Всероссийский конкурс «Учитель года России» существует уже более 30 лет (с 1992 года), впервые соревнование между педагогами было организовано ещё во времена СССР в 1990 году. На первый Всесоюзный конкурс «Учитель года» в Москву после заочного тура приехали 19 педагогов. В ходе конкурса жюри определило шестерку лауреатов – представителей Казахстана, Москвы, Челябинской, Тульской областей, города Сумы и Красноярского края. А 6 июня 1990 года был объявлен первый «Учитель года СССР» - преподаватель русского языка и литературы Тульской области Александр Сутормин. Вскоре «Хрустального пеликана» - символа конкурса, ему вручил Президент СССР М. Горбачев.
Шестёрка финалистов 1991 года – настоящий интернационал, где были учителя из Украины, Белорусии, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Чувашии. Вторым «Учителем года СССР» стал учитель физики из Минска Валерий Гербутов. В октябре 1991 года Президент СССР М.Горбачёв, вернувшись из заточения в Форосе, принял В. Гербутова в Кремле. Главной темой разговора первого и последнего Президента СССР со вторым и последним «Учителем года СССР» стало не будущее школы, а будущее страны, которой осталось «жить» всего несколько месяцев… С 1992 года конкурс «Учитель года» называется уже не всесоюзным, а всероссийским.
В 1990 году в Калмыцкой АССР также проводится первый профессиональный конкурс «Учитель года», инициатором которого выступил республиканский Институт усовершенствования учителей при поддержке Министерства образования республики и рескома профсоюза работников народного образования. С 1995 года, после некоторого перерыва, конкурс проводится ежегодно и имеет уже более чем 30-летнюю историю. Первым победителем конкурса «Учитель года Калмыкии» стал Замбаев Николай Убушаевич, преподаватель Элистинского педучилища. Условия конкурса менялись, совершенствовалась его модель. В числе первых победителей были Кушов Замба, Ользеева Софья, Джамбинова Татьяна, Болсуновский Виктор, Музлуева Валентина, Обшиева Галина, Сангаджиева Александра, состав финалистов первых конкурсов отмечался высоким профессионализмом, стремлением к самообразованию,постижению нового. О этом, почти 100 лет назад, в первом номере «Учительской газеты», который вышел 3 октября 1924 года, нарком просвещения А.В. Луначарский писал педагогам: «Учитель, учись! Повышай свои предметные знания, работай над своими психолого–педагогическими знаниями». А ведь эта задача актуальна и сегодня, и учительский конкурс – отличная площадка для развития и самосовершенствования.
Конкурс «Учитель года России» зародился под крылом «Учительской газеты». Сразу после старта первого «Учителя года СССР», в 1990-м, газета чётко обозначила свою позицию: конкурс важен не сам по себе, гораздо существеннее то, что происходит после него. Эту главную стратегию заложил Геннадий Селезнёв, главный редактор «Учительской газеты», в 1989 – 1991 годах. Вслед за ним эту концепцию развивал и реализовывал вместе с коллегами Пётр Положевец, который возглавлял газету до 2019 года. Сейчас его преемник Арслан Хасавов продолжает эту традицию. В 1992 году на встрече финалистов конкурса в Москве, Положевец высказал ключевую, для развития конкурса, идею. Он говорил о повышении престижа учителя в глазах общества: «Учитель года…». Мы бы желали, чтобы тот учитель, которому будет присваиваться это почётное звание, стал полномочным представителем учительства, мог бы выступать от имени всех педагогов, помогать своим коллегам решать проблемы на уровне выше школьного – районном, городском, республиканском – зная, что ему обеспечена поддержка учителей…»
Конкурс «Учитель года», на самом деле, является для нас, его участников, мощным мотиватором для дальнейшего творческого роста. Ведь модель и задачи конкурса требуют от учителя во время подготовки дополнительных интеллектуальных усилий, психоэмоциональных, временных затрат. Но всё это соответственно даёт и личностные эффекты: повышение профессиональной компетентности, расширение профессиональных связей, рефлексия своего опыта, его осмысление и переоценка.В 2005 году, участвовала во Всероссийском конкурсе «Учитель года России – 2005» в Калининграде,была избрана первым председателем республиканского клуба «Пеликан», принимала участие в региональном конкурсном движении,руководила муниципальным клубом «Сарпинский пеликан». Участвуя более 20 лет в конкурсах разного уровня, поняла, что подготовка и участие в конкурсе не проходят бесследно.В результате многочисленных поисков, совершенствуется методическая система,находишь новые приёмы и подходы в обучении и воспитании, в итоге - поднимается планка качества образования. Это всё знакомо, думаю всем, кто прошел через горнило Конкурса.
А в 90-х поднималась и другая важная задача конкурса – проецирование в педагогике инновационных процессов и широкая послеконкурсная программа роста учителей, в том числе и по освещению и продвижению педагогического творчества учителей года на страницах СМИ, а также по созданию неформальных учительских объединений, ассоциаций, клубов, которые могли бы активно влиять на государственную политику в образовании. В начале 2000-х у нас в республике стали заявлять о себе муниципальные и городские клубы учителей года. Сегодня их у нас более 14,они реально работают! Идёт обмен информацией, распространение положительного опыта в реализации образовательных программ и проектов в республике и за её пределами. Клубы участвуют в проведении ежегодных конкурсов «Педагог года Калмыкии», устанавливают профессиональное, творческое общение между участниками конкурсов разных лет, распространяют опыт творчески работающих учителей, создают информационные банки данных о конкурсантах,проводят конференции, форумы, семинары. Педагоги республики активно участвуют в региональных и федеральных мероприятиях,так победитель регионального этапа «Педагог года Калмыкии» в номинации «Педагогический дебют - 22» Станислав Поволоцкий, учитель технологии СОШ №2 г.Элисты, готовится к участию на всероссийский этап конкурса «Учитель года». Баденова Дарина (Солёновская СОШ им. В.А.Казначеева) стала лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-22» в номинации «Молодые учителя». В мае 2022 года члены клубов «Пеликан» и «Постижение» организовали республиканский семинар, на котором обсуждали вопросы современного образования. А в июне молодые педагоги собрались на слёт «Творчество. Инициатива. Перспектива». В феврале 2003 года впервые в республике проводился региональный этап Всероссийского профессионального конкурса в двух номинациях «Лучший учитель родного языка и литературы» и «Лучший воспитатель, обучающий родному языку». Лучшим учителем родного языка и литературы в республике стала Баира Долгаева (Уланэргинская СОШ). Лучшим воспитателем, обучающим родному языку в республике названа Светлана Каруева (Национальный детский сад №16 «Бадмцецг», г. Элиста). В марте 2023 года «пеликанья стая» собралась на базе Троицкой СОШ, где проходил республиканский чемпионат учительских клубов. Победителями чемпионата заслуженно стали «Спутники», команда Лаганского района, им предстоит защищать честь республики 24 – 28 апреля в Ульяновске (где будет проходить межрегиональный этап).
В школах Республики немало ярких и талантливых педагогов, настоящих подвижников, энтузиастов, которые увлекают ребят своими предметами, дают им глубокие и прочные знания, к ним относятся победители конкурса «Педагог года Калмыкии»: Цамбуева Ирина, Коксунова Нина, Тюлюмджиева Светлана, Эрендженова Эвелина, Тепкеева Инна, Нахаева Лариса, Сангаджиев Чингиз, Бербенцева Марина, Местеева Саглар, Еремеева Герл, Мацакова Гиляна и другие.
Генераторами и вдохновителями конкурсного движения в республиканском клубе «Пеликан» стали инициативные педагоги с активной жизненной позицией: Светлана Тюлюмджиева, Чингиз Сангаджиев, Марина Бербенцева, Александр Ким, Местеева Саглар и другие.
Педагогическое сообщество готовится к республиканскому конкурсу «Педагог года Калмыкии – 2023». С каждым годом расширяется круг участников конкурсного движения. Тематика и формы конкурсов становятся более интерактивными и привлекательными для тех, кто связал свою жизнь с конкурсом и для тех, кто планирует принять в нём участие или видит ресурсы для собственного роста. Будем ждать новости с нашего главного Конкурса, радоваться успехам и победам талантливых учителей, новых звёзд в педагогике. Пусть конкурсные дни будут наполнены яркими событиями, интересными встречами и открытиями! Смелости, мудрости и удачи всем участникам конкурса «Педагог года Калмыкии-2023»!
Дорджиева К.У., заслуженный учитель республики Калмыкия, Отличник народного просвещения