За далёкой чертой
Глава 1
Возвратившись в родные края, Нина долго металась. Не могла принять правильное решение, куда устроиться на работу. Хотя мать и говорила: «Езжай в геологию обратно устраивайся, я с Санькой побуду, пригляжу за ним». Но она сомневалась, ей не хотелось расставаться с сынишкой на полмесяца: «Мама, я подумаю ещё, может к сестре Зое поеду, там, что - нибудь подвернётся, не хочу тебя нагружать». Тут, как раз и брат из Ара-Или приехал Валерий, он работал на почте связистом, объезжал на мотоцикле свою линию, проверял связь. «Нина, там у нас заведующая клубом требуется, поедешь»? - спросил брат. Нина обрадовалась, что сможет устроиться на работу, поживёт у сестры, там есть садик и Саша сможет ходить в детский сад, она спешно согласилась: «Да, я конечно, поеду».
По приезду она помогла родителям выкопать картофель, огород был большой, братья и Нина копали несколько дней, даже старенький отец и то помогал, вилами подкапывая, убирал ботву, отряхивая клубни в лунку. Сынишка, бегал по огороду с большой копорулькой, так называют в Забайкалье приспособление из толстой проволоки, для копки картошки, ему тоже хотелось всем помочь, и маме, и бабе с дедом. Картофель высушили, перебрали, спустили в подполье. Большую работу сделали, можно было, и съездить в своё родное село. Они так и сделали с Сашей, на следующий день, дождавшись городского автобуса, вечером отправились к Зое. Там Нина решила сходить в леспромхоз, узнать насчёт работы, место завклубом пустовало, и её принял начальник участка Алексей Васильевич, без лишних разговоров и расспросов. Нина была рада, что быстро удалось найти работу. Саше дали место в садике, в старшую группу, куда он стал ходить с удовольствием. Нина съездила сначала к родителям за оставшимися вещами и приступила к работе. На первый взгляд сложного ничего не было, вечерами нужно было открывать клуб для просмотра детских кинофильмов, а уже позднее шли фильмы для взрослых. В клубе киномехаником работала односельчанка, сестра Нининого одноклассника, красивая женщина Татьяна. Она продавала билеты перед началом сеанса, потом остатки билетов отдавала Нине и шла в свою кинобудку. Нина продавала билеты опоздавшим землякам, потом выручку отдавала Татьяне. Когда фильмы не привозили, устраивала молодёжи дискотеку. Санька бегал часто с матерью в кино, а потом стал оставаться с Анюткой и Мишей у сестры Зои. Нина понемногу привыкала заново к сельской жизни, хотя первое время и вспоминала об удобствах в городе, там не нужно было носить воду и дрова. И посуду можно было мыть в раковине, а здесь сначала нужно было согреть воду, помыть посуду в тазике и вылить воду на улицу. Иногда она вспоминала Дениса, но быстро гнала эти мысли прочь, а её новый знакомый старатель Николай, лишь однажды появился, узнал адрес сестры. Вскоре Нина разочаровалась в новом знакомом, узнав, что он женат и все его обещания, что он купит домик в их селе, были просто фальшью. Старательский сезон заканчивался, а местные парни, быстро припугнули мужика, « чтоб быстро валил к своей жене и не пудрил мозги их новой завклубше». А он и не сопротивлялся, Нина потом узнала от местных ребят, что тот быстро уехал к себе домой. Их ничего не связывало, только надежда, на одни пустые обещания. Иногда, Нина думала, что зря уехала из города, что подтолкнул её новый знакомый, послужив какой - то точкой невозврата.
Аня пошла в первый класс, Саша ходил в садик, Нина работала, а старшая сестра Зоя собиралась с Мишуткой в Новосибирск, ему предстояла операция на сердце. Нина жила пока у сестры, и старший брат Валерий с семьёй жил по соседству. Муж сестры работал в леспромхозе, валил лес. У брата был маленький дом, хоть Нину и не прельщало жить у сестры в доме без неё, деваться было некуда. Наступил один из осенних дней, когда сестра поехала с сынишкой в Новосибирск. А у Нины на попечении осталась племянница Анютка. Сопки вокруг села покрылись золотым убором. Лиственницы, берёзы желтели, лишь сосны оставались зелёными пятнами среди ярко-жёлтого, а местами и багряного ковра. Небо было бездонно-синим, с пушистыми облаками. Вечерами солнце пряталось за гору, озаряя розовым закатным светом всё вокруг. Нина написала в записной книжке:
«Я нигде не видела красивее заката,
Где багульником расписан горизонт,
Облака, как сахарная вата,
А над ними голубеет неба зонт».
Природа, конечно, была красивой, Нине с детства знакомы все тропинки её села, где с подружками бегали то на речку, то в лес за ягодами и грибами. Но осень в Забайкалье недолго радует погожими деньками и теплом. Поднимется ветер, со злостью снимая наряды деревьев, потом утихомирится и успокоится. А деревья будут ждать первого снега, чтобы спешно спрятать свою стыдливую наготу.
Сестра Зоя уехала, без неё опустел дом, но что делать, надо работать, растить Саньку, помогать племяшке, осваивать грамоту, благо она оказалась смышлёной и учёба ей давалась легко. Муж сестры Василий работал в лесу, появлялся редко дома, и Нине без него было спокойней, он был любитель выпить, и Нина боялась пьяных выходок с его стороны. Тем временем, она сама продолжала работать, выбивала в районе средства на проведение праздничных мероприятий. Коллективы не отказывали ей, выделяли хоть небольшие, но всё -таки нужные суммы.
К празднованию семидесятилетия Октября, Нина решила организовать концерт, приглашала односельчан поучаствовать в художественной самодеятельности, они раскачивались, но шли. Даже позвала свою первую учительницу Елену Маркеловну, чтоб она помогла организовать хор. Люди, сначала нехотя, но потянулись. Выручал и местный женсовет. Благо был свой молодой баянист, он помогал Нине проводить репетиции. И первый концерт состоялся, Нина поблагодарила всех за помощь. Не хватало в селе ансамбля, не было нужной аппаратуры. Молодёжь, кто играл на простых гитарах, мечтали о новом оборудовании, и Нина пообещала похлопотать, чтоб приобрели новые гитары, синтезатор. Тем более, в селе жил местный энтузиаст и незаменимый электрик Семён, который хорошо играл на гитаре и мог быть руководителем ансамбля. Помимо работы, нужно было помочь сестре, засолить капусту на зиму, перестирать бельё и кормить свинью, что хрюкала в своём хлеву.
Нина вспоминала иногда Дениса, его большие синие глаза, как он умолял её остаться. Он писал письма, просил вернуться, прислал фотографии их с сынишкой, бывшая свекровь собрала бандероль, там была тёплая яркая фланелевая рубашка для Саньки. Если б он тогда приехал сам, Нина может, и согласилась бы, но сама больше не хотела рисковать и конечно, ей было неудобно. Она понемногу втягивалась в работу, водила Саньку в садик, Анютка сама ходила в школу. В селе некогда скучать, всегда найдётся по дому работа. Ходила в гости к брату Валерию, у которого росли две дочурки, ей нравилась его жена Лена, спокойная, симпатичная. Нина частенько оставляла вечерами Саньку и Аню у них, если надо было открывать клуб. Зять Василий вскоре выехал из леса на отдых, частенько выпивал и водил друзей. Нине, конечно, не нравились его компании, она однажды сказала ему об этом, на что тот разозлился, и они рассорились. Сестра зятя была Катя, подруга Нины, она жила в небольшом доме на горе, возле речушки Безымянки. Она была замужем, и у неё было двое детей. Она и подсказала Нине-
-Тут дядька домик свой продаёт недорого, в пределах ста рублей, может, договоришься с ним, за два раза рассчитаешься, зато отдельно будешь жить и спокойней.
-Хорошо, Катя, я поговорю с твоим родственником, может согласится, что за два раза рассчитаюсь, хоть какой-то, да свой уголок будет,-обрадовалась Нина, что сможет жить самостоятельно, и не будет слушать пьяные бредни зятя.
(Продолжение следует)