Найти тему
Катины секреты

Начало и конец сексуальной революции: история секса в СССР

«В СССР секса нет. У нас есть любовь» — эту знаменитую фразу произнесла одна из участниц телемоста Ленинград — Бостон Людмила Иванова, представительница «Комитета советских женщин», в 1986 году. Именно этим выражением часто описывают сексуальную советскую культуру — мы решили разобраться, действительно ли всё было так плохо или всё же проблески секспросвета доходили до советских людей. Читайте статью, чтобы узнать ответ!

Начало и конец сексуальной революции

В СССР начало 20-х годов можно назвать сексуальной революцией — правда длилась она совсем недолго. В те времена ещё не появилась жёсткая цензура, издавалась разная зарубежная литература, активно обсуждалось, какой должна быть коммунистическая семья, в которой мужчина и женщина станут равны [1]. Самым ярким примером новой сексуальности, которая могла бы наступить в СССР, можно считать манифест Александры Коллонтай «Дорогу крылатому Эросу!», в котором она призывает выстраивать отношения, основанные на трёх основных принципах:

1) равенство во взаимных отношениях (без мужского самодовления и рабского растворения своей личности в любви со стороны женщины),

2) взаимное признание прав другого, без претензии владеть безраздельно сердцем и душою другого (чувство собственности, взращенное буржуазной культурой),

3) товарищеская чуткость, умение прислушаться и понять работу души близкого и любимого человека (буржуазная культура требовала эту чуткость в любви только со стороны женщины).

В 20-е году появилась группировка радикальных нудистов «Долой стыд» [2]. Её члены ходили по Москве без одежды с лентами, на которых красовалась надпись «Дети солнца и воздуха». В Россию приезжали зарубежные сексологи, открывались кожвендиспансеры для снижения распространения венерических заболеваний, были разрешены аборты.

Однако утопизм того времени был быстро свернут — сексуальная «распущенность» показалась большевикам слишком опасной тенденцией в условиях ускоренной индустриализации. В 1924 году были изданы «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата», написанные советским психиатром Ароном Залкиндом. В них он призывал воздержаться от секса до брака, воспринимать секс исключительно как продукт любви, быть верным партнёру и избегать «половых извращений».

Так началось сворачивание ещё не начавшейся толком сексуальной революции: даже наличие ню-фотографий в личном распоряжении считалось распространением порнографии, зарубежных сексологов выслали из страны, секспросвет среди молодёжи стали запрещать [2].

Возвращение к традиционной семье и запрет абортов

Гражданская и Первая мировая войны ударили по демографии. Начиная с 1920-х годов рождаемость упала в два раза по сравнению с началом XX века, и тенденция продолжалась [3]. В ответ на это правительство стало укреплять традиционные семейные ценности, и секс сузили до его репродуктивной функции [4]. В 1935 году прекратилось производство контрацепции, а в 1936-м аборты разрешались только по медицинским показаниям. Позже это приведёт к «абортной контрацептивной культуре», и аборт станет основным методом контрацепции [5]. Операции проводились в основном без обезболивания, и женщины проходили через эту болезненную процедуру несколько раз в год. В 1950-х стало понятно, что запрет абортов рождаемость не поднимает, поэтому аборты снова легализовали, но вопросы секспросвета и контрацепции так и остались нерешёнными.

Частые процедуры абортов без обезболивания привели к появлению так называемой карательной гинекологии, когда женщин стыдят за их сексуальную активность или тело на приёме у врачей. Болезненные аборты служили своего рода наказанием за то, что женщины занимались сексом и не собирались рожать детей [6]. Например, вот что рассказывает Наталья, которая делала аборт в 60-е годы: «Было так больно — раньше аборты делали без анестезии, — что после этого я даже думать о сексе не могла. Да и ещё в том подвале ходили какие-то мужики и смеялись надо мной: «Вот, посмотри, шалава идёт» <...> Подумала: «Ради такой страшной боли мне ложиться с кем-то в постель? Да никогда в жизни!» [7].

Говорить и писать о сексе — стыдно

В конце 1940-х секспросветские тексты появились вновь, но выглядели они совершенно иначе, нежели в 1920-х. Например, в 1948 году доктор Лев Залкинд выпустил книгу «Здоровый брак и здоровая семья» [8]. Автор пишет о сексе очень абстрактно, но всё же доносит мысль о том, что молодёжи нужен секспросвет, хотя бы для избежания венерических заболеваний.

В период оттепели книг и брошюр по половому воспитанию стали выпускать все больше [1]. В основном это были переводы с немецкого и чешского, а также сухие и робкие тексты советских медиков. Например, по словам социолога Игоря Кона, бестселлером в СССР конца 1960-х годов стала «Новая книга о супружестве» врача-гигиениста из ГДР Рудольфа Нойберта, в которой рассказывалось о семье и браке, а точнее о более интимной его стороне [9]. Что-то проскальзывало и в СМИ. Например, в июне 1969 года в «Литературной газете» вышла колонка профессора Виктора Колбановского «Вслух на интимную тему», в которой автор призывал к распространению секспросвета — конечно же, для семейного счастья советской семьи [1].

И тем не менее эти подвижки не изменили одного: про секс говорить было всё ещё стыдно. Обычно такие тексты были написаны сухим языком медицины или преподносили секс как что-то, что люди должны делать исключительно для зачатия детей, а не для удовольствия [9].

«Половую распущенность» связывали с влиянием Запада, где вершилась сексуальная революция. Например, вот что писали в брошюре Главного управления здравоохранения Ленгорисполкома «Что должны знать девушка и юноша о своем здоровье» в 1975 году [9]: «Необходимо затронуть и проблему целомудрия, девичьей чести, добрачных отношений. Настоящая любовь не нуждается в доказательствах интимным сближением, она немыслима без чувства беспокойства о благополучии и счастье любимого. Раннее начало половой жизни иногда связано с легкомыслием, желанием побыстрее «все изведать». Определенно пагубную роль играет пропаганда секса, идущая с Запада, и дурной пример некоторых женщин, прожигающих молодость в ресторанах со случайными партнерами».

В позднесоветских текстах про секс мало что изменилось, а их появление оправдывали тем, чтобы партнёры поменьше разводились и побольше размножались. Виктор Колбановский в предисловии к переводу «Новой книги о супружестве» Рудольфа Нойберта вообще говорит, что секспросвет нужен, чтобы советские люди поменьше занимались сексом, который отвлекает их от труда [1]. В общем, секс преподносился как действие во имя родины, а не во имя оргазма.

Что было на практике?

Несмотря на то, что в советском кино герои в рабочей одежде после небольшого периода флирта уже в следующем кадре имеют ребёнка, в реальной жизни граждане ютились в туалетах или запирались в общей кухне, чтобы заняться сексом [2].

Британский историк сексуальности Дэн Хили писал, что в 1960–1970-е годы в Советах была своя «революция интимности» [10], а именно в академической среде. Например, Сергей Голод, который не мог изучать сексуальные пристрастия советских людей (такое бы исследование не пропустили), опрашивал супругов, живущих в Ленинграде 1960-х годов, об их отношениях в целом. Голод выяснил, что молодые пары в 1960-е годы старались не повторять семейный уклад своих родителей и даже стали более осознанно подходить к планированию семьи. Опрос Голода показал, что развод в СССР стал более распространённой и менее табуированной практикой, а первый секс у советских людей происходил всё раньше [1].

К 1980-м так сложилось, что для женщин секс стал способом заполучить мужчину — об удовольствии речь не шла. Дефицит мужского населения из-за всех катастроф XX века привёл к тому, что любого мужчину воспринимали как настоящую драгоценность, поэтому привилегия получать удовольствие в сексе досталась советским мужчинам, а не женщинам [2].

Чем закончился советский секс

Перестройка 1980-х годов изменила подход ко сферам жизни, в том числе, и сексуальной [2]. Теперь говорить можно было обо всём, и любая литература могла издаваться открыто. Секспросвет стал более расширенным и повсеместным, презервативы стали более доступны (этому способствовала и эпидемия ВИЧ), так что к началу 1990-х такому открытому дискурсу уже никто не удивлялся.

Несмотря на то, что советская сексуальная культура давно в прошлом, её отголоски до сих пор слышны нам: шейминг сексуально раскрепощённых женщин, различных сексуальных практик, открытых разговоров про секс с партнёрами, окружающими и подростками. Надеемся, что современный секспросвет, который становится всё доступнее, поможет преодолеть эти убеждения и наслаждаться сексом более осознанно.

Источники:

1. Элла Росман. «Удовольствие в страхе и безмолвии: был ли секс в СССР» | Forbes.Woman. 14 марта 2022. Ссылка: https://www.forbes.ru/forbes-woman/458947-udovol-stvie-v-strahe-i-bezmolvii-byl-li-seks-v-sssr.

2. Михаил Карпов. «Как Советский Союз устроил секс-революцию и почему о ней быстро забыли» | Lenta.ru. 26 июля 2020. Ссылка: https://lenta.ru/articles/2020/07/26/sexussr/.

3. С.В. Захаров. «Рождаемость в России: первый и второй демографический переход» | Демоскоп. 7 мая 2010. Ссылка: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/konfer/konfer_08.html.

4. Анна Тёмкина. «Россия в зеркале Фуко: перспективы анализа к вопросу о женском удовольствии». Ссылка: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/fuko_ross/13.php.

5. Надя Попова. «Почему в СССР было гендерное равноправие, а потом его не стало» | Горящая Изба. 8 сентября 2021. Ссылка: https://burninghut.ru/pochemu-v-sssr-bylo-gendernoe-ravnopravie-a-potom-ego-ne-stalo/.

6. Н. Л. Пушкарева. «Гендерная система Советской России и судьбы россиянок» | Новое литературное обозрение. Ссылка: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/117_nlo_5_2012/article/18922/.

7. Настя Комова. «В СССР секса не было». А что было? | Горящая Изба. 18 января 2022. Ссылка: https://burninghut.ru/seks-v-sssr/.

8. Alexander, R. (2018). Sex Education and the Depiction of Homosexuality Under Khrushchev. In: Ilic, M. (eds) The Palgrave Handbook of Women and Gender in Twentieth-Century Russia and the Soviet Union. Palgrave Macmillan, London. https://doi.org/10.1057/978-1-137-54905-1_23.

9. «Половой инстинкт — могучий фактор жизни»: каким был секспросвет в позднем СССР». Мел. Ссылка: https://mel.fm/vospitaniye/sovety/4196058-sex_education_ussr.

10. Healey, D. (2014). The Sexual Revolution in the USSR: Dynamics Beneath the Ice. In: Hekma, G., Giami, A. (eds) Sexual Revolutions. Genders and Sexualities in History. Palgrave Macmillan, London. https://doi.org/10.1057/9781137321466_14.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц