Найти в Дзене
Лиля Агнабея

История евреев в Александрии

Оглавление

История евреев в Александрии восходит к основанию города Александром Македонским в 332 году до н.э. Евреи в Александрии играли решающую роль в политической, экономической, культурной и религиозной жизни эллинистической и римской Александрии, причем евреи составляли около 35% населения города в римскую эпоху. Александрийские евреи были основателями эллинистического иудаизма и первыми перевели Тору с иврита на греческий койне, документ, известный как Септуагинта. Многие важные еврейские писатели и фигуры родом из Александрии или учились в ней, такие как Филон, Бен Сира, Тиберий Юлий Александр и Иосиф Флавий. Положение александрийского еврейства начало ухудшаться в римскую эпоху, поскольку среди греческого и египетского населения города начали развиваться глубокие антисемитские настроения. Это привело к последующему александрийскому погрому в 38 году н.э. и Александрийскому бунту в 66 году н.э., которые происходили параллельно с началом Первой иудейско–римской войны. Еврейство Александрии начало уменьшаться, что привело к массовой иммиграции александрийских евреев в Рим, а также в другие города Средиземноморья и Северной Африки. К началу В византийскую эпоху еврейское население снова увеличилось, но пострадало от преследований христианской церкви. Во время последующего мусульманского завоевания Египта число евреев в Александрии значительно увеличилось, по некоторым оценкам, насчитывая около 400 000 человек. После создания государства Израиль в 1948 году и последовавшей за этим Шестидневной войны в 1967 году почти все еврейское население Александрии было изгнано из страны и иммигрировало в Израиль.

Эллинистический и раннеримский периоды

Согласно Иосифу Флавию, евреи населяли Александрию с момента ее основания, и большинство историков согласны с тем, что евреи жили в городе по крайней мере с начала третьего века до нашей эры. При правлении Птолемеев евреям была выделена отдельная часть города, чтобы им не мешали соблюдать свои законы постоянные контакты с языческим населением. Этот еврейский квартал был одним из пяти районов города, каждый из которых был назван в честь буквы греческого алфавита, а еврейский квартал получил название Дельта. В это время евреи Александрии пользовались большей степенью политической независимости и видного положения, выступая в качестве городских ростовщиков, элитных торговцев и алабархов. В это время также были созданы еврейские этнархи и совет из 71 старейшины. Согласно Страбону, этнарх отвечал за общее ведение еврейских дел в городе, в частности, за юридические вопросы и составление документов. В городе также был основан крупный Бет Дин, известный как "архион". Большая синагога Александрии также была основана в это время. В период Второго храма Евреи Александрии были представлены в Иерусалиме значительной общиной. Во время правления Ирода в Иерусалиме проживало несколько видных александрийских еврейских семей, таких как Симеон Праведный, который был назначен первосвященником Иродом. Еврейское население Александрии служило светскими государственными чиновниками и солдатами в армии Птолемеев. Богатые евреи иногда занимали должность алабарха, такие как Александр Алабарх. Однако Птолемей VII был враждебен по отношению к евреям, потому что, когда он пытался отнять трон Египта у Клеопатры, евреи во главе с генералом Онией сражались на стороне Клеопатры. Во время восстания Маккавеев александрийский еврей, вероятно, написал "2 Маккавеянина", который защищает эллинизм и критикует Селевкидов, в отличие от "1 Маккавеянина", который был написан в Иудее и критикует всю эллинистическую идеологию.


Римский период

После римского завоевания Египта среди нееврейского населения Александрии широко распространился сильный антисемитизм. Многие считали евреев привилегированными изоляционистами. Эти настроения привели к александрийскому погрому в 38 году н.э., возглавляемому римским губернатором Авлом Авилиусом Флакком. Многие евреи были убиты, их знатные люди подвергались публичному бичеванию, синагоги были осквернены и закрыты, и все евреи были ограничены одним кварталом города. В 40 году н.э. вновь вспыхнули беспорядки между евреями и греками. Евреев обвинили в том, что они не почитают императора, и евреи были разгневаны возведением глиняного алтаря и разрушили его. В ответ Калигула приказал воздвигнуть свою статую в Иерусалимском храме. Филон писал, что Калигула "относился к евреям с особенным подозрением, как будто они были единственными людьми, которые лелеяли желания, противоположные его". После Первой иудейско–римской войны многие римляне в Александрии усомнились в лояльности еврейства города. Насилие произошло в 66 году н.э., когда александрийцы организовали общественное собрание для обсуждения вопроса о посольстве к Нерону, и большое количество евреев стеклось в амфитеатр. Когда александрийцы увидели евреев, они напали на них; большинство евреев были убиты, а те, кто попал в плен, были сожжены заживо. За этим событием последовал второй александрийский погром. Тиберий Юлий Александр, губернатор Александрии (который родился евреем, но оставил религию), смог утихомирить беспорядки. Однако большинство евреев увидели рост антисемитизма и эмигрировали из города, в основном в Рим и другие города Средиземноморья и Северной Африки. В 115 году н.э. оставшееся еврейское население участвовало в войне Китос, что привело к ухудшению экономического положения общины и уменьшению ее численности.

Византийский период

К началу византийской эры еврейское население снова увеличилось, но в 414 году Кирилл изгнал евреев из города. Согласно современному христианскому историку Сократу Схоластику, изгнание было ответом на организованную евреями резню против некоторых христиан. Историки расходятся во мнениях относительно того, было ли изгнание массовым или только против тех, кто совершил насилие.

Арабский период

После мусульманского завоевания Египта, начавшегося в 641 году, евреям было разрешено вернуться в город; согласно некоторым арабским источникам, на момент завоевания в городе проживало около 400 000 человек. Однако Вениамин из Туделы, посетивший город примерно в 1170 году, говорит только о 3000 евреях, проживающих в Александрии. Тем не менее, на протяжении Средних веков в Александрии существовала небольшая, но значительная община еврейских раввинов и ученых. Община упоминается в нескольких документах Каирской генизы, некоторые из которых касаются реакции александрийских евреев на противоречивого Сара Шалома бен Моисея. В 12 веке Аарон Хе-Хавер бен Йешуа Аламани служил духовным лидером общины. В арабский период александрийское еврейство поддерживало тесные отношения с другими египетскими общинами в Каире, Бильбейсе, Эль-Махалле Эль-Кубра, а также с несколькими другими. Именно в это время в Александрии было две синагоги, одна из которых называлась "Малая синагога Александрии". Евреи Александрии занимались международной торговлей с центром в их городе, а некоторые даже занимали правительственные посты.


Мамлюкский и османский периоды

При правлении мамлюков еврейское население Александрии начало сокращаться. Мешуллам из Вольтерры, посетивший ее в 1481 году, утверждает, что он обнаружил только 60 еврейских семей, но сообщил, что старики помнили время, когда община насчитывала 4000 человек. В 1488 году Обадия из Бертиноро обнаружил 25 еврейских семей в Александрии. После указа Альгамбры от 1492 года большое количество евреев-сефардов иммигрировало в Александрию. Историк Джозеф Самбари упоминает активную еврейскую общину в Александрии в 17 веке. После Хмелницкой резни некоторые украинские евреи поселились в Александрии. В 1660-х годах некоторые члены общины начали следовать за еврейским мистиком Шаббетаем Цви, в то время как большинство решительно выступало против него. В 1700 году несколько еврейских рыбаков из Розетты переехали в Александрию в надежде на лучшие экономические возможности. Во время французского завоевания Египта Наполеон наложил на евреев большие штрафы и приказал разрушить древнюю синагогу, связанную с пророком Илией. При правлении египетского правителя Мухаммеда Али евреи начали переживать большое социальное и экономическое развитие.

Современная эпоха

Во время Первой мировой войны многие евреи, жившие на Земле Израиля, были сосланы в Александрию под османским правлением. В 1937 году в Александрии проживало 24 690 евреев. После создания государства Израиль в 1948 году и последовавшей за этим Шестидневной войны почти все еврейское население Египта было изгнано из страны и иммигрировало в Израиль. По состоянию на 2017 год в Александрии в настоящее время проживает всего 12 евреев. В феврале 2020 года 180 евреев из Европы, Израиля и Соединенных Штатов прибыли в Александрию, чтобы посетить религиозные церемонии в исторической синагоге Элиягу Ханави, которая была отремонтирована египетским правительством в рамках программы по защите объектов еврейского наследия.