилетий.
История модных производств
В начале 1920-х годов над переосмыслением моды работали авангардисты – от Владимира Татлина до Веры Мухиной. Поначалу Художники поначалу предлагали довольно утопичные идеи, невозможные для реализации в существующих реалиях промышленного производства одежды, которое в те годы только зарождалось. Тогда для преодоления разрыва между работой художников и практикой стали появляться теоретико-художественные лаборатории. Художникам предстояло разработать новые модели одежды с учетом возможности их воплощения на производстве.
Одним из важнейших экспонатов выставки «Дом моделей. Индустрия образов» становится как раз хроника зарождения различных производств и организаций, посвященных одежде, и карта их расположения. Они находятся вдоль подиума, ведущего от первых каталогов с обзорами модных тенденций иностранных журналов и тематических выставок до экрана с демонстрациями показов советских модных коллекций. Так, ключевые роли здесь сыграли Ателье мод на Петровке, Московский дом моделей на Сретенке и Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком мосту, который встал во главу идеологии создания костюмов и модных экспериментов.
Ателье мод открылось в 1923 году при тресте «Москвошвей», его директором становится юная Ольга Сеничева. Она привлекла к работе художников, которые работали над массовым производством одежды и одновременно занимались частным пошивом. Позднее «Москвошвей» разделился на два треста, один из которых в 1935 году открыл Дом моделей на Сретенке. Уже он создал базу для основания Московского дома моделей, впоследствии ставшего Общесоюзным.
Зал производственного и экспериментального цехов
В центральной части подиума выставки организован своеобразный «перекресток». Слева гостям представлены образцы женского, мужского и детского костюма. Например, для маленьких жителей страны создавались новые модели не из тканей, оставшихся от производства одежды для взрослых, а из функциональных и эстетичных материалов. В 40-х годах специалисты начали больше времени уделять изучению особенностей телосложения детей разного возраста и их потребностей в одежде: школьной форме, костюмов для занятий спортом, летних платьях и так далее. Также создавалась одежда для мужчин и женщин, модельеры обращались не только к веяниям современности, но и к народным мотивам.
В основе идеологии страны по-прежнему лежала массовость, поэтому модельеры должны были придумать доступную и практичную одежду и определить вектор развития отрасли. Однако желание создавать что-то оригинальное, определяющее страну, сохранялось. Одной из ведущих задач стала разработка моделей, которые не поступали в производство, а служили эстетическим ориентиром для отрасли. Над этим работали художники экспериментального цеха ОДМО, в том числе ушедший из жизни 30 апреля 2023 года Вячеслав Зайцев.
«Как мы работали! Можно сказать, поверяли алгеброй гармонию. Каждый раз мы выстраивали оригинальную концепцию за счет силуэта. Коллекция должна была быть разложена особым образом: например, каждый из основных силуэтов должен был быть представлен в определенном процентном соотношении с остальными. Затем мы расписывали, детально прорабатывали конструкции, где все детали зависят друг от друга. И уже на основе этих построений работали над коллекциями», – делился модельер.
Кстати, среди экспонатов выставки «Дом моделей. Индустрия образов» представлены костюмы авторства Вячеслава Зайцева и фотоснимки самого мастера за работой.
Реконструкция одежды по выкройкам и «гастроли» советских коллекций
Отдельное пространство посвящено журналам мод с выкройками, которые использовали девушки и женщины для создания оригинальных и современных костюмов на любой случай, и ряду платьев, сделанных именно по этим выкройкам. По словам авторов экспозиции, советские модницы также любили покупать журнал «Я шью сама» с детальным анализом кроя новейших моделей и чертежами пропорционально уменьшенных лекал. Таким образом, женщины могли следить за мировой модой и адаптировать лучшие образцы под собственные вкусы и потребности.
под собственные вкусы и потребности.
За залом с реконструированными платьями – небольшой коридор об истории выездов ОДМО за границу. Впервые российскую коллекцию представили за рубежом в 1953 году: в Праге проходил Международный конкурс моделей одежды. Среди образцов были дневные и вечерник платья, которые создавались совместно с художниками текстильных фабрик. Позднее Общесоюзный дом моделей одежды сам организовал тематическое мероприятие мирового масштаба – Международный фестиваль мод, который состоялся в 1967 году.
Посетители могут познакомиться с фотографиями манекенщиц на показах в Париже и Монреале, а также снимками делегаций ОДМИ в мастерских отделения дома Кристиана Диора в Нью-Йорке и другими архивными кадрами, рассказывающими об успехах не только внутри страны, но и на мировой арене моды.
Автор: Юлия Захарова