Ваби-саби и кинцуги

Ваби-саби и кинцуги берут свое историческое начало в эстетике японской чайной церемонии, которая поддерживает дзен-буддийские ценности чистоты, гармонии и спокойствия.

И ваби-саби, и кинцуги ценят принятие несовершенства.

Эта статья знакомит с японскими концепциями ваби-саби и кинцуги. Рекомендуется ряд полезных упражнений, чтобы помочь развить самопринятие, которое возникает в результате принятия своих недостатков, а не попыток их замаскировать.

Что такое Ваби Саби и Кинцуги?

Ваби саби — это японский термин, относящийся к оценке красоты несовершенства, непостоянства и простоты как естественного положения вещей в мире.

Японовед Бет Кемптон описывает ваби-саби как общеизвестное, что его трудно определить, потому что это сердечный опыт, который выходит за рамки языка.

Между тем, кинцуги относится к японскому искусству починки сломанной керамики лаком и порошковым золотом, улучшая их внешний вид, демонстрируя их ремонт, а не скрывая их. Кинцуги использовался как метафора красоты нашей исцеленной раны как человеческих существ.

Краткая история ваби-саби и кинцуги.

Ваби-саби берет свое начало от эстетики японской чайной церемонии, которая подчеркивает простоту и естественность как качества церемониальных орудий и обстановки чайного домика.

Чайная церемония была первоначально разработана, чтобы помочь дзенским монахам оставаться бдительными и внимательными в течение длительных периодов медитации. Однако к XV веку японские сёгуны превратили церемонию в сложную демонстрацию богатства, используя импортную керамику из Китая в эффектной обстановке.

В 1488 году чайный мастер Мурата Сюко написал письмо своему ученику Фуруити Тёину, в котором призвал вернуться к элегантной простоте ценностей дзэн с помощью деревенских чайных чаш. Это подчеркивало эстетику, которая стала известна как ваби-саби.

Кинцуги также уходит корнями в японскую историю. В период Муромати XIV века третий сёгун Японии Асикага Ёсимицу разбил свою любимую чайную чашу и отправил ее на ремонт в Китай.

После того, как чаша вернулась, Ёсимицу был в ужасе от уродства металлических скоб, используемых для скрепления разбитых частей. Он призвал своих ремесленников придумать более приятное решение. Они разработали метод с использованием лака и золотого порошка, который не маскировал трещины, а отображал их как неотъемлемое качество красоты чайной чаши.

Этот метод стал известен как кинцуги, от kin, что означает «золотой», и tsugi, что означает «столярное дело». Кинцуги воплощает дзенскую ценность непостоянства, подчеркивая износ, вызванный течением времени.

Японская философия.

И ваби-саби, и кинцуги берут свое начало в учении Будды о трех характеристиках существования:

- Непостоянство (anicca).

- Страдание (дуккха).

- Отсутствие себя (анатта).

Они прославляются в японском дзэн как три качества всех существ в их естественном состоянии.

Эта философия резко контрастирует с западными ценностями, которые ценят симметрию и совершенство как выражение вечных и самых возвышенных устремлений человеческого духа.

Японская философия, лежащая в основе ваби-саби и кинцуги, прославляет качества, которые вызывают у нас чувство задумчивой меланхолии как свидетелей течения времени. Дзэн ценит реальность быстротечности и прославляет мудрость несовершенства, выраженную старением и незавершенностью.

Согласно философии дзен, ваби-саби опирается на семь эстетических принципов:

- Kanso — простота.

- Фукинсей — асимметрия или неравномерность.

- Сибуми — красота сдержанного.

- Shizen — естественность без претензий.

- Югэн — тонкая благодать.

- Дацудзоку — свобода.

- Сэйджаку — спокойствие.

Ключом ко всем семи из этих эстетических столпов является подлинность. Неприкрашенная естественность ценится за свою целостность, свободную от синтетических искусств. Красота выражается через открытую демонстрацию недостатков, а не через их искоренение. Сострадание к себе и другим и принятие нашей уязвимости также являются элементами мышления ваби-саби.

Образ жизни ваби-саби поддерживает ценности, которые резко контрастируют с западной культурой материалистического потребления, которая ценит амбиции, занятость и вечную молодость.

Вы можете культивировать образ жизни ваби-саби, попробовав следующее.

- Избавьтесь от беспорядка в своем жилом пространстве и храните нужные вещи, когда вы ими не пользуетесь. Это поможет передать ощущение спокойствия в вашем окружении, что будет поддерживать безмятежное состояние души.

- По возможности выбирайте бывшие в употреблении изделия из натуральных материалов, а не недавно изготовленные синтетические изделия. Это будет способствовать ощущению связи с природой и землей.

- Научитесь ценить элегантную простоту образа жизни «меньше значит больше», например, одну ветвь и стебель в изношенном керамическом горшке, а не большой букет цветов в идеально симметричной вазе.

- По возможности замедляйте темп своей жизни и оставляйте достаточно времени для отдыха между задачами. Предотвратите перегруженность, отказавшись прославлять занятость, которая может привести к хроническому стрессу и ухудшению психического здоровья.

- Практикуйте осознанное наслаждение едой и питьем. Осознанные движения японской чайной церемонии должны питать как дух, так и тело. Найдите время, чтобы подумать о паутине взаимосвязи, которая снабдила вашу тарелку, от взаимозависимости природных элементов, необходимых для выращивания продуктов питания, до отношений между фермерами и розничными торговцами, которые предоставили ингредиенты для вашей еды.

- Научитесь ценить признаки течения времени и красоту старения в себе и других. Образ жизни ваби-саби ценит зрелость, глубину и мудрость, а не жизненную силу молодости.

Применение кинцуги в терапии.

- Селин Сантини использует процесс восстановления кинцуги как метафору исцеления после переживания травмы, внезапной потери, шока и, как следствие, чувства разбитости.

Часто травма оставляет у клиента ощущение, что он уже никогда не будет прежним. Тем не менее, Сантини напоминает нам, как исцеление повышает устойчивость и углубляет мудрость. В терапии личностный рост достигается путем объединения кусочков и оценки процесса.

- Психолог Томас Наварро рекомендует применять мудрость кинцуги, чтобы жить интенсивно, а не просто выживать.

Жизнь в полной мере влечет за собой как удовольствие, так и боль, потому что страдание является неизбежной частью человеческого опыта. Подобно тому, как ремесленник ремонтирует разбитый горшок золотом, тем самым подчеркивая его красоту, принятие нашей хрупкости и несовершенства является ключом к исцелению в терапии. Терапевтический процесс подобен золоту, которое соединяет разбитые кусочки вместе.

Применение мудрости кинцуги в терапии вселяет в клиента уверенность в своей способности преодолевать жизненные трудности. Как только клиент понимает, что его сердце и разум готовы исцеляться после потерь и неудач, он может начать брать на себя риски, связанные с более полноценной жизнью.

- Настоящий момент. Мудрость кинцуги заключается в том, чтобы ценить вещи такими, какие они есть здесь и сейчас, а не стремиться к идеалу совершенства. Оценка является результатом осознанной связи с настоящим моментом и освобождает нас от сожалений о прошлом, а также от тревог о будущем.

Керамика кинцуги – это визуальное и тактильное напоминание о том, что наши эмоциональные шрамы также имеют свою красоту в качестве индикаторов устойчивости с течением времени.

Применение ваби саби в терапии.

1. Непостоянство.

Мудрость Ваби Саби ценит напоминания о непостоянстве. Это можно применить в терапии, напомнив себе, что независимо от того, насколько болезненны вещи сейчас, это тоже пройдет.

2. Естественность.

Мудрость ваби-саби ценит естественность, а не искусственность. Это может быть применено в терапии, напоминая, что появление в жизни таким, какой вы есть, передает подлинность и укрепляет доверие.

Напротив, сокрытие своих недостатков за тщательно подобранной маской не только вызывает стресс, но и подрывает честность, необходимую для развития позитивных отношений, которые выдерживают испытание временем.

3. Асимметрия и несовершенство.

Ваби-саби ценит красоту асимметрии и несовершенства. Это может быть особенно полезно для клиентов, борющихся с дисморфией тела, расстройствами пищевого поведения или потерей физической функции, связанной со старением.

В сегодняшней культуре, одержимой молодежью, мудрость ваби-саби может быть применена в терапии, чтобы напомнить клиентам, что есть красота в наших уникальных несовершенствах и метках времени.

Воспитание мышления ваби саби: советы.

- Практикуйте принятие своих недостатков и недостатков других людей, будь то физические или психологические. Сострадание к себе и другим; уязвимость и недостатки помогут вам развить большую гибкость в ваших отношениях, помогая им углубиться и выдержать испытание временем.

- Проведите время на природе. В Японии синрин-йоку, или купание в лесу, развилось в 1980-х годах как форма экотерапии. Научные исследования выявили физиологические преимущества времени, проведенного в лесной атмосфере, включая снижение артериального давления, улучшение вегетативной и иммунной функции и улучшение психического здоровья.

- Размышляйте о своих истинных потребностях, а не о том, чтобы хотеть большего, признавая, что ваших основных потребностей немного. Простая жизнь с меньшим количеством материальных благ снижает стресс и оставляет больше времени для реализации творческих способностей. Загроможденная среда стимулирует постоянную низкочастотную реакцию «бей или беги», которая оказывает негативное влияние на ваше физическое и психическое здоровье.

- Создавайте баланс между работой и личной жизнью. Наши современные общества склонны прославлять занятость, амбиции и продвижение по карьерной лестнице. Это преобладание работы над отдыхом рискует вывести жизнь из равновесия, поскольку больше часов тратится на работу, чем на наслаждение жизнью и отношениями с близкими. Замедление и выделение времени для адекватного отдыха и досуга с людьми, которые вам небезразличны, необходимы для хорошего психического здоровья.

- Практикуйте благодарность за простые радости в жизни, такие как компания друзей и любимых, прекрасный восход или закат солнца, полезная еда или чашка хорошего чая. Чувство благодарности имеет много преимуществ для здоровья, включая снижение стресса и повышение оптимизма.

- Оцените уязвимость. Это делает вас человеком со сломленностью, возникающей в результате потери и изменения, которые со временем углубляют мудрость и сострадание. Хотя вы можете рассматривать свою собственную уязвимость как неадекватность, исследования показывают, что выражение своей уязвимости другим обычно рассматривается как мужество, а не слабость. Уязвимость усиливает эмпатию и эмоциональный интеллект. Чувство уязвимости и даже сломленности является частью того, что значит быть подлинным человеческим существом. Принятие нашей собственной уязвимости и уязвимости других в здоровых границах помогает укрепить доверие в наших отношениях.

Ваби-саби и кинцуги берут свое историческое начало в эстетике японской чайной церемонии, которая поддерживает дзен-буддийские ценности чистоты, гармонии и спокойствия.