Конкретные результаты по бюджету озвучила вице-премьер и министр финансов Лира Игтисамова. Согласно опубликованному на сайте Минфина промежуточному отчету, по состоянию на 1 апреля исполнение консолидированного бюджета РБ по доходам составило 67,5 млрд рублей, из них налоговые и неналоговые доходы – 48,1 млрд. рублей, безвозмездные поступления – 19,4 млрд. Год назад доходы составляли 69,2 млрд, из них налоговые и неналоговые – 54,4 млрд, а безвозмездные поступления – 14,7 млрд.
По доходам отдельно республиканского бюджета ситуация следующая. За январь-март 2023 года они составили 59,6 млрд рублей, тогда как за январь-март 2022-го Минфин отчитывался о 60,1 млрд (рост на 40% к уровню первых трех месяцев 2021 года). Налоговые и неналоговые доходы сократились с 44,6 млрд рублей до 39,7 млрд.
Что касается расходов, то здесь ситуация обратная: рост почти по всем позициям по сравнению с первыми тремя месяцами 2022 года. Так, расходы консолидированного бюджета РБ составили за январь-март 2023 года 66,5 млрд рублей (из них социальные – 74,4% всех расходов или около 49,4 млрд рублей), тогда как год назад – лишь 58,7 млрд, и это было больше показателя первого квартала 2021 года на 17%. А доля социальных расходов год назад составляла 80%.
Понятно, что в таких условиях повышение финансовой дисциплины распорядителями бюджетных средств приобретает особый смысл. Игтисамова в своем докладе акцентировала внимание руководителей органов исполнительной власти и муниципалитетов на отдельных аспектах исполнения бюджета, необходимости изыскания и эффективного использования имеющихся резервов, уточняет пресс-служба республиканского правительства. В свою очередь, Назаров поручил Игтисамовой до 1 июня подготовить и внести проект распоряжения об утверждении отчета об исполнении бюджета РБ за 1 квартал.
«На исполнение бюджета в текущем году большое влияние оказывает введение единого налогового платежа. Наша задача – сохранить устойчивость финансовой системы, сбалансированность бюджета республики и местных бюджетов. Особое значение имеет выполнение планов по доходам. Это позволит своевременно и в полном объеме исполнить все первоочередные и социально значимые обязательства», – подчеркнул премьер-министр на заседании правительства.
Единый налоговый платеж (ЕНП) не имеет отношения к обсуждающейся сейчас в Минфине инициативе windful tax – единовременной выплате части полученных бизнесом в 2022 году сверхдоходов. Инструмент ЕНП подразумевает уплату бизнесом всех налогов и сборов единым платежным документом. Теперь налогоплательщики лишены выбора, какой из налогов уплачивать первым, а какой – в последнюю очередь. И хотя 2023 год в этом плане является переходным, но бюджетная система Башкортостана, как следует из слов Назарова, уже испытывает на себе влияние этого нововведения.
Что касается windful tax – то вряд ли его введение будет значимым для экономики региона: федеральный Минфин уже уточнил, что сырьевых предприятий это не коснется. Тем не менее, планы правительства остаются прежними: «Правда ПФО» уже писала, что первоначальный проект бюджета-2023 предусматривал рост доходов на 7% и расходов на 4%.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото pravitelstvorb.ru