Встретила в сети очень сильные акварели, поразившие меня пластикой линий и цветом. Конечно, захотелось узнать об их создателе. Им оказался петербургский художник Клим Ли, ушедший из жизни в прошлом году. Остались восхитительные графические листы, около ста оформленных книг: А.С.Пушкин, Ги де Мопассан, В.Набоков, Б.Васильев, В.Шекспир и прекрасные воспоминания учеников и близких людей.
Клим Ли кореец по национальности, прошел жизненный путь от простого бедного мальчишки из узбекского города до профессора института имени Репина.
Я посмотрела в сети несколько коротеньких интервью, где Клим рассказывал о том, как стремился с малых лет к искусству, как единственной возможностью прикоснуться был книжный магазин, где ему разрешали листать книги и альбомы, потому что купить их не было возможности. Как сложно поступал в Академию и пришлось работать пожарным. Как рождались иллюстрации к известным книгам.
Он почти двадцать лет возглавлял факультет графики в Санкт-Петербургском институте имени И.Е.Репина, но ученики вспоминают, что не признавал отчества, всегда был Климом, был молодым.
Вспомнился мне тут отрывок из стихотворения Н. Тихонова: «Гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей…»
Здесь, в рамках статьи, хочу показать его графические листы, написанные акварелью с гуашью, которые так меня поразили. Но, если будет интересно, советую посмотреть в сети его книжную графику.
Что меня зацепило в его работах
Во-первых, конечно деревья. Я их сама очень люблю рассматривать. У него они такие разные, так по-разному решены.
Во-вторых, сплав влияния различных культур: по-восточному тонкое понимание линии и пространства и очень петербургское чувство цвета и формы, вижу любимую школу.
Чтобы было понятно про школу, посмотрите на два пейзажа. Сверху - Клим Ли.
А внизу - Андрей Мыльников. Один из ярких представителей Ленинградской школы середины 20 века. И, в качестве заметки на полях, один из самых востребованных сейчас на арт-рынке русских художников.
В-третьих: гармония цвета.
Его нюансы серого настолько тонки, что передают трепет воздуха. Кажутся драгоценностями.
Красочное полотно соткано из серо-розового, серо-коричневого, серо-зеленого, …., а очертания деталей пейзажа в неспешном ритме проступают из этой дымки.
Так по-восточному немногословно: цвет, мягкие тени и вот перед нами картина начинающейся весны. Мы понимаем, что солнце сейчас спряталось за тучку, но вот-вот брызнет ярким светом на поднебесное пространство.
Прочла в воспоминаниях учеников, что он был очень деятельным, много успевал, но больше всего любил тихую рыбалку у озера.
В-четвертых: созерцательность.
Явственно вижу, как художник сидит и любуется на этот простой пейзаж. Вы, конечно, знаете о принятых в восточной культуре праздниках любования. Это может быть Праздник любования цветущей сакурой или желтым кленом, где ритуал прост: сиди - и созерцай.
Пейзажи очень просты, мы можем видеть подобные в своем окружении каждый день, но сколько здесь любви.
«Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими были они однажды, когда на них глядели с любовью» (Поль Валери).