Найти тему

Такси в 20 веке: насколько все изменилось

За последнюю сотню лет сфера такси претерпела довольно значительные изменения. Сейчас все очень просто: достал из кармана телефон, зашел в приложение, через несколько минут ты уже едешь в комфортном авто по своим делам. А как обстояли дела в сфере такси в 20 веке?

Появление таксометров

Начнем с того, что в далеком прошлом таксометров не существовало. Да, вы все правильно понимаете, цены за поездку перевозчики называли, как посчитали нужным. Логично, что это вызывало много недовольства, тем более, что далеко не все любят и умеют торговаться.

В конце 19 века все изменилось – изобрели таксометр.

Первые автомобили с этой полезной вещицей появились в Санкт-Петербурге в 1906 году. Спустя год инициативу подхватила Москва.

Первая случайная реклама такси

В 1907 репортеры газеты «Голос Москвы» сами того не понимая, разместили первую рекламу такси. В издании говорилось о московском извозчике, который возит пассажиров за деньги.

Распространение такси

Популярность такси стало приобретать после открытия в 1909 году акционерного общества «Санкт-Петербургский таксомотор» и предприятия «Товарищество Автомобильного Передвижения». После революции 1917 в этой сфере случился застой, система такси была практически уничтожена. Возрождение отрасли началось в 1921 году, когда было объявлено о начале НЭПа (Новой Экономической Политики).

Как можно было вызвать такси в 20 веке?

До того, как появились диспетчерские службы, автомобили просто разъезжали по городу и громко сигналили для привлечения внимания потенциальных пассажиров.

С появлением диспетчерских служб заказать машину можно было по телефону или таксофону. Также существовали и специальные стоянки, где можно было сесть в такси. Кстати, первая такая стоянка московского такси образовалась в 1907 году на Страстной (ныне Пушкинской) площади.

Появление «зеленых огоньков» тоже немного упростило задачу клиентам. С 1948 года в таксопарках существовал ГАЗ-М20 «Победа», который оснащался специальным зеленым фонариком. Он сигнализировал о том, что машина свободна. Потенциальные пассажиры видели его и «голосовали».

Кроме того, у таксистов были так называемые «лакомые места» – станции метро, гостиницы, вокзалы, где они стояли в ожидании клиентов.

После развала СССР большинство таксопарков прекратили свое существование. До 2000-х годов основную массу перевозчиков составляли частники или, в простонародье, «бомбилы».

Интересный факт

Раньше поездка на такси не считалась чем-то обыденным. Для людей, порой, это было целое событие. Да что там – таксомоторы считались излишней роскошью и «буржуазными замашками», особенно, при Сталине. Поэтому и стало крылатым выражение из фильма «Бриллиантовая рука»: «Наши люди в булочную на такси не ездят».

Вот так раньше обстояли дела в такси.