Найти тему

Приходской модерн

В числе многочисленных зданий, принадлежавших некогда церковным приходам Петербурга, можно обнаружить варианты на любой вкус. Удивляться тут особо нечему. Желания и возможности приходов были очень разными. Соответственно, разным было и отношение к доходной недвижимости, как способу пополнения приходской казны. Но даже при таком, вполне объективном разнообразии, есть примеры просто удивительные…

 

Этот внушительный доходный дом был построен в 1905-м и стал наверное одним из самых замечательных и стилистически цельных образцов столичного модерна. Впрочем, самое интересное в том, что вся эта модная роскошь принадлежала отнюдь не частному состоятельному заказчику, а приходу храма Смоленской иконы Божией Матери и располагалась буквально в нескольких шагах от…Смоленского кладбища.

 

Безусловно, приход храма на знаменитом кладбище, где располагались семейные захоронения очень известных и состоятельных столичных семейств, был прекрасно обеспечен и собственными средствами, и вкладами прихожан. Это позволяло делать многое, хотя настоящий «строительный бум» для прихода пришелся на самое начало прошлого века, в бытность настоятелем храма протоиерея Алексия Иоанновича Сперанского. Вообще, отец Алексий был человеком весьма просвещенным, кандидатом богословия и плодовитым церковным писателем. Не чужд он был и архитектурной тематики составив описание Александро-Невской лавры и путеводитель по Исаакиевскому кафедральному собору, в котором одно время служил ключарем. Именно благодаря заботам и активным трудам Сперанского в 1902-м по проекту Александра Александровича Всеславина на кладбище была построена часовня на месте упокоения Ксении Петербургской. В 1903-м был построен новый храм Воскресения Христова в стилистике очень необычного для столицы московского нарышкинского барокко по проекту Валентина Александровича Демяновского. В этот же год для реконструкции пределов самого Смоленского храма был приглашен один из выдающихся мастеров неорусского стиля Василий Антонович Косяков. В 1904-м была полностью перестроена старая Троицкая церковь. Для реализации этого проекта отец Алексий пригласил еще одного очень известного представителя и пропагандиста «национальной школы», академика архитектуры Михаила Тимофеевича Преображенского. В качестве помощника Михаила Тимофеевича к работам был привлечен сотрудник канцелярии обер-прокурора Синода Иван Иванович Яковлев. И именно он стал автором совсем не церковного доходного проекта на участке, который уже более ста лет принадлежал «смоленскому приходу»…

 

Тридцатилетний выпускник Академии художеств в то время имел весьма скромный практический опыт, а опыта жилищного строительства не имел совсем. Но выбор именно Яковлева, в способностях которого у Сперанского была возможность убедиться на практике, особых вопросов наверное не вызывает. Любопытно дальнейшее…

 

Иван Иванович сделал достаточно заурядный проект большого п-образного доходного дома с просторным двором (благо участок позволял) и тривиальной планировкой. Две парадные с переходом во флигели, просторные лестничные площадки и плотная компоновка значительного количества квартир, ориентированных на среднюю ценовую категорию.

-2
-3
-4

Похоже Яковлев просто использовал типовые планировочные решения, сосредоточив все свои таланты на декоративном оформлении нового здания. Явно увлекаясь различными вариантами модерна он собрал в одном месте практически полный «арсенал» наиболее характерных элементов модного стиля. Тут вам и непременные, плавно скругленные, башенки,

-5

«растительная» лепнина и «дамские» маскароны, вычурный дизайн входных дверей и открытый металлический крепеж эркеров,

-6
-7
-8

ограждения карниза и широких «торговых» окон первого этажа. Все это стилистическое буйство фасада плавно, хотя уже и не так масштабно, перетекало в парадные, украшенные входившей в моду майоликой и оригинальными лестничными ограждениями.

-9
-10
-11
-12

В результате заказчик получил действительно очень модное и вполне функциональное здание. В его привлекательности для не слишком богатой, но обладавшей определенными амбициями, категории потенциальных квартиросъёмщиков, можно не сомневается. Правда были во всем этом и свои нюансы. Все таки жилье рядом с кладбищем так себе история…

 

Самое интересное, что этот ультрамодный проект был одобрен отцом Алексием (без его одобрения тут просто невозможно было обойтись) который сам, судя по всему, тяготел к классическим и более «национальным» архитектурным решениям. Впрочем Сперанский наверняка прекрасно понимал, что доходная недвижимость существует по своим правилам, а именно доходы, позволявшие отчасти компенсировать нешуточные затраты его масштабных строительных затей, стояли в реализации этого проекта на первом месте. К сожалению сам протоиерей Алексий Иоаннович Сперанский не смог лично убедиться в правильности своего выбора. Этот незаурядный человек скоропостижно скончался в январе 1906-го. Ему было ровно 50 лет…

 

Иван Иванович Яковлев, как известно, в дальнейшем редко возвращался к проектам строительства жилых домов, но практически все они получили весьма оригинальное декоративное оформление не зависимо от конкретного стиля. Именно в этом деле более всего и проявлялся его настоящий талант.

 

С работами Яковлева для прихода храма Смоленской иконы Божией Матери судьба обошлась очень по разному. Троицкая церковь была разобрана в 1932-м «на кирпич», а доходный дом устоял до наших дней чудом сохранив весомую часть своих изначальных красот. Такая вот история…