Оливковые рощи, поля виноградников, лавандовые поля – так выглядит французский Прованс. Вся эта красота в какой-то момент заканчивается узкой горной дорогой, которая, пройдя через горные ущелья приводит к другой прованской местности, совсем не похожей на Прованс - это горный Прованс.
Он вошел в состав Прованса уже в этом веке, изменив название региона на Прованс –Альпы -Лазурный берег принадлежащий департаменту Приморские Альпы.
Чуть больше 10 километров до Лазурного берега с его роскошной Ниццей, а здесь, перед нами на холме, как-бы вросши в него, возвышается старинное поселение – это коммуна Сен-Поль-де-Ванс.
В древности на территории нынешнего Прованса существовали поселения финикийцев, затем греков, а во II веке до н. эры здесь обосновались римляне. К VII веку н.э. жители прибрежных поселений не выдержали бесконечных нападений со стороны моря и переселялись вглубь, повыше, в горы, где строили укрепленные со всех сторон поселения «каменные гнезда».
Поселение Сен-Поль (Святого Павла) строилось не быстро, как и всё в те далекие века, поскольку были только камни, которое надо подбирать да придавать им форму, да человеческие руки.
Первое упоминание о поселении Сен-Поль относится к IX веку, в нем была построена церковь Святого Мишеля дю Пюи и графский замок. На протяжении нескольких веков оно оставалась графским владением.
Граф Прованса Раймонд Беренгер V был выдающейся личностью своего времени, его двор считался центром культуры, также во время его правления активно развивалась торговля.
Из Средиземноморья приходили пряности, шелка, вина, с северной стороны –древесина, металл, кожа. Размеры получаемых пошлин за провоз всего этого и много другого позволяли содержать графство. Еще одной статьей доходов графства были средства от перевозки крестоносцев и паломников на Святую Землю. Но главной в то время была монополия Прованса на соль, именно она составляла главный доход графства.
В XIII веке Сен-Поль вошел в состав королевства Прованс, памятником того времени является донжон – самая старинная и самая высокая башня Сан-Поль-де-Ванса, на вершине которой, после победы Франциска I, в 1443 году установили колокол, являющийся в настоящее время самым старинным действующим колоколом в городке.
1 ноября 1224 года граф Раймонд Беренгер V прибыл в крепость Святого Павла, первый раз посетил свой замок.
Жители добровольно подчинились графу, за что тот наградил Сен-Поль, даровав ему право свободного города со всеми привилегиями.
Льготы на торговлю, богатый городской рынок, строительство привели к тому, что в Сен-Поль-де-Ванс потянулись знатные семьи.
Случилось так, что поселение Сен-Поль стало стратегическим пунктом, за который в XV веке боролись Франциск I – король Франции и Карл V – император священной Римской империи. Победу одержали французы.
Ближе к концу XV века король Франции и граф Прованса заключили между своими странами союз, по которому Сен-Поль-де-Ванс стал французским.
Поскольку городок находится на расстоянии чуть более десяти километров от портового города Ницца, то власти Франции беспокоились, что город может подвергнуться нападению с целью захвата Ниццы с суши и было принято решение –укрепить оборону всех соседствующих с ней поселений, в их числе их был и Сен-Поль-де-Ванс.
По приказу властей сначала разобрали защитные сооружения XI-XII веков, а на их месте поставили крепость, в которой разместился гарнизон, в донжоне (башне) организовали тюрьму.
В начале XVI века, по приказу Франциска I, Сен-Поль-де-Ванс окружили мощной крепостной стеной. Город выполнял стратегически важную роль, контролируя границу Прованса, об этот же говорят пушки, выглядывающие из крепостных стен.
Крепостные стены Сен-Поль-де-Ванса были одними из первых укреплений в виде бастиона, построенных во Франции и спроектированных французскими архитекторами. В 1945 году крепостную стену города внесли в список исторических памятников.
Городок, вернее та его часть, которая спрятана за крепостными стенами, очень необычна для современного человека – в окружении высоких каменных домов предстоит ходить по узким каменным улочкам обильно украшенных зеленью в горшках, которые с большинстве своем образуют небольшую тень в каменном мешке, а близко расположенные здания с обоих сторон улочек организуют прохладу.
В старом городе можно изредка увидеть работников кафе и магазинов, да иногда туристов, блуждающих по улочкам города, а все остальное время, практически всю дорогу сопровождает тишина и покой старинных камней.
Умиляют малюсенькие площади, образованные от пересечения по большей части двух улиц, бывают что и переулок, выходит на такую площадь, оттого она кажется чуть больше.
Традиционная для европейских городов Рыночная площадь несколько больше остальных, она образовала на месте соединения трех улиц. Здесь в средневековье не только торговали, здесь обменивались новостями, обсуждали свои дела.
Узнать площадь легко по большому фонтану, который построили в 1822 году на месте вышедшего из строя фонтана 1578 года. Он на площади не единственный, есть еще два маленьких. Один на мостовой, а другой в стене ворот. Говорят, что вода фонтана, что находится в стене ворот приходит из грота Ла Фу, что она минеральная, а еще она льется здесь со Средних веков.
Очень много разного рода кафе и магазинчиков с сувенирами. А сколько в нем мастерских художников и скульпторов, каждая из которых похожа на небольшой музей, где они не только творят свое искусство, но здесь же его и продают.
Среди бесконечных художественных галерей можно встретить и настоящий музей, музей «Fondation Maeght». Это музей современного искусства с мировым именем, основал который в 1964 году французский коллекционер и очень известный торговец произведениями искусства Эмме Маэ. В музее можно посмотреть на картины Шагала, Матисса, Кандинского, скульптуры, фрески и другую красоту.
Почему этот небольшой городок, спрятанный за крепостными стенами, как магнитом притягивает к себе все талантливое и знаменитое?
С одной стороны, расцвет Лазурного берега в начале прошлого века привлек в эти красивые места известных и совсем неизвестных художников, искавших здесь вдохновение. В то время имена Шагала, Пикассо, Модильяни –мало кому были известны, но находясь в окружении природы днями, рисуя здешние пейзажи они должны были где-то есть и где-то отдыхать.
С другой стороны – история предприимчивого фермера, который для того, чтобы помочь плодам своего труда, быстрее и выгоднее реализовываться, поручил своему сыну – Полю Ру, открыть на окраине городка трактир.
Сын открыл трактир в 1920 году и назвал его «Золотая голубка», а вскоре при нем открыл еще и гостиницу. В этом трактире стали собираться художники, писавшие на натуре свои пейзажи. Здесь можно было им не только недорого поесть, но и поучаствовать в творческой беседе, в творческих спорах.
Наблюдательный Поль Ру понимал, что художники в массе своей бедны, что им нечем платить за еду и проживание и распространил слух, что можно жить в его гостинице и питаться в трактире расплачиваясь своими картинами.
Полученные в качестве оплаты за питание и проживание картины хозяин сначала развешивал в комнатах ресторана в качестве украшения, но по мере роста известности художников, картины переместились в запираемые шкафы, а затем и вовсе в сейфы.
Пройдет несколько десятилетий и на весь мир начнут греметь имена этих художников, таких как Пабло Пикассо, Марк Шагал, Анри Матисс и других, их картины стали продаваться с аукционов за большие деньги.
В настоящее время маленькая когда-то таверна превратилась в гостинично-ресторанный комплекс «La Colombe D’Or» (Золотая голубка), он по-прежнему принадлежит семье Ру.
На входе в отель возвышается «Палец» Сезара Бальдаччини, а на открытой террасе красуется фреска работы Фернана Леже.
На стенах его залов развешаны картины Пабло Пикассо, Марка Шагала, Анри Матисса, Боннаро, Модильяни и других художников, ставших впоследствии богатыми людьми. Но сейчас стены ресторана украшают, конечно же копии тех картин.
Благодаря только картинам художников семья Ру сейчас баснословно богата и для них «Золотая голубка» оказалась «золотой» в прямом смысле этого слова.
«Золотая голубка» получила, благодаря художникам, широкую известность, побывать здесь, хоть один раз в жизни, стало престижным и просто необходимым не только для художников, но и скульпторов, актеров, писателей и поэтов.
Сейчас отель «Золотая голубка» и ресторан при нем - место поклонения памяти и таланта художников прежних поколений, посещавшим Сен-Поль-де-Ванс, писавших здесь свои картины, стали культовым местом не только художников и богатых любителей их творчества, но и всего, интересующегося художественным жанром искусства - мирового туристического сообщества.
В разное время пообедать в «Золотой голубке» приезжал актеры Катрин Денев и Ив Монтан, французский писатель Жан-Поль Сартр и кинорежиссер Франсуа Трюффо. Цвет французского и не только французского кинематографа периодически появляется здесь.
Сам же городок, по прежнему защищенный толстой и высокой стеной, с его арками над улочками, увитые цветами и кустарниками углы, стены домов и подоконники, удары старинных колоколов на старинной церкви, мраморные скамеечки, на которых можно смело отдохнуть уставши, потому что мрамор не греется, бесконечных мастерские художников и скульпторов –вся эта прелесть старинного очарования в окружении яркого южного солнца и огромного разнообразия красок окружающих городок долин.
Сен-Поль-де-Ванс, это город, где сочетается суровая история и легкий творческий дух.
Спасибо, что дочитали до конца!
Подписывайтесь на мой канал, пишите комментарии, не забывайте ставить лайки.