В числе многочисленных зданий, принадлежавших некогда церковным приходам Петербурга, можно обнаружить варианты на любой вкус. Удивляться тут особо нечему. Желания и возможности приходов были очень разными. Соответственно, разным было и отношение к доходной недвижимости, как способу пополнения приходской казны. Но даже при таком, вполне объективном разнообразии, есть примеры просто удивительные…
Этот внушительный доходный дом был построен в 1905-м и стал наверное одним из самых замечательных и стилистически цельных образцов столичного модерна. Впрочем, самое интересное в том, что вся эта модная роскошь принадлежала отнюдь не частному состоятельному заказчику, а приходу храма Смоленской иконы Божией Матери и располагалась буквально в нескольких шагах от…Смоленского кладбища.
Безусловно, приход храма на знаменитом кладбище, где располагались семейные захоронения очень известных и состоятельных столичных семейств, был прекрасно обеспечен и собственными средствами, и вкладами прихожан. Это позволяло делать многое, хотя настоящий «строительный бум» для прихода пришелся на самое начало прошлого века, в бытность настоятелем храма протоиерея Алексия Иоанновича Сперанского. Вообще, отец Алексий был человеком весьма просвещенным, кандидатом богословия и плодовитым церковным писателем. Не чужд он был и архитектурной тематики составив описание Александро-Невской лавры и путеводитель по Исаакиевскому кафедральному собору, в котором одно время служил ключарем. Именно благодаря заботам и активным трудам Сперанского в 1902-м по проекту Александра Александровича Всеславина на кладбище была построена часовня на месте упокоения Ксении Петербургской. В 1903-м был построен новый храм Воскресения Христова в стилистике очень необычного для столицы московского нарышкинского барокко по проекту Валентина Александровича Демяновского. В этот же год для реконструкции пределов самого Смоленского храма был приглашен один из выдающихся мастеров неорусского стиля Василий Антонович Косяков. В 1904-м была полностью перестроена старая Троицкая церковь. Для реализации этого проекта отец Алексий пригласил еще одного очень известного представителя и пропагандиста «национальной школы», академика архитектуры Михаила Тимофеевича Преображенского. В качестве помощника Михаила Тимофеевича к работам был привлечен сотрудник канцелярии обер-прокурора Синода Иван Иванович Яковлев. И именно он стал автором совсем не церковного доходного проекта на участке, который уже более ста лет принадлежал «смоленскому приходу»…
Тридцатилетний выпускник Академии художеств в то время имел весьма скромный практический опыт, а опыта жилищного строительства не имел совсем. Но выбор именно Яковлева, в способностях которого у Сперанского была возможность убедиться на практике, особых вопросов наверное не вызывает. Любопытно дальнейшее…
Иван Иванович сделал достаточно заурядный проект большого п-образного доходного дома с просторным двором (благо участок позволял) и тривиальной планировкой. Две парадные с переходом во флигели, просторные лестничные площадки и плотная компоновка значительного количества квартир, ориентированных на среднюю ценовую категорию.
Похоже Яковлев просто использовал типовые планировочные решения, сосредоточив все свои таланты на декоративном оформлении нового здания. Явно увлекаясь различными вариантами модерна он собрал в одном месте практически полный «арсенал» наиболее характерных элементов модного стиля. Тут вам и непременные, плавно скругленные, башенки,
«растительная» лепнина и «дамские» маскароны, вычурный дизайн входных дверей и открытый металлический крепеж эркеров,
ограждения карниза и широких «торговых» окон первого этажа. Все это стилистическое буйство фасада плавно, хотя уже и не так масштабно, перетекало в парадные, украшенные входившей в моду майоликой и оригинальными лестничными ограждениями.
В результате заказчик получил действительно очень модное и вполне функциональное здание. В его привлекательности для не слишком богатой, но обладавшей определенными амбициями, категории потенциальных квартиросъёмщиков, можно не сомневается. Правда были во всем этом и свои нюансы. Все таки жилье рядом с кладбищем так себе история…
Самое интересное, что этот ультрамодный проект был одобрен отцом Алексием (без его одобрения тут просто невозможно было обойтись) который сам, судя по всему, тяготел к классическим и более «национальным» архитектурным решениям. Впрочем Сперанский наверняка прекрасно понимал, что доходная недвижимость существует по своим правилам, а именно доходы, позволявшие отчасти компенсировать нешуточные затраты его масштабных строительных затей, стояли в реализации этого проекта на первом месте. К сожалению сам протоиерей Алексий Иоаннович Сперанский не смог лично убедиться в правильности своего выбора. Этот незаурядный человек скоропостижно скончался в январе 1906-го. Ему было ровно 50 лет…
Иван Иванович Яковлев, как известно, в дальнейшем редко возвращался к проектам строительства жилых домов, но практически все они получили весьма оригинальное декоративное оформление не зависимо от конкретного стиля. Именно в этом деле более всего и проявлялся его настоящий талант.
С работами Яковлева для прихода храма Смоленской иконы Божией Матери судьба обошлась очень по разному. Троицкая церковь была разобрана в 1932-м «на кирпич», а доходный дом устоял до наших дней чудом сохранив весомую часть своих изначальных красот. Такая вот история…