В городе Краснодаре есть юмористическая городская скульптурная композиция "Влюбленные собачки".
Автор проекта - скульптор Валерий Пчелин. По его замыслу две собачки разного пола символизируют влюбленную пару – он и она, которые встретились на первом свидании под зданием с часами, на углу улиц Мира и Красная, и пошли гулять, взявшись за руки. Скульптурная композиция, выполненная из бронзы. На стене за постаментом композиции выбиты строки из стихотворения: "Это же не собачья глушь, а собачкина столица" (1926, Вл. Маяковский).
Одета парочка в стиле 20-х годов прошлого века. Полноватый бульдог вышагивает в пальто, а его дама, из породы охотничьих, в старомодном платье и зонтиком в лапе.
Скульптурная композиция двух влюбленных собачек стала подарком городу на 215-й день рождения. Торжественное открытие памятника состоялось 30 сентября 2007 года.
Городские легенды гласят, что собаки исполняют желания, достаточно потереть им лапу или нос.
Кроме того, около памятника часто назначают свидания влюбленные представители человечества.
Эту скульптурную композицию негативно восприняли краснодарские историки и краеведы. В журнале "Русский мир" (2009 год) "Собачкина столица" вошла в топ самых странных памятников в России. Валерий Пчёлин в одном из интервью пояснил смысл своего творения: "Это благополучные, умиротворенные кубанские бюргеры, изображение нас самих, жизнерадостных обывателей, симпатичных, довольных, цветущих". "Влюбленные собачки" стали одним из символов города и обрели большую популярность у горожан.
Скульптура также напоминает о творчестве поэта Владимира Маяковского, который в одном из своих стихотворений называл Краснодар "собачкиной столицей". "Это ж не собачья глушь, а собачкина столица" - гласит надпись на композиции.
2. Кто такой Маяковский?
На создание композиции «Влюбленные собачки» скульптора Валерия Пчёлина вдохновило стихотворение одного из самых талантливых сатириков ХХ века - Владимира Маяковского.
Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930 гг.) – главный поэт советской России родился в Грузии, в селе Багдади.
С Кубанью В. Маяковский был связан кровными узами, он считал её своей второй родиной: «Я – дедом казак, душой – сечевик», – писал он в стихотворении «Нашему юношеству». И имел для этого полное основание.
Прадед поэта по материнской линии – выходец из Запорожской Сечи, которому в 1822 году была выдана подорожная грамота для переезда на Кубань. Мать поэта Александра Алексеевна Павленко родилась в станице Терновской (недалеко от станицы Тихорецкой) Кубанской области в семье казачьего офицера Алексея Ивановича Павленко. Примечательно, что она была двоюродной сестрой Любови Андреевны Афанасьевой – матери будущего писателя, дважды лауреата Государственной премии РСФСР им. М. Горького Аркадия Алексеевича Первенцева.
Так что, Владимир Маяковский и Аркадий Первенцев были троюродными братьями.
Позже А. А. Первенцев оставил свои воспоминания, в том числе и о том, как в дом к деду Андрею Никаноровичу Афанасьеву, участнику боев под Шипкой, иногда приезжала семья Маяковских: «В этот дом с чудесным вишневым садом приезжал Маяковский… мальчик Володя любил вишни и всегда ходил измазанный вишневым соком».
В 1906 году, после смерти отца, семья Маяковских переехала из Кутаиси в Москву. Во время этой поездки из окна вагона Владимир впервые увидел кубанские степи – родину матери. Став уже известным поэтом, он неоднократно приезжал на Кубань.
В Краснодаре Владимир Владимирович бывал дважды – в феврале и ноябре 1926 года. Жители города сохранили множество воспоминаний о его выступлениях. Одно из них состоялось в феврале 1926 года в кинотеатре «Мон Плезир» (кинотеатр «Кубань»). Очевидцы так описывали его первый приезд в наш город: «Поэт прибыл в Краснодар накануне «в чёрном пальто с каракулевым воротником, в чёрной каракулевой шапке и с толстой тростью в руках». Маяковского интересовало буквально всё. На вокзале поэта поразило бюрократическое объявление, запрещавшее задавать вопросы билетному контролёру. И это послужило основанием написать стихотворение «Строго воспрещается…»
Сопровождавший поэта корреспондент кубанской газеты «Красное знамя» Леонид Ленч вспоминал их прогулки по Краснодару: «Изредка Маяковский поднимает трость, показывает, просит объяснений… “Когда построено это здание? Что здесь помещается?..” Получив ответ, удовлетворённо кивает головой. Если я ответить не могу – недовольно хмурит брови: “Живёте в этом городе и не знаете. Нехорошо!”».
Бывший рабфаковец Пашков, также отмечая внимательный интерес Владимира Маяковского к городу, приводил такой эпизод: «Когда поэт стоял около бывшего памятника Екатерине II и рассматривал верхушку столба с вензелем, к нему подошёл неожиданно появившийся откуда-то лохматый беспризорник и попросил на хлеб. Маяковский, медленно шаря по карманам, глухо пробасил: “Продымишь или проиграешь?” – и достал рублёвую бумажку…».
Выступление поэта в кинотеатре «Мон Плезир» прошло с аншлагом, в тот же день Владимир Владимирович выступил и в клубе пединститута. Он читал новые стихи, рассказывал о поездке в Америку, отвечал на вопросы. А «когда он признался, что пишет стихи о Краснодаре, с разных мест понеслось: – Прочтите их, прочтите! – Нет, товарищи, стихотворение только вылупляется…».
Стихотворение «Краснодар» было опубликовано в журнале «Красная нива» (№ 24 за 1926 год) под названием «Собачья глушь»:
Северяне вам наврали
о свирепости февральей:
про метели,
про заносы
про мороз розовоносый.
Солнце жжет Краснодар,
словно щек краснота.
Красота!
Вымыл все февраль
и вымел —
не февраль,
а прачка,
и гуляет
мостовыми
разная собачка.
Подпрыгивают фоксы —
показывают фокусы.
Кроме лапок,
вся, как вакса,
низко пузом стелется,
волочит
вразвалку
такса
длинненькое тельце.
Бегут,
трусят дворняжечки —
мохнатенькие ляжечки.
Лайка
лает,
взвивши нос,
на прохожих Ванечек;
пес такой
уже не пес,
это —
одуванчик.
Легаши,
сетера́,
мопсики, этцетера́.
Даже
если
пара луж,
в лужах
сотня солнц юли́тся.
Это ж
не собачья глушь,
а собачкина столица.
3. Почему «Собачкина столица?»
Есть как минимум три причины предполагать почему Маяковский так назвал Краснодар.
Первая причина. После Гражданской войны из Екатеринодара (так раньше назывался Краснодар) целыми семьями бежали в эмиграцию офицеры, купечество, дворяне, бросив на улицах города на произвол судьбы своих собак. Большинство из них были породистые и дорогие, но время было голодное и мало кто горел желанием этих собак забирать себе. Они, сбиваясь в стаи, день и ночь бродили по улицам Краснодара Такие «собачьи свадьбы» скорее всего и видел Маяковский во время экскурсии по городу.
Вторая причина. Во время, когда В. Маяковский посетил Краснодар, в городе была всеми любимая «живая городская достопримечательность» - красивый, умный сербернар одного городского доктора. Этот пес был известен тем, что каждый день самостоятельно гулял по центру Краснодара, заходя в магазины, лавки, учреждения, даже в театры во время выступления. Его никто не прогонял и не обижал, потому что это было очень умное и воспитанное животное. В. Маяковский тоже мог с ним встретиться, прогуливаясь по центру Краснодара
Третья причина. Под окнами номера гостиницы, где остановился на ночлег В. Маяковский, всю ночь лаяли и выли бродячие собаки, не давая поэту заснуть. Этим и запомнился Владимиру Владимировичу Краснодар.
Позже Владимира Маяковского упрекали, что, дескать, «не о собаках надо было писать, а о кубанской пшенице». В связи с этим журналист Леонид Ленч пояснял: «…очаровательно шутливое стихотворение Маяковского о Краснодаре показывает редкую его наблюдательность. В Краснодаре действительно было очень много собак. Собаки были разные и хорошие. Весь город знал сенбернара доктора П., который, важно ходил по городу, по-хозяйски заглядывая в магазины, учреждения и даже театры во время спектаклей. Маяковский любил собак и заметил эту краснодарскую особенность».
В заключении хочу сказать, что собак и сейчас много в Краснодаре...