"Мир моей музы", конечно же! А вы о чём подумали?
Предисловие:
Когда-то я прочитала эту повесть и накатала что-то вроде рецензии. И забыла. Потом думала, что вообще удалила документ, а оказалось — просто потеряла в куче папок. По этому поводу как раз я невольно дезинформировала нашу обожаемую, когда мы вместе пытались зарыть топор войны, а он, зараза, всё равно из земли вылез. Не пропадать же добру: некоторые мысли отсюда хотелось озвучить на более широкую аудиторию, чем я и мои тараканы в голове.
В чём сюжет: существует некий абстрактный Зелёный мир, практически рай, — детище одного ВОЗВЫШЕННОГО автора по имени Ян. Там же обитает его перекрашенный в зелёный цвет Ориби — Крил, не то ангел, не то муза, не то какой-то там дух природы (очередная нимфа-хоббит-оборотень), короче, не определившийся с гендером покемон. Крилу надоедают персики-цветочки, ему становится скучно и он предъявляет автору, мол, чё ты, зараза, меня погулять не отпускаешь. Ян психует и начинает таскать его по мирам других авторов — по совместительству членов его литературного кружка.
Шорт-лист: пустая романтическая сказка, фэнтезийное приключение, мистика-романтика с демоноподобным любовником (конечно, ВОЗВЫШЕННО), унылый космический sci-fi, триллер и всякие ужастики под конец. Разумеется, Крил страдает, и чем дальше, тем больше. Разумеется, сам практически ничего не делает, возле него суетятся все остальные. Финал — хэппи-энд с дружным осуждением всех нехороших авторов, которые пишут всякую дрянь.
Потенциал интересной истории гигантский. Но, раз этот пост существует, значит кто-то спустил его в трубу.
Начну с проблемы, которую хотела отметить ещё давно, как только начала читать. В тексте упоминалось, насколько Ян хороший и замечательный автор, что его любят и уважают профессора, да только — вот беда! — не читает и не признаёт никто из сверстников. И где-то даже мелькала причина: он писал всегда много и одинаково хорошо. Стабильно. Только автор (Инесса) уверена, что это, наоборот, жирный плюс, а мир вокруг несправедлив, раз его не читают. То есть даже мысли не допускает, что он приелся окружению, хотя именно это, на мой взгляд, самое логичное объяснение неудач двух авторов: как выдуманного Яна, так и настоящей Инессы. Люди привыкают к хорошему, и если хочется удержать их внимание, нужно постоянно поднимать планку, удивлять их и вызывать разные эмоции, иначе они быстро остынут и найдут себе другой источник удовольствия и интереса, более разнообразный. Идеально ровная дорога, конечно, хороша, но утомительна. Вот такой момент неосознанного самообличения, который проходит через всё произведение, а автор этого даже не замечает.
Мой глаз цеплялся за неоднородность реального мира, в котором живёт Ян. Для начала, потому что не совсем ясно, в каком месте происходит действие: у него короткое интернациональное имя, его окружают Наэли, Нидины и Валесы, как вдруг всплывает Катаржина:
На самом деле Катя Ивашкина. Имя на иностранном языке было частью «крутого» образа.
То есть это русреал. Так? Так, я спрашиваю, Пупкин Наэль Василич?!
Но это единичная придирка, потому что вскоре становится плевать. Хотя сам Ян осуждал ту же Катаржину за непроработанность мира, где вода не вода и груши безвкусные, потому что она их не описала как следует. Дорогой Ян, а ваш универ висит в воздухе на нейтральной территории и в учебниках пустые страницы? Нет? Почему-то я не встретила подробных описаний содержимого библиотеки и преподавательского состава, у вас что, непроработан мир? Опять же, момент самообличения. Ян критикует "юное дарование" за ошибки, которые допускает сама Инесса (хотя это не ошибки, а такая расстановка приоритетов), а в общей перспективе получается какой-то бред.
Также я заметила проблемы с подачей сюжета, потому что с поры завязки до самой кульминации все описываемые события плохо развиваются. Просто одна локация сменяется другой, более неприятной, и всё. Меня особенно зацепила история с маньяком, которой посвящена 7 глава, потому что снова большой потенциал, да исполнение хромает.
Именно эта глава помечена как детектив, однако никаких элементов расследования и даже обычной интриги я не заметила. Это скорее триллер, но и он подан неверно. Итак, Крил попадает в новый мир, обнаруживает в кармане деньги, идёт кушать мороженку, всё круто и замечательно. Но что-то не даёт покоя, потом оказывается, что за ним следил маньяк. На него могло намекать только тревожное чувство чьего-то присутствия, которое было быстро свалено на белочек. Крил не должен был знать, что его поджидает, окей, но читателя-то можно подготовить и подпитать его интерес. Например, Крил мог пройти мимо доски объявлениями, где висит портрет преступника с подписью «разыскивается», но не заметить. Жители города могли шептаться о чьём-то таинственном исчезновении, но Крилу было бы всё равно. Так просто заронить зерно интриги и подвести к дальнейшим событиям, а потом говорить об абстрактной опасности. Но нет. Только белочки.
Назойливое «Я» соглашается рассказать о маньяке читателям, только когда Крил уже оказывается в плену. Возникает проблема пассивности персонажа: сам Крил ничего не решает. Маньяк сам меняет к нему отношение просто на ровном месте – потому что, видите ли, он слишком красивый и похож на ангела, лучше сохранить ему жизнь. Почему нельзя было дать слово самому Крилу? Если бы он лично переубедил маньяка, что, мол, от живой птички веселья больше, это бы добавило ему очков в глазах читателя, показало бы его волю к жизни и умение обретать контроль над ситуацией (он у себя целые города создавал, алё!) даже в безвыходном положении. Однако всемогущее существо оказывается бессильно, уж лучше автор на ходу перевоспитает маньяка сам и даст шанс на развитие ему, а не гг.
Конец у этой мини-истории бесславный и позорный в своей надуманности. Вдруг откуда ни возьмись – полиция, маньяка арестовали, а Крил за секунду до просто превратился в свет (чево?), избавился от пут и сбежал. Что? Откуда? Зачем? Почему? Почему читатель сначала слышит выстрел, а уже потом ему показывают ружьё на стене? Это я говорю о способности Крила превращаться в свет. Ведь это ой как удобно – не заявлять об изначальных умениях, которые потом чудом проявляются в экстренной ситуации! Об этом надо говорить до, а не после, иначе ружейный залп превращается в партию рояля, доносящуюся из кустов.
Я понимаю, что какой-то нехороший писатель в контексте МММ мог не стараться, но неужели не стала стараться сама Инесса? Где-то потом было сказано про разные концовки «детектива», но выбрана была самая дурацкая. Разве Крил не мог раньше открыть свои дополнительные чакры? Разве не мог подстроить так, что маньяк сам бы привёл полицию в убежище? Например, когда тот надумал его кормить, можно закапризничать и послать на рынок за каким-нибудь экзотическим фруктом, а самому попытаться сбежать ещё раз… Он вообще умеет думать о чём-то насущном, не только ВОЗВЫШЕННОМ? Его описывали как мудрое и вечное существо, пусть и по-детски наивное, но делать его таким пассивным и глупым – это неуважение к обозначенной вселенской мудрости. Ну пусть преодолевал бы этот барьер, который направляет мысли только на что-то высокое и вечное, а сейчас хоть попробовал пошевелить мозгами, помочь себе в спасении и обеспечить преступника наказанием, заставить его потерять осторожность и попасть в руки стражей закона. Не? Не, пусть всемогущего Крила спасает сценарное чудо.
Никому не нужен персонаж, который терпит трудности. Интересен персонаж, который их преодолевает.
А ещё мне не нравится, как автор обходится со второстепенными персонажами в другой сюжетной линии. В сюжет, происходящий в реальности, введён антагонист — Наэль, идейный противник Яна. Его описание где-то в постах ниже, а коротко — дьявол во плоти. Окей, только мне кажется, что Инесса держит своих читателей за идиотов. Потому что вместо описания всех писак нам суют их оценку. Я не тупая, я сама могу судить о персонажах, а теперь можно я почитаю без натаскиваний на определённое мнение? Серьёзно, что ни описание, так табличка: "Гоните его, насмехайтесь над ним". Читателю не дают самому понять, почему персонаж такой, автор (чьё "Я" довольно часто мелькает по ходу повествования) прямо заявляет: этот злой, потому что плохой, а этот плохой, потому что злой. А Ян добрый и хороший, поэтому ненавидит их. Вместо описания взаимодействия этих героев нам дают пересказ с односторонним осуждением. Ни мотивов, ни личностных причин такого поведения, лишь "у них прогнили души". Не цитата, но общая суть. Очень похоже на выгораживание гг, а от этого сразу пропадает охота ему сопереживать.
Причём это не воплощения или слуги вселенского зла, как какие-нибудь орки из ВК, а обычные люди, бок о бок с которыми мы живём. Конечно, это не отменяет наличия в мире аморальных личностей, но не каждый же второй такой! Тем более в литературном кружке, куда точно не пойдут гопники, которые бухают в падиках.
Тем более рассказ Нидина ("мелкого беса") про какого-то вечного страдальца с оторванными крыльями, за которым пытался ухаживать рыбак с дочкой, вполне приличный и даже беззубый, разве что бессюжетный, хотя назойливое "Я" (которое не Инесса, а сама Вселенная по её же словам) оценило это как жестокое издевательство над Крилом. Эм... Ладно? Персонажи Нидина действительно лечили страдальца, над ним никто не смеялся, его никто не хотел бросить в первый же день, ему разве что предложили эвтаназию под конец, потому что куда дальше? Это, по-вашему, произведение зловредного насмешника? Эта чушь мало отличается от всего, что пишет сама Инесса, что стилем, что поведением персонажей. Просто этому "Я" надо кого-то осудить, надо назвать сволочей сволочами так, чтобы это выглядело прилично. А точно ли они сволочи? Не знаю, но автор так сказал.
И что-то мне хочется вспомнить мультик про Кота Леопольда, который даже мышам-задирам говорил: "Ребята, давайте жить дружно".
Ян многих коллег за глаза называл мелкими бесами, крысами, змеями, червяками.
Такова изнанка ВОЗВЫШЕННОСТИ! Достойно, ничего не скажешь. (Ах да, он беззащитен, скажите пожалуйста! Конечно, хорошее оправдание)
Но самое интересное, что главным мудаком всей повести является именно белый и пушистый Ян, который лишь за одну мысль о побеге приговорил зелёного и пушистого Крила к извечным славянским страданиям. Он нарочно отправлял его в чужие произведения, где над ним всячески измывались, и причём делал это избирательно. Впервые по-настоящему влюбился? А иди-ка ты в космос, послоняйся по чужой планете в мучительном одиночестве! Вот у этого нехорошего писателя киберпанк и деревья не растут, что за чудовищный мир, нет-нет, дорогого-любимого Крила ни за что туда не пущу! А здесь маньяк людей расчленяет — та ваще похер, иди развейся, зелёнка ходячая! А у самого Крила развился какой-то стокгольмский синдром после этого. Конечно, я уверена, Инесса против извращений!
Не раз говорилось, что и страданиями упиваются писаки вроде Наэля и Нидина, но инициатива экскурсии исходит именно от Яна. И это не мера перевоспитания Крила за его детсадовский «мятеж» (потому что тот уже убедился, что убегать из дома ему не очень-то хочется), а садистские наклонности доброго автора вылезли на свет. Он, конечно, занимался самобичеванием, мол, они так популярны, а я нет, брошу писательство и заодно самого себя со скалы и т.д., но знал, что всё это отражается на его персонаже. В мирах Наэля и ему подобных изначально страдают только какие-то непонятные герои с плохо прописанным прошлым, что по ходу дела замечал сам Крил. Но по милости Яна все шишки сыплются на дорогого ему персонажа, которого он считает своим, на секундочку, сыном. И после всего этого он смел и дальше оскорблять жЫстоких коллег?
У меня невольно возникла параллель с историей Лили и Ориби. Возник этакий метафорический творец с молотком в руках и лежащий на плахе метафорический котёнок — его персонаж. Творец бьёт молотком ему по лапкам и орёт на окружающих: "Что, не жалко?! Жалейте его, ироды, проливайте слёзы, очистите свои поганые чёрствые души от скверны!" Это Лили, которая убивала Ориби из книги в книгу, намереваясь "вызвать жалость и спасти души читателей". В случае Яна творец продолжает отбивать молотком крошечные пушистые лапки и орёт уже на котёнка: "Посмотри, как жестоки миры чужих авторов! Это они меня заставляют! Это всё современная мода на насилие и пошлость!" И если вы не прочувствовали всю высокодуховность произведений с таким посылом, то вы, извините, быдло.
Яна не тяготят никакие последствия: муз всё забыл по его желанию – хэппи-энд! Ни чувства вины, ни страха собственных потаённых демонов, просто один раз поплакал, и всё. Он разлучил Крила с возлюбленной, забросил в плен к маньяку, потом к оккультистам, хотевшим оторвать крылья, потом к злому-ужасному Наэлю (если я правильно поняла), где на глазах Крила чудища сожрали девушку. И это он специально выбирал, даже не пустил его в парочку мест! Я не хочу иметь дела с этим героем!
Гораздо приличнее и интереснее было бы, если бы Ян не контролировал этот процесс: настолько погружался в чтение и собственные мысли, что не замечал, как муз следует за ним в чужой мир. Не выбирал бы "туда хочу пускать, а туда не хочу", а просто ограничился бы рассмотренными произведениями. Не нарочно заставлял его терпеть боль, а просто не замечал, думая, что это неприятный сон или короткое помешательство из-за сильных впечатлений. А в итоге у Инессы вышел не многогранный персонаж со своими минусами (причём из минусов она выделяет только его печаль и неуверенность в себе), а просто лицемерный садист.
Крил же – практически безвольная марионетка для страданий. Не персонаж. Он не принимает важных решений, не влияет на сюжеты, не участвует в них напрямую (разве что в качестве жертвы или объекта чужого поклонения), а ведь так было бы гораздо интереснее! Пусть лучше он сам вляпывается в какие-то истории из-за незнания законов чужого мира, тогда он будет выглядеть живым, имеющим свои привычки и мотивы к тем или иным действиям. Пусть разгребает последствия своего нахождения где-либо, потому что чужой муз по-любому должен нарушить течение истории определённого автора и, возможно, улучшить сюжет, тем самым преподать нехорошему автору ненавязчивый урок, как надо. Но нет. Появился – пострадал – телепортнулся куда-то ещё. Уроборос подавился своим хвостом.
Опять же, я, дурочка, придумала решение проблемы за пять секунд. Почему только Ян общается со своим музом? Пусть о Криле узнают и другие авторы, к которым его подсылают. Раз они такие злые и бездушные, пусть специально пишут для него полные насилия рассказы, пусть бесятся на Яна хотя бы не без причины – он, звезда такая, не просто их критикует с высоты своего немереного таланта, а ещё и влезает в их интеллектуальную собственность, пусть и невольно. Наэль мог бы получить хоть немного бэкграунда: допустим, он в душе труслив, поэтому хочет напугать рассказами других и самоутвердиться, поэтому каждый раз включает защитную реакцию и ругается с Яном, успеха и правоты которого он тоже втайне боится, а не потому что злойплохой.
Да и вообще, авторы, готовящие ловушки специально для Крила, куда более логичная причина его страданий. Вот тогда их обозначенная назойливым "Я" зловредность будет оправдана, она сыграет важную роль в сюжете и заодно повлияет на самого Яна, который очнётся ото сна и начнёт писать сам свои добрые и ВОЗВЫШЕННЫЕ работы. Но кто я такая, чтобы учить гения, правда?