В статье расскажем о двух современных скульпторах, которые работают с брутальными материалами и ломают классическое представление зрителя о прекрасном. Они создают арт-объекты, которые привлекают внимание массивностью, смелостью и силой.
Ричард Серра
«Человек из стали» — так прозвали его современники.
Один из самых известных художников XXI века. Он создал крупномасштабные скульптуры для архитектурных, городских и ландшафтных объектов по всему земному шару от Исландии до Новой Зеландии.
В отличие от многих современных художников, которые используют высокие технологии, он обращается к традиционным средствам. Его огромные конструкции сделаны исключительно из промышленных материалов.
Ричард Серра родился в 1938 году в Сан-Франциско. Серра учился в Калифорнийском университете в Беркли и получил степень бакалавра английской литературы. Затем он изучал живопись в Йельском университете и интересовался скульптурой. Сейчас живёт и работает в Нью-Йорке.
Раннее творчество
В 1966 году Серра создал свои первые скульптуры из нетрадиционных материалов — стекловолокна и резины. Его работы этого периода отображают суть использования основных свойств материалов, полученных в строительстве и промышленном производстве.
Изделия, изготовленные из расплавленного свинца, известные как «брызги» или «отливки», являются главными примерами первой серии работ. С 1968 по 1970 год он выполнил серию «Splashing», в которой расплавленный свинец распылялся или заливался в места соединения пола и стены.
Процесс подразумевает изменение. Здесь идея в изменении и переходе материала из одного состояния в другое. Жидкий материал становится твёрдым и наоборот.
Серра довольно быстро создал первые шесть работ в 1968 и 1969 годах. Четыре создавались для групповых шоу. После этого он начал выставляться вместе с Лео Кастелли в 1968 году. А в следующем году состоялась его первая персональная выставка в Нью-Йорке на складе Лео Кастелли. На этой выставке была представлена пятая работа серии. В том же году художник выполнил свою последнюю раннюю работу из расплавленного свинца — в студии Джаспера Джонса, бывшем здании банка в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена.
Каждая из этих выставок была посвящена современному пост-минимализму и концептуальным художественным практикам. В музеях он начал выставляться с 1970 года. После работы с резиной, неоновыми трубками и стекловолокном, он пришел к листовой стали. Серра стал закручивать этот брутальный материал в виде вихрей и спиралей.
Главные работы
В 2005 году серия из восьми крупномасштабных работ «The matter of time», выполненная с 1994 по 2005, была выставлена в музее Гуггенхайма в Бильбао, Испания.
«The matter of time» позволяет зрителю ощутить эволюцию скульптурных форм — от простой плоскости до сложной спирали. Последние две части скульптуры созданы из секций сфер, которые оказывают различное воздействие на движение и восприятие зрителя. Произведения преображаются по мере того как посетитель проходит внутри и вокруг них, создавая незабываемое, головокружительное ощущение пространства в движении. Вся комната является частью скульптурного поля.
Как и в других скульптурах, состоящих из множества частей, художник намеренно расположил работы так, чтобы провести зрителя через них и через окружающее их пространство. Расположение работ вдоль галереи создаёт коридоры с различными пропорциями.
Инсталляция включает в себя прогрессию во времени. С одной стороны, существует хронологическое время, необходимое для того, чтобы пройти по нему и понаблюдать за ним от начала до конца. С другой стороны, есть время, в течение которого зритель переживает фрагменты зрительной и физической памяти.
Содержание работ
Его работы — синтез архитектуры и скульптуры.
Как и у любого архитектора, в его художественном языке заметное место занимают арки, дуги, спирали, углы. Серра планирует и проектирует пространство для посетителей: входы, проходы, маршруты, выходы, точки обозрения. Грубые металлические листы и всевозможные профили, прямоугольные и кривые, действительно очень близки к архитектуре. Ричард Серра старается устанавливать их возле архитектурных сооружений, располагать в интерьере улицы.
«В этих скульптурах нет конкретной идеи, лишь воображение того, кто на неё смотрит», – говорит о своих стальных работах Ричард Серра
По словам самого мастера, его закручивающиеся плоскости в равной мере похожи и на изображения змей на памятниках ацтекской культуры, и на петлю Мебиуса.
Он мастерски соединяет фантазию и расчёт, искусство и инженерию, минимализм и монументализм.
Скульптура — молчаливый вид искусства, но так выразиться по поводу работ Серры мы не можем. Особенно в дни выставок. Внутри его скульптур не смолкает человеческая речь: обходя их, путешествуя внутри стальных или свинцовых плоскостей, зрители разговаривают. Массивные дуги и спирали отражают звуковые колебания по всем правилам физики, при этом почти не выпуская их наружу, формируя эхо.
«Мои работы не являются декорациями, иллюстрациями или отображениями места. Они становятся частью места и изменяют его организацию с точки зрения концепции и восприятия»
Абстрактные произведения Серры отчётливым образом заставляют зрителя вступать во взаимодействие — ведь в его скульптуры можно войти, обойти их со всех сторон, прочувствовать как меняется впечатление в зависимости от местонахождения.
Благодаря акустике, внутри его работ проводятся перфомансы. В 2020 году скрипачка Алина Ибрагимова исполнила сонату Баха для скрипки соло № 1 соль мажор: Адажио. Она стояла внутри работы «Transmitter» в Ле Бурже.
Скульптуры Серры — это лаконизм формы, сведение используемых пластических средств до необходимого минимума, достаточного для достижения максимальной выразительности. Многотонные, многометровые, свободно стоящие стальные инсталляции Серры являются результатом нового пластического мышления, представляют собой новую семантику скульптуры.
Бернар Вене
Бернар Вене — французский художник-концептуалист, известный своими изогнутыми, математически точными металлическими скульптурами. Он занимается исследованиями материалов из угля, асфальта и смолы.
Родился в 1941 году в Шато-Арну, в регионе Прованс. Выросший в сельской местности, он видел искусство в репродукциях. В возрасте 11 лет у него появился интерес к Ренуару. Позже он был призван во французскую армию, но слабое здоровье удерживало его от действительной службы. Вместо этого Бернар убедил начальство разрешить ему использовать чердак военного здания в качестве студии, где он создал свои первые картины.
Вене учился в La Villa Thiole в Ницце в 1958 году в течение года, а затем в Нью-Йорке. В 2014 году художник основал фонд Venet Foundation, который служит музеем и архивом его творчества. В настоящее время он живёт и работает между Нью-Йорком и Ле-Мю, Франция. Вене был удостоен многих наград. Он является одним из наиболее выставляемых на международном уровне французских художников с 30 публичными экспозициями скульптуры и монументальных работ. Вене известен своей многопрофильностью. Он работает с живописью, рисунком, скульптурой, инсталляцией, а также со сценическим дизайном и музыкальной композицией.
Ранее творчество
Он приобрёл известность в 1960-х годах благодаря своим аморфным инсталляциям. Эти работы созданы путём нагромождения рыхлого гравия, угля или асфальта. Известны и его «индустриальные картины» из картонных рельефов или смолы.
Когда он переехал в Нью-Йорк в начале 1980-х годов, то начал создавать монументальные линейные импровизации из стали. «Дуги», «Прямые линии» и «Неопределенные линии» стали его культовыми сериями.
Вене говорит, что его скульптуры рассказывают о том, «как металл сопротивляется. Это испытание на прочность — битва между мной и куском металла». Каждая серия выражает разные представления о его интересе к математике порядка и хаоса.
Яркие работы
Самой нашумевшей является монументальная инсталляция «L'Arc Majeur» 2019 года. Она постоянно находится на виду у автомагистрали E411 в Бельгии.
«L’Arc Majeur» — ключевой проект Бернара Вене и его самая большая мечта: 35 лет прошло с момента возникновения идеи до её фактического воплощения. «Arc Majeur» в настоящее время — самое высокое публичное произведение искусства, превосходящее статую Иисуса Христа в Рио и Статую Свободы в Нью-Йорке.
Дуга, изгибающаяся по обе стороны автострады, ничем не перекрыта и не скрыта — при движении по трассе Е411 она видна с расстояния в несколько километров. Произведение обладает своеобразной подвижностью. Невозможно остановиться и посмотреть на дугу, поэтому любой контакт с произведением искусства может быть осуществлён только в движении, что создаёт сюрреалистический диалог не только с автомобилистами, но и с автострадой. «L’Arc Majeur» одновременно тянется к зрителю и дистанцируется от него.
В 2023 году с марта по апрель Вене выставлял свою инсталляцию «La Parabole de l'Histoire» на Вандомской площади в Париже.
Две дугообразные скульптуры из кортеновой стали взаимодействуют с геометрическим порядком площади, спроектированной Жюлем Ардуэн-Мансаром в 1699 году.
С одной стороны к небу тянутся две методично уложенные и переплетенные наклонные дуги — «Arcs penchés». С другой стороны, в результате действия случайных сил, серия разрушающихся дуг — «Effondrement» — образует замкнутый круг, в который могут войти зрители. Скульптуры взаимодействуют друг с другом, сходясь в своей горизонтальности. Его скульптуры отражают двойственность, присущую художественному творчеству и существованию.
В результате постоянного стремления переосмыслить традиционные формы скульптуры, сложенные друг на друга металлические прутья бросают вызов классическому искусству. Скульптура Бернара Вене, уже не возведенная, а разрушенная, ниспровергает правила. Создается ощущение падения, создаваемое укладкой стальных прутьев. Они внушительны и элеганты. Отсылают к истории Вандомской колонны, снесённой в 1871 году, а затем восстановленной несколько лет спустя.
Сегодня мы рассмотрели творчество двух современных «неклассических» скульпторов, на примере главных произведений их творчества. Серра и Вене создали множество скульптур и инсталляций на протяжении своей творческой жизни. По сей день они участвуют в выставках и оказывают большое влияние на арт-индустрию. Их работы вызывают вопросы и не всегда могут быть понятны, но без эмоций они не оставят никого.
Текст: Аня Филипенко