Найти в Дзене

Ключевые потребности ребенка

Удовлетворение базовых общих и эмоциональных потребностей ребенка для его благополучного развития  требует создания оптимальной среды воспитания, где ребенок будет чувствовать себя любимым, защищенным и, что крайне важно, уважаемым и значимым. Казалось бы, очевидно, первичное удовлетворение потребностей ребенок должен получить в семье, но практика показывает: очевидно, но не всем и не совсем🙃 Я не буду говорить о потребностях в еде и воде, охране здоровья и физической безопасности - это базовые потребности необходимые для выживания, а предлагаю рассмотреть общие потребности ребенка, обеспечивающие его психологическое благополучие: 🔹Потребность в общении. Ребенок нуждается в постоянном общении и взаимодействии со взрослыми и окружающими его людьми: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками, сверстниками. Общение позволяет ребенку ребенку развивать навыки социального взаимодействия, учиться понимать и уважать других людей, обсуждать свои мысли и чувства, вырабатывать осозн

Удовлетворение базовых общих и эмоциональных потребностей ребенка для его благополучного развития  требует создания оптимальной среды воспитания, где ребенок будет чувствовать себя любимым, защищенным и, что крайне важно, уважаемым и значимым. Казалось бы, очевидно, первичное удовлетворение потребностей ребенок должен получить в семье, но практика показывает: очевидно, но не всем и не совсем🙃

Я не буду говорить о потребностях в еде и воде, охране здоровья и физической безопасности - это базовые потребности необходимые для выживания, а предлагаю рассмотреть общие потребности ребенка, обеспечивающие его психологическое благополучие:

🔹Потребность в общении. Ребенок нуждается в постоянном общении и взаимодействии со взрослыми и окружающими его людьми: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками, сверстниками. Общение позволяет ребенку ребенку развивать навыки социального взаимодействия, учиться понимать и уважать других людей, обсуждать свои мысли и чувства, вырабатывать осознанное поведение в обществе;

🔹Потребность в познании. Любой нормально развивающийся ребенок очень любопытен, и он реализует познание в активной интересной для него деятельности, соответствующей его возрасту. Бездействие для нормально развивающегося ребенка мучительно, поэтому должны быть созданы условия для игры, конструирования, рисования, обучения и так далее;

🔹Потребность в самостоятельности у ребенка начинает проявляться уже в раннем возрасте. Когда он начинает ползать, сидеть, стоять на ножках, то хочет сам управлять своим телом и своими движениями. В дальнейшем, ребенок будет стремиться к самостоятельности во всем: в выборе одежды, еде, игрушек, в принятии решений. Самостоятельность помогает ребенку развивать свои навыки и умения, укреплять самооценку и уверенность. Родителям важно помогать ребенку освоить новые навыки и дать ему возможность принимать независимые решения, одновременно обеспечивая безопасность и контроль;

🔹Потребность в четких границах одобряемого и неодобряемого поведения позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, комфорте и уверенности, а также развить самоконтроль и саморегуляцию поведения и эмоций. Эти важные навыки помогут безопасному и здоровому социальному взаимодействию. Чтобы помочь ребенку понять, что можно делать, а что нельзя важно установить ясные для него правила и ограничения, объяснять причины и последствия нарушения правил, не допускать противоречивых правил от разных членов семьи, а также поощрять соответствующее установленным правилам поведение.

Это общие потребности, удовлетворение которых способствует благоприятному развитию ребенка, а есть еще большая группа эмоциональных потребностей ребенка, которые долгое время удовлетворяются исключительно в рамках семейных взаимоотношений, в узком близком кругу членов семьи. Они между собой тесно связаны и выявить иерархию этих потребностей не представляется возможным - все они должны быть удовлетворены в достаточной степени для гармоничного развития.  Основное, что необходимо понимать - ребенок невероятно нуждается во внимании взрослого долгое время. 

Это надо осознать, принять и помнить, если вы хотите установить и поддерживать близкий эмоциональный контакт с вашим ребенком. Итак, что же это за потребности?

🔸Потребность в любви и принятии. Если нет рядом любящего и принимающего взрослого, к которому он может выработать отношение привязанности, ребенок находится в прямом смысле опасности. Он начинает испытывать чувство беспомощности, одиночества и отчуждения, что со 100% вероятностью негативно скажется на эмоциональном, социальном и интеллектуальном развитии, а также на возможности построения здоровых отношений в будущем;

🔸Ребенок очень нуждается в оценке. Но речь идет не об оценках в школе и уж точно не об оценке «хороший/плохой», что чаще всего играет калечащую роль. Надо помнить, что ребенок входит в совершенно незнакомый мир, он постоянного его осваивает и познает, и конечно же он обречен часто на ошибки, непонимание, пробы, поэтому кто, как не близкий взрослый должен расшифровать смысл того, что он делает. Поэтому здесь речь идет об оценке его действий. Нередко дети дошкольного возраста и раннего школьного возраста могут поступать жестоко, проявлять агрессию по отношению к сверстникам и взрослым.  Причины такого проявления разные и тут нельзя торопиться с «диагнозами»: нередко за этими действиями стоит эгоцентризм, когда у ребенка нет опыта пребывания в данной ситуации, т.е. он просто не может оценить ситуацию с другой стороны. И кто, как не взрослый должен объяснить, раскрыть, помочь разобраться в ситуации, в смыслах и мотивах позиций других людей. 

🔸Потребность в побуждении и воодушевлении. Детям известно такое состояние, как  переживание скуки. Он уже переиграл во все игрушки, все игрушки для него старые и неинтересные, хотя их может быть бесконечное количество. Дело в том, что с игрушкой надо уметь играть, в нее нужно вдохнуть фантазию. Часто родители жалуются: «У ребенка вся комната завалена разными игрушками, постоянно появляются новые и их уже просто некуда девать! Вот у меня в детстве не было столько игрушек, нашел палку во дворе и вот она уже тебе и пистолет, и копалка, и указка, и волшебная палочка, а ему что не покупай - никак не угодишь». И это закономерно, потому что ребенок не рождается с готовой фантазией, он должен ее развивать в окружающем мире, а прежде всего в общении, поэтому взрослый должен наполнить жизнь ребенка чем-то ярким и интересным, а не просто купить очередную машинку или куклу или посадить перед телевизором или всучить планшет. Да это будет такая сенсорная щекотка, которая приклеит ребенка к экрану. Но именно научить читать, считать, приобщить к другим видам деятельности, которые будут приносить удовлетворение, открывать что-то новое — вот это и есть воодушевить, побудить;

🔸Потребность в уважении со стороны взрослых дети начинают испытывать примерно с 3-х летнего возраста. Ему объясняют, показывают, а ему самому начинает хотеться быть компетентным и самостоятельным. 

Кризис 3-х лет часто называют кризисом «Я сам» - ребенок в этом возрасте хочет встать с взрослым на равных. Уважение -это ощущение собственной значимости, понимание своих достоинств, которые ребенок должен узнать не от воспитательницы в детском саду или учительницы в школе, а гораздо раньше - в рамках семьи, что несомненно будет позитивно влиять на его развитие;

🔸Потребность в поддержке прежде всего психологической. В трудных ситуациях, когда ребенку необходимо помочь в осознании своих чувств и эмоций, разъяснить почему он испытывает то или иное чувство. Также важна поддержка в осуществлении каких-то операций и действий: важно сохранять терпение и не начать делать самому, ведь так быстрее, а именно помочь справится с задачей;

🔸Потребность в одобрении важных и интересных поступков, действий, достижений. 

🔸и конечно же потребность в безопасности. Ребенок должен чувствовать себя под надежной защитой, чтобы исследовать и познавать этот удивительный мир.  

При удовлетворении ключевых потребностей ребенок развивается уверенным в себе, эмоционально стабильным и способным к отношениям с окружающим миром. Поддержка и уважение со стороны семьи и близких является тем фундаментом, на который ребенок опирается в своем познании и исследовании мира, в котором ему предстоит принимать решения, строить карьеру, семью и отношения с окружающими.

Всем благополучия и любви❤️