Не прошло и года с момента выхода прошлой статьи про прямую проводку управления, можно про компенсацию шарнирных моментов рассказать :) Сам термин упомянут здесь. Теперь подробнее, что это такое за момент. Взгляните на эту безобразную красивую схему: Собственно, шарнирный момент возникает при действии набегающего потока воздуха на отклоненный руль. Существует точка, называемая центром давления (обозначена на рисунке как Ц.Д.), относительно которой и можно обозначить действие аэродинамической силы F на плечо l. Произведение Fxl будет численно равно этому шарнирному моменту. Шарнирные моменты могут достигать очень больших величин. В частности, были случаи, когда самолет с прямой проводкой управления попросту не мог выйти из крутого пикирования, потому что летчику не хватало сил отклонить штурвал из-за шарнирных моментов. Как быть с шарнирными моментами? 1) Заниматься физкультурой Вариант очень хороший, но не всегда подходящий :) 2) Применять компенсацию шарнирных моментов А теперь перех