Найти тему
Ваня Изучает

Островский: из «Грозы» в «Бесприданницу». Ремейк или ремастер?

ВНИМАНИЕ: В СТАТЬЕ ЕСТЬ СПОЙЛЕРЫ!!!
.
.
.
.

Не так давно прочел «Бесприданницу» Островского. Ну, точнее послушал аудиоспектакль, рекомендую делать именно так. И понял, что уж очень это похоже на «Грозу». История, в целом, такая же, только персонажей причесали и «механики» немного подбалансили. Но, в целом, тоже самое. Так давайте разберемся, «Бесприданница» это обычный ремастер с рескинами или полноценный ремейк истории спустя годы?

Вообще, мне не очень нравится
«Гроза» сама по себе, но как идея — круто. Кто не знает, история Катерины это не просто спектакль — это попытка возродить жанр трагедии в театре. Об этом можно много писать, но, если кратко, основа трагедии: все плохо, выхода нет, конец — уже не особо работала даже тогда. Как говорится, что разночинцу хорошо, то барину — смерть: ну то есть, все разные, а «плохо» понятие растяжимое. Да и народец уже как-то не особо хавал такой полный крах всего и вся.

Ну и, собственно,
Бесприданница вышла как идейное продолжение Грозы через почти 20 лет. В ней видно, что и персонажи поменялись, и идейные вдохновители появились. Касательно последнего, ставь лайк, если узнал Настасью Филипповну!

Так а что с персонажами? Ну, мы видим, что
Кнутов — это тот же Дикой. Только теперь персонаж, который бряцкает деньгами, не какой-то сельский олух, а вполне себе барин, уважаемый и при деньгах. Более, скажем, понятный и обоснованный в контексте истории образ. Вместо злого и, скажем, «насильственного» угнетателя в виде Кабанихи, у нас появляется хитрая и скользкая мамаша самой Ларисы Харита Игнатьевна. Не знаю, везде ли так, но в моей версии спектакля актриса как будто постоянно пыталась играть пьяную (в это тоже больше верится, как будто бы мать действительно пытается продать дочь, от этого внутренне страдает и заливает горе). Короче говоря, тоже стало понятней откуда такой антигерой вылез. Вместо застенчивого и боязливого Бориса, у нас теперь проигравшийся мот и фаталист Паратов (согласитесь, в любовь к нему тоже больше верится).

Есть и условно
новые персонажи. Например, в «новой» Грозе появился муж. Но теперь, во-первых, технически героиня не изменяет ему, а в последний момент сваливает. А во-вторых, Карандашев уже не просто несамостоятельный и нерешительный, но все же союзник героини — он теперь полноценный торгаш желающий получить «дорогую вещицу» по уценке. Его слабость и последующее решение (без спойлеров) все-таки играет свою роль в пьесе.

Вообще
деньги — это теперь заглавная тема произведения. В Грозе как будто бы все само собой становилось плохо и выхода не было. Деньги были каким-то второстепенным предлогом. В Бесприданнице весь конфликт строится вокруг денег и даже заканчивается по сути идеей «продаться подороже». Паратову нужны деньги, мамаше нужны деньги, самой Бесприданнице нужны деньги, чтобы найти мужа.

Да и не забудьте про
рост женского персонажа в принципе. Да-да, за почти 20 лет отношение к девушке изменилось. Если раньше героиня как бы априори «предмет», на желание которой можно положить, то Бесприданница уже имеет выбор и свое слово. Она открыто перечит условному мужу, и даже делает некий выбор как собой распоряжаться (хоть и воплотить его не получается). Если Катерина не выдерживает напора со всех сторон, то Лариса справляется и все же преодолевает страх и безысходность.

Получается, что где-то подкрутили, где-то избавились от сценарных дыр, но и нового немного завезли. Но самостоятельным произведением все еще Бесприданницу назвать сложно. Поэтому, если вам нравится Гроза, но что-то все еще смущает — то Бесприданница вам точно понравится. Если вам просто интересно проследить за той же историей, но спустя 20 лет, то здесь тоже в точку.