Найти тему
ДЛЯ УМА И ДУШИ

МОЁ СОВЕТСКОЕ ДЕТСТВО часть 1

 ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 1

Интересная это штука - память, что-то вроде склада забытых вещей. Кажется всё, сливай воду, забыл начисто где и что лежит, в каком уголке запрятано, ан нет, стоит остановиться, успокоиться и отвлечься от взрослой обыденной суеты, вот тебе и здрасте, в голове, как в старом ламповом телевизоре, сквозь рябь на экране, треск и щелчки в динамиках, проявляются чёрно-белые картины давно минувших дней и оживают, приправленные грустью ушедшего времени.

***

Детский сад

В небольшом городке Заволжск, том что в Ивановской области на левом берегу Волги, ещё с царских времён располагалась старая фибровая фабрика, знаменитая фибровыми чемоданами удивительной прочности. А прямо над стелющейся вдоль реки фабрикой, на крутом берегу возвышалась усадьба фабриканта, сделанная основательно, на века. Вот в ней то, в этой усадьбе, после революции для детей фабричных рабочих и был оборудован садик моего детства.

Стены усадьбы были такие широкие, что на подоконниках вполне можно водить хороводы, конечно же без воспитательницы, ей то на подоконник уж точно было не взобраться.

А вы ходили в детский сад, в тот добрый советский детский сад, пахнущий кипячённым молоком, рыбьим жиром и детьми? Если да, то вам здорово повезло и я спокоен за ваше счастливое детство, ведь это была настоящая волшебная страна, настоящий мир приключений и открытий, мир детской дружбы, в который хочется возвращаться, как на курорты Крыма и Краснодарского края, но не чванливым заморским туристом, а в доску своим, прилетая из взрослой жизни, подобно птице из холодной Сибири к тёплому дому.

Так получилось, что в самом раннем детстве у меня было два дома, один небольшой деревянный, выстроенный моими родителями на улице Кольцова на шести сотках земли, а второй - тот самый детский сад, где были мои друзья по нашему общему детскому счастью, с которыми вместе играли, спали в тихий час, предварительно посидев на горшках, а проснувшись бежали умываться, а затем принимали вкусную и здоровую пищу за маленькими столами на четверых, с которыми фантазировали, придумывая невероятные истории.

Взрослые говорят, что счастье, это когда с охотой идёшь на работу, а затем с тем же чувством возвращаешься домой. Если так, то мне ещё тогда, в далёких шестидесятых, крупно повезло, т.к. я с превеликим удовольствием бежал в оба конца!

***

Мой старший брат Андрей

Уже в старшей группе, я был довольно самостоятельным мальчуганом и ходил в детский сад без почётного родительского эскорта. Правда обратно домой меня забирали с рук на руки то моя мама, то бабушка, то старший брат, которому повезло увидеть белый свет на четыре года раньше меня.

Страсть к сюрпризам, шуткам и розыгрышам преследовала меня с того самого времени, когда я стал говорить. А говорить я стал рано и, к ужасу родителей, не всегда в моей речи присутствовала только нормативная лексика, что в сочетании с отсутствием чёткого произношения ещё не совсем послушным детским языком, придавало особенный шарм. Главным объектом моих творческих изысканий, конечно же, был мой бедный брат.

В семьях часто бывает, что между братьями возникает некое соревнование по доказыванию кто умнее, быстрее, сильнее и т.п. В моём случае соревноваться с братом в силе мышц, ловкости игры в футбол или скорости мыслительного процесса было бесполезно. Против возраста не попрёшь. Это всё равно, что справлять малую нужду в чистом поле во время урагана и по сему в этих вещах я безоговорочно отдавал ему пальму первенства, да и другие деревья средней полосы за неимением этой самой пальмы. А вот по части хитромудрых и коварных розыгрышей или, как сегодня говорят, приколов, мне не было равных на всей улице Кольцова.

Сказать честно, я очень любил своего брата и гордился им, но у него было слишком мало времени, чтобы возиться со мной столько, сколько хотелось бы мне для полного мальчишеского счастья. Казалось, что Андрей всегда занят или уроками, или чтением книг, или выполнением срочных домашних поручений. Конечно же, такой откровенной несправедливости по отношению ко мне, ранимая и тонко организованная моя детская душа вытерпеть ну ни как не могла, а по сему приходилось выдумывать всевозможные варианты отмщения.

То в общественной бане, в которую мы с отцом и братом ходили по субботам, плесну брату на спину или чуть пониже, кружку ледяной воды и тут же спрячусь за какого-нибудь взрослого дядю, чтобы брат подумал, что я тут совершенно ни при делах, а это именно чужой дядя взял да и окатил его холодной водой, то передам ему "поручение от родителей" срочно почистить кроличьи клетки или сходить туда, не знаю куда.

Однако, реакция Андрея, была всегда спокойной и как-то по взрослому сдержанной. Будь я на его месте, то этому "шпингалету", т.е. мне, точно бы не поздоровилось, а он выносил всё спокойно, как слон из басни дедушки Крылова про Моську, даже родителям или бабушке ни разу не пожаловался.

Я, конечно, догадывался, что брат все мои "хитрости" раскусывал на раз-два, как Штирлиц планы Мюллера. Да и сами посудите, с какого перепуга чужой дядька в бане вдруг станет плескать на совершенно незнакомого ребёнка водой, да тем более если у него в руках ни кружки, ни тазика, а только берёзовый веник, а сзади прячется младший брат с сияющей словно юбилейный рубль, физиономией и большой алюминиевой кружкой в руке?! Или, как мать или бабка могут дать ему поручение чистить кроличьи клетки, если ещё вчера всё уже было почищено, как перед парадом на Красной площади и застелено свежим сеном?!

Всё это продолжалось до тех пор, пока мне не стукнуло семь лет и я не стал первоклашкой, а в нашей семье не появился ещё один братик переключивший всё внимание на свою скромную и громко кричащую персону.