Разговор о метро — это всегда серьезный разговор. Тем не менее о жизни московской подземки существует немало мифов, развенчать которые могут только профессионалы. Тем более совсем скоро будет 15 мая — день рождения Московского метрополитена.
В прошлом номере я вам рассказывал про юбилей Московского метростроя — этой компании исполнилось 90 лет. И пообещал, что в этом номере мы коснемся некоторых мифов, связанных со строительством первой очереди и не только.
Еще в конце 2021 года я подготовил серьезную статью о метро, заключенных и рептилоидах для журнала «Все о мире строительства». Материал был опубликован в № 6 от 2021 года. По многочисленным просьбам публикую не только сами страницы или пдф этого фрагмента, а текстовый вариант статьи. Наслаждайтесь!
Так что заваривайте вкусный чай, включайте фоном приятную музыку и давайте погружаться в историю.
«КРОВАВЫЙ РЕЖИМ», ЗЭКИ И ЛИБЕРАЛЫ
Как бы мне не хотелось избежать политики, в статье этого не получится от слова совсем. А политические взгляды, вкусы и предпочтения у всех могут быть разными. Главный редактор сказала мне, что я могу не стесняться. Что же, не буду, раз такое дело. Но, дорогие читатели, вы всегда можете со мной подискутировать и отстаивать свою точку зрения.
Первый миф, которого мы коснемся, появился относительно недавно, примерно в конце 90-х годов. Вполне возможно, что разговоры об этом были и раньше, на кухнях, но свобода прессы, которую мы получили в веселые девяностые, вывалила на неокрепшие и неподготовленные умы простых граждан мысли о том, что «метро строили заключенные, «кровавый режим» лютовал и всех расстреляли». Вариации могут меняться, но общий посыл не меняется. Должен заметить, что самая свободная пресса очень много вывалила в головы простых граждан, не только про метро. Впрочем, информационная кампания по окунанию нашей страны в известную субстанцию началась гораздо раньше. Вон, светоча нашего, Александра Исаевича сейчас преподают в школе, а ведь он сделал огромное дело для расшатывания страны. Да что там говорить, он просто предал ее. Но не будем уклоняться уж совсем в политику... Так что любой негативный отзыв о коммунистах и большевиках ложился на благодатную почву. Ругать их стало модно, нужно и востребовано. Уж простите меня за штамп, но я лично считаю, что эта информационная кампания явно направлялась и поддерживалась не по велению и порыву души, а из-за характерного шуршания зеленых денежных знаков. Впрочем, в 90-е годы прощалось все. И можно было все.
А дальше уже стали появляться книги, где было прямо написано, что метро строили заключенные. Причем разговор обычно шел про первую, максимум вторую очередь. Тут возникает вопрос, а как потом строили метро дальше? Заключенные освободились, или они передали свои знания свободным? Или их расстреляли, а потом освободили? Непонятно. И вопросов, которые возникают, если немного подумать, — очень много.
Для экспертов, которые занимаются историей метро и метростроя, ответ прост и однозначен. Первую очередь метро заключенные НЕ строили. И Метрострой никогда не относился к системе ГУЛАГа.
ВИКИПЕДИЯ И АВТОРИТЕТЫ
Сейчас источником знаний для многих людей стала Википедия. Я не считаю, что это плохой проект, наоборот, там можно найти очень много полезной информации. Но не надо забывать о том, что написать в Википедию может кто угодно! Со своими друзьями я уже пару лет веду войну правок в Википедии на тему заключенных в метро. Первоначально там было написано, что строили. Точка. Просто так это исправить оказалось сложно — нужно понимать, как работает эта энциклопедия изнутри. Спасибо, нашлись консультанты, которые разъяснили, что к чему. Например, первичные источники (документы) не являются авторитетным источником для Википедии. Внезапно, но это так: обыватель в подавляющем большинстве не пойдет в архив проверять документ и разбираться в бюрократических оборотах А вот книга, написанная на основе этих документов, уже будет авторитетным источником. Или какой-либо автор, признанный в данном теме авторитетным источником (АИ), будет превалировать над другими, не кошерными источниками. Определенная логика в этом, конечно, есть. И статьи про метрополитен, естественно, содержали как раз отсылки к книгам, где было указано про заключенных. Только вот в книгах написано было вранье!
А так как я, извините, являюсь авторитетным источником для Википедии, то мои статьи послужили опровержением написанного. Сейчас в материале про московское метро написано нейтрально: «В начале XXI века стало бытовать мнение, что к строительству московского метро привлекали заключённых ГУЛАГа. Это не подтверждают специалисты, изучающие историю транспорта и работающие с историческими документами. Они выяснили, что данное мнение восходит к работе 2009 года культуролога с факультета искусств МГУ Зиновьевой О. А., которая подала это как свою точку зрения, ничем её не подкрепив. Мнение не подтверждается и фундаментальной работой немецкого социолога Дитмара Нойтатца «Московское метро от первых проектов до великой стройки сталинизма», в которой он исследует социальный состав строителей метрополитена».
Я считаю это огромным достижением!
ГДЕ ФАКТЫ?
Впрочем, давайте посмотрим, в каких книгах и что было написано, какие ссылки приведены, на основе чего. И какие факты про метрополитен приводят авторы. В рамках статьи рассмотреть всю литературу не представляется возможным, так что ограничимся парой. И начнем как раз с книги «Символы сталинской Москвы» под авторством Ольги Андреевны Зиновьевой, изданной издательством ТОНЧУ в 2009 году.
В предисловии книги написано: «Книга предназначена для широкой читательской аудитории, хотя она основана на серьезном научном исследовании, проведенном автором. Ольга Андреевна скрупулезно изучала и анализировала газетные и журнальные статьи того времени, пронизанные лозунгами и идеализацией действительности».
Я вот уверен, что серьезное научное исследование не может быть основано только на газетных и журнальных публикациях того времени. Список литературы в конце книги не содержит ни одной ссылки на документ или архив. Из 149 пунктов списка только три имеют непосредственное отношение к метрополитену:
71. Ларичев Е. Московскому метро 70 лет. М.: World art музей. 2005.
91. Морган Д. Московский метрополитен лучший в мире. М.: Московский рабочий, 1935.
134. Царенко А., Федоров Е. Московский метрополитен им. В.И. Ленина: справочник путеводитель. М.: Транспорт, 1978.
Последние две книги хорошо известны и там нет никаких данных о том, что на строительстве метрополитена работали заключенные. Первая книга, под номером 71, мне знакома, но в ней так же нет данных по нашей теме. Не густо... Но читаем страницу 95: «По призыву партии и пламенного комсомольского сердца под землю устремляются тысячи горнопроходцев-метростроителей — о них пишут стихи и слагают песни, снимают кино и изображают на картинах. По команде НКВД на подземную стройку в нечеловеческие условия отправляются и тысячи политических заключенных — о них очень мало сведений».
Как мы видим, здесь нет никаких ссылок на источники информации. Написано «о них очень мало сведений». А что же мешало привести эти «малые сведения»? Хотя в книге периодически встречаются сноски на литературу, а в конце приведен, как я уже сказал, общий список литературы из 149 пунктов.
…И ДРУГИЕ НЕТОЧНОСТИ
Так же в статье про метро Ольга Андреевна допускает ряд неточностей, например, на странице 91 написано: «Истинный пример успешного воплощения в жизнь Генерального плана реконструкции Москвы как идеологически, так и практически — это появление Московского метрополитена и водной артерии — канала Москва—Волга».
Генеральный план реконструкции Москвы был утверждён 10 июля 1933 года постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 1435 «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Послужил основой для сталинской реконструкции Москвы. Включал в себя новаторский план обводнения города Москвы, по примеру Ленинграда. Напомню, что решение о строительстве метрополитена было принято на пленуме ЦК ВКП(б) в июне 1931 года. А постановление о строительстве было принято в ЦК ВКП(б) 20 марта 1933 года. Так что метро начали строить до появления генерального плана развития Москвы.
Или вот: «Организаторы Всемирной выставки в Париже 1937 года отметили неизвестное мировой истории подземное строительство, присудив Московскому метрополитену премию за оформление». Вообще-то, в 1937 году на всемирной выставке в Париже «Гран-при» получили две станции первой очереди: «Сокольники» и «Кропоткинская», а не весь метрополитен.
«Первая линия — от Сокольников до Парка культуры и отдыха имени Горького — насчитывала всего десять станций и была протяженностью в 10 километров». Это вообще очень грубая ошибка: первая линия Московского метрополитена насчитывала 13 станций протяженностью 11,6 километра: автор забыла посчитать Арбатский радиус с тремя станциями!
Не обошла вниманием Ольга Андреевна и репрессии: «В период массового террора разыгралось немало трагедий и среди строителей метро, прежде всего представителей из руководящего состава, которых без церемоний отправляли в лагеря». А интересно, кого именно? Павел Павлович Роттерт возглавлял компанию с 1931 года по 1938 год. Скончался 11 ноября 1954 года в Москве. Егор Трофимович Абакумов возглавлял компанию с 1938 года по 1939 год. Умер 30 октября 1953 года. Илларион Давидович Гоциридзе возглавлял компанию с 1939 года по 1941 год. Умер в 1968 году. Михаил Афанасьевич Самодуров возглавлял компанию с 1941 года по 1950 год. Умер 14 июня 1969 года.
В общем, руководящий состав компании много лет трудился на благо Родины на различных должностях в Метрострое, в НКПС, в угольной промышленности, в Главтоннельметрострое и так далее. Хотя отрицать наличие репрессий, особенно среди ИТР, не буду.
ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ КОМСОМОЛЬСКИХ БИЛЕТОВ
И таких грубых и мелких ошибок в статье про метро еще много. Не знаю, что в остальной книге (по другим темам), но такое качество текста вызывает недоумение. Естественно, такую книгу нельзя считать авторитетным источником и научным исследованием. Статья про метро — это скорее пересказ общей информации, причем с ошибками.
Таким образом, учитывая наличие грубейших ошибок по теме метрополитена, и отсутствие какого-либо ссылочного аппарата, подтверждающего высказывание «о тысячах политзаключенных», считаю, что приведенная информация не соответствует действительности и была выдумана. К сожалению, у самой Зиновьевой уже не спросить, почему она это написала —она умерла в 2018 году…
А вот книга А.М. Орлова «Тайная история сталинских преступлений», выпущенная издательством Директ-медиа в 2015 году.
На странице 58 приводится фрагмент: «Комсомольцам, завербованным на строительство московского метро, приходилось работать по десять часов в день, нередко по пояс в ледяной воде, а их сверстники из верхов в то же самое время раскатывали по Москве в лимузинах, принадлежащим их папашам. Безжалостная эксплуатация комсомольцев на строительстве метро привела к тому, что сразу восемьсот человек, бросив работу, направилась как-то к зданию ЦК комсомола и швырнули там на пол комсомольские билеты, выкрикивая ругательства в адрес правительства».
Да, комсомольцы действительно работали по десять часов и более, просто на трудовом и молодежном энтузиазме. Приходилось работать и в ледяной воде. Нойтатц в своей книге «Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)» дает подробное исследование мотивации комсомольцев, истории их появления и т.д. Но никаких подтверждений стачки комсомольцев найти не удалось, хотя очень искал! Люди, которые занимаются историей комсомола, тоже не смогли найти доказательств.
Впрочем, что хотеть от предателя, сбежавшего в 1938 году в США? Обратимся опять к Википедии: «…В научной, серьезной научной литературе уже давно доказана полная фальсификация этих воспоминаний, что все это была фантазия, личная фантазия Орлова, который рассчитывал на тот момент на сенсацию, рассчитывал заработать деньги на этой книге…».
При желании еще можно найти литературу, где упоминается труд якобы заключенных на строительстве метро. Но не приводят ни одного воспоминания, ни одного документа, ни одного подтвержденного факта. А ведь такая стройка в рамках ГУЛАГа не могла пройтись бесследно! Как я написал выше, нет ни документов, ни даже воспоминаний. Потом это количество заключенных надо где-то содержать, кормить, охранять. На это счет нет никаких упоминаний. Нет ни одного слова про лагеря в Москве (или вокруг) на десятки тысяч человек. Все это сделать так, чтобы до сих пор не откопали документы или какие еще факты, невозможно.
Я очень рекомендую почитать действительно научное исследование по истории метро. Это книга Дитмара Нойтатца «Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)». Конечно, книга Нойтатца тоже не является истиной в последней инстанции, но, учитывая дотошность в написании докторской диссертации, его сложно упрекнуть в подтасовке фактов или их выдумывании.
Подводя итог, хочу сказать, что миф о работе заключенных на строительстве первой (или первых) очередей — это просто раунд информационной войны, которая ведется против нашей страны. Что характерно, многие правки в википедии по этой теме были сделаны с… украинcких IP. Казалось бы, причем тут они?
А ТЕПЕРЬ РЕПТИЛОИДЫ!
На самом деле «рептилоид» тут надо произносить с сарказмом. И вместо него можно написать «центурионы Ивана Грозного», «древние египтяне» или «синяки с Пандоры». На ваш вкус, как говорится.
Дело в том, что несколько лет назад на Ютубе стали появляться ролики о том. что метро не построили, а …откопали. Ну в прямом смысле слова откопали. Причем, не только московское, но и лондонское. И вообще, все что сейчас есть —это наследие древней цивилизации, которая погибла. Видимо, в пламени ядерной войны 1812 года. Видимо, как никогда тут подходит легендарная фраза «давным-давно, в далекой-далекой…»
Конечно, такие ролики делаются только с целью получения прибыли от показа рекламы, так как они обоснованно вызывают хайп и миллионные просмотры. Правда, почитав комментарии, становится плохо за умственные способности человечества. Потом эти люди еще приходят уже в комментарии к моим статьям и начинают доказывать, ссылаясь на эти ролики, мол, вот там все логично объяснено!
Авторы роликов, конечно, занимаются подтасовыванием фактов. Например, любят говорить, что нет фотографий со строительства (на самом деле полно), что почему-то использовали чугун, а не уже известный бетон. На самом деле наоборот, первая очередь построена из бетона и железобетона, а только со второй начали массово использовать чугун. И так далее. Там такие дикие аргументы, что за голову хватаешься. И ведь верят. Вы можете сами набрать в поиске «метро откопали, а не построили»…
ТОЛЬКО БЕРЕГИТЕ МОЗГ, ПОЖАЛУЙСТА
Любовь к вере во что-то необычное у нас, видимо, заложена на генетическом уровне, еще с первобытных людей, когда наши далекие предки видели молнию и слышали гром и думали, что это божественное проявление.
Если в споре про заключенных еще как-то можно оперировать документами, фактами, разными источниками, то тут — увы. «Это не может быть просто потому, что не может быть!»
Вообще существует три вопроса, которые позволяют убедиться, что ваш собеседник не идиот. Перечислю от простого к сложному:
1. Земля плоская?
2. Самолеты распыляют химию?
3. Американцы не были на Луне?
Если ваш партнер хоть раз ответил «да», то не надо общаться с глупыми людьми. Вы даже переубедить не сможете! Ну а сейчас, видимо, добавился четвертый вопрос — метро откопали?
Как было сказано однажды, не изучайте физику и химию в школе, и мир будет казаться полным магии и волшебства.
Желаю вам только правдивой и интересной информации, здоровья вам и вашим близким. Пойду снова снимать, как метро откапывают.