Найти в Дзене

Если меня спросят, что такое бог, я не смогу ответить. Но если спросят, где найти его, я расскажу про Сарнахбюр

Продолжаю рассказ о нашем путешествии по Армении. Тем летом мы прилетели с моей родственницей в Армению и остановились у ее подруги Сусанны в городе Артике. В выходные поехали погулять в Гюмри и попали как раз на службу в главный храм во имя Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин), также известный под названием "Семь ран". У меня из той поездки по стране есть теперь целая коллекция фотографий с армянскими батюшками. Затем прогулялись по центральной площади и Сусанна отвела нас дому, разрушенному землетрясением. Фотографий я делать не стала, не люблю оставлять память о местах с такой тяжелой энергетикой. А зрелище там и правда довольно тяжелое. Представьте себе инвалида: без ног, с обрубком руки, со шрамами на лице. Неприглядно зрелище, да? А там стоит такой вот дом-инвалид. И он не умер. В этом обрубке дома все еще теплится жизнь, кое-где даже видны цветы в горшках за полупрозрачными занавесочками в тоскливых глазницах окон. А еще тогда в Гюмри я впервые попробовала ламаджо (он же лах

Продолжаю рассказ о нашем путешествии по Армении.

Тем летом мы прилетели с моей родственницей в Армению и остановились у ее подруги Сусанны в городе Артике. В выходные поехали погулять в Гюмри и попали как раз на службу в главный храм во имя Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин), также известный под названием "Семь ран". У меня из той поездки по стране есть теперь целая коллекция фотографий с армянскими батюшками.

После службы брали благословение у батюшки
После службы брали благословение у батюшки

Затем прогулялись по центральной площади и Сусанна отвела нас дому, разрушенному землетрясением.

Памятник жертвам землетрясения 1988г.
Памятник жертвам землетрясения 1988г.

Фотографий я делать не стала, не люблю оставлять память о местах с такой тяжелой энергетикой. А зрелище там и правда довольно тяжелое. Представьте себе инвалида: без ног, с обрубком руки, со шрамами на лице. Неприглядно зрелище, да? А там стоит такой вот дом-инвалид. И он не умер. В этом обрубке дома все еще теплится жизнь, кое-где даже видны цветы в горшках за полупрозрачными занавесочками в тоскливых глазницах окон.

Ламаджо
Ламаджо

А еще тогда в Гюмри я впервые попробовала ламаджо (он же лахмаджун). Одно название чего стоит, да? Горячие ароматные лепешки с мясом, сыром и острым соусом. Готовлю теперь такие дома 7 раз в неделю, гости с руками готовы съесть, местные армяне стоят в очереди просят рецептик (это должно быть в названии к рецепту).

Недостроенный район Гюмри, заброшенный после землятрясения
Недостроенный район Гюмри, заброшенный после землятрясения

На обратном пути домой в Артик, Сусанна сказала, что хочет показать нам один святой источник. Я сильно не удивилась, в Армении, по-моему, все места священные. Но это действительно оказалось что-то особое.

-6

В селе Сарнахбюр (в некоторых переводах Сарнахпюр) расположена большая нерукотворная пещера с бьющим в ней родником. Пещера по данным историков являлась святилищем у древних армян еще 1-2 тыс. лет до н.э. Там даже надписи на стенах сохранились. А сама пещера имеет естественную форму креста.

Первая мемориальная дощечка
Первая мемориальная дощечка

Я когда зашла внутрь, словно вернулась на четыре тысячи лет назад. Вот мы про церкви говорим "намоленные". А представьте, сколько там "намолено" за несколько тысячелетий? Атмосфера этого места всколыхнула внутри меня все самые древние, самые первобытные инстинкты и реакции. Было ощущение, что мозг в этот момент отключился напрочь, осталось только глубоко подсознательное. Возникло непреодолимое желание встать на колени и возносить благодарности. Что я и сделала.

Я полезла в самый дальний угол, туда только на коленях пробраться можно
Я полезла в самый дальний угол, туда только на коленях пробраться можно

Большая часть содержимого пещеры посвящена, конечно же, христианской вере. Но я проползла в самый дальний угол, там среди крестов, икон, молитвословов почерневших от времени, готовых вот-вот превратиться в прах, встречались подношения, которые можно уверенно отнести к язычеству.

-9

А еще появилось непреодолимое желание что-нибудь там оставить. У меня в сумке как правило всегда есть несколько иконок и свечек, которые я покупаю в разных местах и забываю потом выкладывать дома. В тот раз у меня была вот такая икона из Нового Афона.

А буквально через несколько дней произошла любопытная история, связанная с пещерой и иконой.
А буквально через несколько дней произошла любопытная история, связанная с пещерой и иконой.

Когда я ее положила на алтарь и зажгла по армянскому обычаю три свечки, меня отпустило. Прошла инициация. Улеглись мурашки размером с хомячков, которые табунами ходили по коже с момента входа в пещеру. Но слезы все еще текли. Я настолько прониклась, что даже запретила меня фотографировать в таком святом месте. Но мои кумушки все равно нащелкали. За что я им сейчас благодарна.

Конечно же мы мы помочили ноги, умылись и набрали с собой целебной воды из источника. Вода в Армении вся волшебная, это я вам ответственно заявляю.

Церковь перед пещерой
Церковь перед пещерой

Я очень долго писала этот текст. Буквально собирая по словам, как пазл. Не хотелось сухого официоза с описанием мест. Но и глубоко уходить в эмоции боялась. Вот сейчас, я думаю, мне удалось прийти к балансу. И эмоции передать и немного рассказать об истории такого примечательного культурно исторического объекта. Сарнахбюр стоит на первом месте к посещению в следующий визит в Армению.

А если меня вдруг спросят, что такое "бог", я, наверное, не смогу ответить. Но теперь я точно знаю, где найти его. Как бы люди это не называли.