За последнее время мы привыкли к турбулентности на рынке путешествий, как часто летающие пассажиры привыкают к турбулентности в полете. В 2022-м скорость и драматичность изменений в тревел-индустрии была зашкаливающей: сокращение авиасообщения, визовые ужесточения, разрыв отношений с международными ассоциациями. Но и скорость адаптации к новым реалиям не отставала, бизнес оперативно предлагал альтернативные форматы бронирования и оплаты поездок.
Куда летим
В 2022-м большинство европейских стран, а также Канада, США и Великобритания, закрыли воздушное пространство для российских самолетов. Всего закрытыми оказались 38 стран, а зеркальные санкции России существенно сузили географию международного авиасообщения. Хотя позднее появлялись сообщения о том, что странам удалось найти компромисс, прямые рейсы из России в эти страны по-прежнему недоступны.
При этом возможность добраться до популярных направлений сохранилась за счет стыковочных рейсов. Большинство рейсов в европейские города сейчас осуществляются через Стамбул и Белград. Компания Turkish Airlines хотя и отказалась от полетов в южные регионы России, увеличила количество мест и частоту полетов в аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга, а также продолжает летать в Казань, Сочи и Екатеринбург.
В начале марта AirSerbia продала билеты из Москвы в Белград на месяц вперед — этот маршрут позволяет наиболее удобно путешествовать во Францию, Швейцарию Италию и Кипр. Кроме того, стыковка в Белграде позволяет добраться в Великобританию, Словению, Австрию, Германию и Испанию.
«Поездки за рубеж для наших клиентов практически не изменились за последний год, за исключением географии. Стало меньше Европы, но премиальные направления, такие как Маврикий, Сейшелы и другие острова, остались на том же уровне», — говорит Вадим Зеленски, основатель и CEO Zelenski Group, компании-оператора MICE-туров.
Ситуация с поездками в Европу также осложнена визовыми изменениями. Российским гражданам запрещен въезд с туристическими целями в Латвию, Литву, Польшу, Финляндию, Чехию и Эстонию. Не выдают шенген россиянам также Нидерланды и Бельгия, Дания и Словакия. При этом помимо путешествий по выданным ранее туристическим визам вполне реально получить новую. При этом в остальные страны Евросоюза визы все еще возможно оформить. (Информацию об ограничениях по въезду можно найти на сайте Федерального агентства по туризму.)
По данным АТОР, сейчас основной объем спроса на туристические поездки с оформлением шенгенских виз приходится на пять стран Евросоюза: Францию, Испанию, Италию, Грецию и Венгрию. На оформление понадобится от двух недель, но лучше заложить месяц, в качестве исключения встречаются и случаи выдачи виз за 7-10 дней.
Стоимость перелетов с пересадками возросла. По данным агрегаторов авиабилетов, стоимость зарубежных авиаперелетов в конце 2022 — начале 2023 гг. увеличилась в среднем в два раза.
Российские туристы охотно путешествуют в Турцию, на Мальдивы, в Таиланд и ОАЭ. По данным министерства туризма Мальдив, Россия занимает первое место по количеству туристов (13,1%), обогнав Индию (10,9%) и Италию (9,4%). Россияне также вышли в лидеры по поездкам в Таиланд, в феврале опередив малайзицев. Премиальный сегмент авиаперелетов, который включает бронирования в первом классе, а также бизнесе и премиальном экономе, вырос на 81% (относительно 2019), а главным направлением для туристов из России стала Анталья, подсчитала испанская аналитическая компания ForwardKeys.
Как платить
Основным фактором, повлиявшим на путешествия за последний год, стали банковские санкции и невозможность расплачиваться российскими карточками не только за рубежом, но и при бронировании отелей и билетов из России. Это ознаменовало ренессанс турагентств и туроператоров, которые оперативно стали предлагать путешественникам сервисы для оплаты не только туров под ключ, но и отдельно гостиниц и билетов. Их можно оплатить карточками российских банков, безналичным расчетом на счет агентства или наличными в офисе.
«Путешествовать в целом стало очень дорого, это связано не столько с политической ситуацией в России, сколько с отложенным спросом», — говорит Оксана Малоок, основатель маркетингового агентства в области индустрии гостеприимства Kings & Parrots, которое представляет офис по продажам Mandarin Oriental. По ее словам, 2022 год стал оттепелью для туристической индустрии всего мира, когда из большинства стран Европы и Америки путешествия были закрыты. Количество поездок стало стремительно расти из-за выросшего спроса и динамического ценообразования. «Подорожание сказалось в первую очередь на среднем классе, тогда как в премиальном сегменте люди летают с особой страстью», — отмечает Оксана. Если в прошлом агенты часто получали запросы на скидки на размещение, то сейчас диалог об этом даже не начинается, потому что есть возможность просто не успеть выкупить номер или его цена вырастет.
Неудивительно, что сократились и траты за границей. В отсутствие банковских карт путешественники могут рассчитывать на наличные средства, но вывозить можно до $10 тыс., а для премиального сегмента этого недостаточно. Чтобы выйти из ситуации, многие путешественники стараются заранее оплатить все, что может быть связано с поездкой, включая экскурсии. Это становится еще одним фактором, повлиявшим на рост популярности турагентств. Кроме того, агентства стали предлагать депозит, который можно использовать за границей через отели или компанию-партнера.
Еще одной новой услугой стала возможность расплачиваться российскими картами через инфраструктуру турагентства, уже находясь за рубежом. «У нас есть сервис, позволяющий проводить оплату по ссылке на счета агентства, которое в свою очередь рассчитывается с отелем. Для этого мы выстроили специальную систему и заключили договоры с рядом отелей», — поделилась Екатерина Михеева, совладелец, управляющий партнер компании «Мальдивиана». Таким сервисом можно воспользоваться в курортах сети Adaaran Resorts, Raffles Maldives Meradhoo Resort, The Standard Huruvalhi Maldives, Movenpick Resort & Spa Kuredhivaru, а также в независимых отелях.
Консьерж-сервисы, привычные в сегменте премиум, пригодились и в новых условиях. «В последнее время к нам все чаще обращаются, приходят с бытовыми задачами, причем клиенты не только из премиального сегмента. Полететь куда-то чтобы встретиться с семьей, привезти или отвезти документы — такие запросы часто связаны со странами СНГ», — делится Елена Филипченкова, генеральный директор консьерж-сервиса Aspire Lifestyles в Восточной Европе и Центральной Азии.
Еще один формат индивидуального подхода к путешествиям — авторские туры. Одному из старейших на российском рынке поставщику подобных услуг, Клубу путешествий Михаила Кожухова, удалось сохранить объем рынка в 2022 году, отмечает пресс-служба компании. Благодаря небольшим группам и персональной работе с партнерами за рубежом, компании не пришлось проводить масштабных изменений, чтобы остаться на рынке.